Самоанализ занятия по ознакомлению детей с предметным окружением в подготовительной группе «Путешествие в прошлое счетных устройств».
Цель : формировать элементарные представления детей об исследовательской деятельности человека и ее результатах (любое исследование приводит к появлению чего-то нового, необходимого для развития общества, для облегчения труда человека)
Образовательные задачи:
- познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком
Развивающие задачи:
- развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира;
- активизировать познавательную деятельность детей.
Воспитательные задачи:
- воспитывать любознательность
- воспитывать умение работать сообща, в подгруппах
Материалы и оборудование: картинки, камешки, веревочки, счетные палочки, счеты, копии абака и деревянной дощечки «носа», кассовый аппарат, калькуляторы, ноутбук.
Предварительная работа: просмотр презентаций : «Что такое музей ?», «Правила поведения в музее», «Виды музеев» . Беседы по презентациям.
Анализ целей и задач.
Занятие проводилось в подготовительной группе . Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цель и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цель и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь цели и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.
Структура занятий.
1. Вводная часть: установление положительного эмоционального фона, настрой детей на совместную работу, создание игровой ситуации.
2. Основная часть: организация активности детей в различных видах деятельности при выполнении заданий, содержащих обучающие, развивающие задачи. Динамическая пауза : организация двигательной активности детей, снятие напряжения,
3. Завершающая часть: организация самостоятельной творческой активности детей, рефлексия эмоциональных состояний.
Анализ организации организованной образовательной деятельности.
В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Дети показали знания программного материла, сами добывали знания. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:
1. Словесный (беседа, загадки, вопросы к детям, поощрение);
2. Наглядно - демонстрационный ( рисунки ног и рук человека4 контейнеры с ракушками, орехами, галькой; деревянные дощечки, узелковые счеты, калькуляторы, кассовый аппарат, ноутбук);
3. Практический (выбор счетного устройства и счет с помощью него);
4. Игровой (загадывание загадок, динамическая пауза) ;
и приемы: игровой, пояснения, указания, показ, художественное слово, поощрение, индивидуальная работа, анализ, беседа.
Анализ занятия открытия нового знания.
В начале занятия использовала приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность, детям было предложено пойти в музей, таким образом дети были включены в деятельность. Данный прием соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей. Были созданы условия для осознанного принятия детьми «детской» цели. «Детская» цель соответствовала индивидуальным особенностям, специфике личностных мотивов, эмоциональной сфере, познавательному интересу детей группы. При подготовке к занятию был подобран и изготовлен демонстрационный и раздаточный материал, с учетом возрастных особенностей, интереса детей. Продуманно расположение детей в пространстве .В работе с детьми использовала беседу, демонстрацию наглядного материала - все это способствовало эффективности занятия, мыслительной деятельности и развитию речи детей. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.
Анализ образовательной деятельности.
В ходе занятия старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности.
Во время занятия прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Все это подтверждают результаты деятельности.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.
Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждый этап занятия направлен на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Дети могли самостоятельно выбрать материал и способ действия при решении поставленной задачи.
Считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.