Автономная некоммерческая общеобразовательная организация «Школа «Атон»
Доклад
Самостоятельная работа в начальной школе
Учителя начальных классов
Никишиной Галины Сергеевны
Электросталь2017г.
Самостоятельная работа в начальной школе
Развитие личности ученика немыслимо без его самостоятельной деятельности, для осуществления которой используются разные формы самостоятельной работы. Целью обучения ставится не только достижение определённого уровня знаний, умений и навыков, а создание условий для развития детей и его осуществление.
Самостоятельная работа – единственное средство приобретений учащимися умений добывать знания. Самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, с другой – форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое, в конечном счете, приводит школьника либо к получению нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.
Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:
· в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
· формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
· вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;
· является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения .
При развивающем обучении главными становятся задачи по организации самостоятельной учебной деятельности. Учащиеся должны осознавать учебную задачу, понимать, как её решить, выполнять различные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, контроль и оценку).
Ребенок, поступающий в школу, вышеуказанными умениями не владеет. В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с различными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.
Отдельные виды самостоятельной работы могут включать либо все, либо некоторые из этих элементов. Чем больше указанных элементов входит в самостоятельную работу учащихся, тем выше ее уровень, а значит и уровень самостоятельности школьников, развитие которых является одной из основных целей организации самостоятельной работы на уроке.
Опыт работы доказывает, что самостоятельные работы разноуровневого характера облегчают организацию занятий в классе, создают атмосферу успеха, желание учащихся продвигаться в учёбе.
Разноуровневые самостоятельные работы дают учащимся возможность действовать различными способами, требуют активного использования различных приёмов. При правильной организации дифференцированной работы каждый ребёнок всегда был занят разрешением посильной для него задачи, что поддерживает у него интерес к учению.
Когда собственный труд учащегося дал результаты, даже у слабых, появляется уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед новыми заданиями, стремятся к решению более сложных заданий, что способствует сознанию положительной мотивации.
Самостоятельные работы, различающиеся по дидактической цели, могут быть направлены на: подготовку учащихся к восприятию нового материала; усвоение учащимися новых знаний; закрепление и расширение, и совершенствование усвоенных знаний; выработку, закрепление и совершенствование умений и навыков.
Целью обучающих самостоятельных работ является задача доведения до сознания учащихся содержания нового понятия, раскрытие его главных свойств, признаков, связь с ранее излагаемым материалом. Эти работы проводятся при первичном закреплении знаний, т.е. сразу после объяснения нового материала, когда знания учащихся непрочны.
Тренировочные самостоятельные работы должны включать однотипные примеры и задачи, содержащие существительные признаки и свойства данного определения, правила.
К таким работам можно отнести выполнение разноуровневых заданий. Например, 5 карточек с упражнениями или заданиями, в соответствии с уровнем усвоения материала.
К закрепляющим работам можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения комплекса изученных правил. Данные работы показывают, как прочно и осмысленно усвоен учебный материал.
Развивающие самостоятельные работы могут быть домашними, например, доклад на определённую тему, презентация, сочинение сказок, стихов, инсценировка и др.
Контрольная работа занимает важное место среди самостоятельных работ. Создание соответствующей системы контроля – необходимое условие достижения планируемых результатов обучения.
Большое место в начальных классах занимает самостоятельная работа с учебной книгой, ее текстом, иллюстрациями, картами и т.д.
Целью самостоятельной работы с книгой может быть ознакомление с ее структурой, беглый просмотр, чтение отдельных глав, поиск ответов на определенные вопросы, изучение материала, реферирование отдельных отрывков текста или всей книги, решение примеров и задач, выполнение контрольных тестов, наконец, заучивание материала на память.
Наибольшее распространение получили два вида работы с книгой: на уроке под руководством учителя и дома самостоятельно с целью закрепления и расширения полученных на уроке знаний. Подготавливая учащихся к работе с книгой, учитель указывает, с каким ранее изученным материалом необходимо сопоставить или объединить новый учебный материал. Если работа ведется на уроке, то весь процесс изучения материала по книге разбивается на отдельные части, выполнение которых контролируется. Прочитав отрывок текста, учащиеся по указанию учителя делают остановку и выполняют необходимые действия: понять, запомнить, сравнить, сопоставить и т. д.
Работа школьников над текстом учебника дома начинается с воспроизведения по памяти знаний, полученных на уроке. Синтезирование учебного материала, усвоенного на уроке, с текстом учебника — важнейшее условие рациональной работы с книгой. При чтении книги у учащихся должна быть выработана установка на запоминание. Поэтому необходимо учить их улавливать порядок изложения и по ходу чтения мысленно составлять план прочитанного. Очень помогает письменная фиксация плана и основных положений книги в виде структурно-логической схемы (опорного конспекта).
Обучение работе с книгой предполагает формирование у школьников навыков самоконтроля. Нужно добиться, чтобы ученик судил о знании материала не по тому, сколько раз он прочитал текст учебника, а по умению сознательно и подробно излагать содержание прочитанного. Для этого следует формировать привычку отводить больше времени не на чтение материала, а на его активное воспроизведение по памяти.
Работу с учебником на уроке организует учитель. Эта может быть работа по изучению нового материала, работа по закреплению новых знаний, работа с учебником при обобщающем повторении пройденного материала. Именно во время урока ученик под руководством учителя приобретает навыки работы с книгой, которые потом пригодятся ему в домашней самостоятельной работе.
Самостоятельные работы различаются по характеру деятельности, которой они требуют от учащегося. С этой точки зрения различают работы:
Ø задания по образцу (например, письмо букв, цифр, склеивание бумаги по образцу и т.п.), т.е. работы, основанные на подражании;
Ø по правилу или целой системе правил;
Ø конструктивные, требующие творческого подхода (например, сделать какую-нибудь игрушку для детей подшефного сада, написать сочинение на данную тему и т.п.).
По способу организации различают разные виды самостоятельной работы: общеклассная (фронтальная), групповая, индивидуальная.
В условиях начального обучения, когда дети находятся под постоянной опекой и контролем учителя, самостоятельное выполнение заданий развивает инициативность, гибкость и критичность мышления. Однако в младшем школьном возрасте инициативность и самостоятельность мышления возможна тогда, когда дети умеют правильно строить последовательность операций мышления на основе указаний учителя или учебника.
Самостоятельные работы направлены на решение различных задач:
Ø Самостоятельные работы, подготавливающие к восприятию нового материала.
Ø Самостоятельная работа в процессе изучения нового материала.
Ø Самостоятельные работы на этапе закрепления полученных знаний.
Творческие самостоятельные работы являются главными в системе самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа – одно из самых эффективных средств формирования творческих личностей.
Учебные программы начальной школы предполагают такое совершенствование обучения, которое направлено на всемерное развитие самостоятельности учащихся, активное усвоение знаний. Умственная деятельность учащихся должна быть связана с их практической деятельностью; только в этом случае школьники будут усваивать знания, понимая их значимость.
Самостоятельная работа развивает у детей познавательные способности: наблюдательность, пытливость, логическое мышление, память, воображение, творческую активность.
Особенность самостоятельной работы заключается в том, что, ставя перед учеником какую-либо задачу, учитель оставляет его наедине с поставленной задачей.
Самостоятельная работа предполагает непременное соединение самостоятельной мысли учащихся с самостоятельным выполнением ими умственных действий. Поэтому самостоятельная работа должна быть организована как выполнение определенных заданий, над которыми учащиеся работают без непосредственного участия учителя: они читают, осмысливают, выполняют работу.
Самостоятельная работа применяется на разных этапах урока, причем от учителя требуется максимальная продуманность всех звеньев этой работы, учет и сопоставление ряда педагогических и психологических, а также методических факторов, а именно:
а) возрастных и индивидуальных возможностей учащихся;
б) специфики материала, подлежащего усвоению;
в) уровня знаний и умений, на которые будут опираться учащиеся при самостоятельной деятельности;
г) характера вопросов, заданий, иллюстративно-наглядного материала, а также приемов выполнения работы;
д) объема знаний и уровня навыков самостоятельной работы, которыми учащиеся владеют.
Самостоятельная работа на уроке должна предполагать такую самостоятельную деятельность, которая опирается на познавательный интерес и активность мышления, которые и развиваются в процессе выполнения самостоятельной работы.
Самостоятельная работа в начальных классах лишь в том случае активизирует процесс учения и способствует успешности его осуществления, если осуществляется в целостности и системности, во взаимосвязи преподавания и учения.
Соблюдение условий, необходимых для организации и проведения самостоятельной работы учащихся на всех этапах обучения, в значительной мере будет содействовать обеспечению учащихся твердыми знаниями, развитию их творческой инициативы и умения учиться самостоятельно.