СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семья как социальная группа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самое основное: определения, термины, систематизация материала

Просмотр содержимого документа
«Семья как социальная группа»

Семья как социальная группа

Семья — это:

1) социальный институт, выполняющий ряд важных общественных функций. Характеризуется определённой совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регулирующих отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками;

2) малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении). Позволяет удовлетворять личные потребности, связана общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

Формы брачно-семейных отношений в своём развитии прошли следующие этапы:

1) промискуитет — половые отношения не регулируются ни какими нормами и существуют между всеми членами общества (характерен для ранней ступени истории человечества);

2) групповой брак — древняя форма брака, при которой все мужчины одной родовой группы могли иметь брачные связи со всеми женщинами другой такой же группы

3) пуналуальная семья — групповой брак между людьми одного поколения, которые принадлежат к разным родам;

4) синдиасмическая семья — брак, в котором один мужчина живёт с одной женщиной, но брачные узы легко расторгаются, после чего дети остаются с матерью;

5) моногамная семья — брак, в котором один мужчина живёт с одной женщиной;

6) полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами;

7) полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами;

8) патрилинеальная семья — брак, в котором наследование имущества, фамилии, социального положения ведётся по отцу;

9) матрилинеальная семья — брак, в котором наследование имущества, фамилии, социального положения ведётся по матери.


Основные функции семьи:

1) репродуктивная функция — биологическое воспро­изводство членов общества;

2) функция социализации — формирование индиви­да как личности;

3) воспитательная функция —передача знаний, опыта, эстетических, моральных и других ценностей, помощь в освое­нии социальных ролей;

4) хозяйственно-бытовая функция — ведение до­машнего хозяйства и семейного бюджета, решение бытовых (удовлетворяющих повседневные физиологические потребности человека) вопросов, уход за нуждающимися членами семьи (малолетние , престарелые, инвалиды);

5) экономическая — материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

6) защитная функция — физическая, психоло­гическая и экономическая защита членов семьи;

7) эмоционально-психологическая функция — поддержка членов семьи,  создание чувства безопасности и психологического комфорта, совместное переживание различных эмоциональных состояний (желание разделить радость с близкими или, наоборот, посетовать на свои проблемы);

8) рекреационная (досуговая) функция — организация и прове­дение отдыха;

9) социально-статусная функция — предостав­ление членам семьи социального статуса;

10) сексуальная — удовлетворение сексуальных потребностей.

Классификация семьи

Основания для классификации

Типы семьи

По количеству

детей

Многодетная

Малодетная

Бездетная

По характеру распределе­ния домаш­них обязан­ностей

Традиционная (патриархальная) — домаш­ние обязанности выполня­ет в основном женщина, но ответственность за се­мью перед обществом и основная власть принадле­жат мужчине.

- Экономическая зависимость жены от мужа.
- Глава семьи — муж.
- Чёткое разделение семейных обязанностей — муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети присматривают за младшими.

Нетрадиционная (эксплуататорская) — работают оба супруга, но как и в традиционной семье на жену дополнительно ложится вся домашняя работа и воспитание детей.

Коллективистская (парт­нёрская) — обязанности выполняют супруги совме­стно или по очереди. 

- Домашние обязанности распределяются между всеми членами семьи.
- Все важные для семьи решения принимаются всеми членами семьи.
- Все члены семьи доброжелательно и уважительно относятся друг к другу.

Состав семьи

Нуклеарная (от лат. nucleus — ядро) — супружеская пара с детьми.

Расширенная (многопоколенная) — супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, про­живающих с ними.

Неполная семья —отсутствует один из родителей.

Характер

воспитания

Авторитар­ная — осно­вывается на безусловном авторитете ро­дителей, старшие "лучше знают", что необходимо младшим.

Анархическая — выражается во внешней свободе для всех, но, по сути, во вседозволенности.

Демократичес­кая — характе­ризуется учётом мнения всех членов семьи, но с необходимостью нести ответственность за свои действия и решения.

 

Тенденции развития современной семьи:

1) Сокращение ведущих позиций в социализации индивидов, в организации их досуга.

2) Изменение положения женщины в семье, обусловленное рос­том её авторитета в обществе.

3) Сокращение числа патриархальных (традиционных) семей.

4) Развитие семьи партнёрского (коллективистского) типа.

5) Разрушение расширенной (многопоколенной, родствен­ной) семьи.

6) Преобладание нуклеарной семьи.

7) Разделение институтов брака и семьи, рост количества факти­ческих, но юридически не оформленных «свободных» семейных со­юзов и рождённых в них детей.

8) Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.

 

Семейный долг

Семейные отношения с особой остротой ставят вопрос о соблюдении определённых нравственных требований.

Семейный долг — превращение нравственных тре­бований, связанных с семейными отношениями, в личные правила, принятие их человеком как непре­менного условия отношения к окружающим.

Долг родителей перед обществом: забота о своих де­тях, создание не­обходимых усло­вий для их полно­ценного развития.

Долг родителей перед своими детьми: роди­тели имеют равные права и обязанности в отношении детей — забота о семье и детях, их здоровье, физичес­ком, духовном и нрав­ственном развитии, обучении и матери­альном обеспечении, защита детей во всех учреждениях.

Долг детей (особенно ког­да они стано­вятся взрослы­ми) заботить­ся о своих родителях, о семье, её благо­получии, быте, эмоциональной атмосфере.

 Ценность семьи является непреходящей. Потреб­ность в ней сохраняется всегда, вечно. Подавляющее большинство людей нуждается в опоре, поддержке, ко­торую прежде всего оказывают близкие, семья.