СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание, 10 класс /профильный уровень/. Семья как малая группа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по обществознанию "Семья как малая группа" предназначена для учителей и учащихся 10 профильного /социально-гуманитарное направление/ класса (УМК Л.Н. Боголюбова). Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«обществознание, 10 класс /профильный уровень/. Семья как малая группа»

Обществознание, профильный уровень Урок 95-97 СЕМЬЯ  КАК МАЛАЯ ГРУППА Д.З: § 37, ?? (с.388), задания (с.388-390)  © ред. А.И. Колмаков

Обществознание, профильный уровень

Урок 95-97

СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ ГРУППА

Д.З: § 37, ?? (с.388),

задания (с.388-390)

© ред. А.И. Колмаков

 содействовать пониманию принципов построения семьи как малой группы, её психологических особенностей;  систематизировать социальную информацию, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;  способствовать выработке грамотного поведения в семье.
  • содействовать пониманию принципов построения семьи как малой группы, её психологических особенностей;
  • систематизировать социальную информацию, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • способствовать выработке грамотного поведения в семье.
Универсальные учебные действия Знать: семья как малая группа, познакомиться с психологией семейных отношений, выяснить и проанализировать проблемы семейного воспитания, описать особенности гендерного поведения. Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с документами, выступать публично, участвовать в дискуссии, рационально решать познавательные и проблемные задания.

Универсальные учебные действия

  • Знать: семья как малая группа, познакомиться с психологией семейных отношений, выяснить и проанализировать проблемы семейного воспитания, описать особенности гендерного поведения.
  • Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с документами, выступать публично, участвовать в дискуссии, рационально решать познавательные и проблемные задания.
 семья как малая группа;  психология семейных взаимоотношений;  семейное воспитание гендер;  гендерное поведение;  расширенная (многопоколенная) семья;  нуклеарная семья;  функции семьи;  групповая направленность;  эмоциональная сфера;  гендерные различия;  личностные ресурсы семьи;  цель воспитания;  стиль воспитания.
  • семья как малая группа;
  • психология семейных взаимоотношений;
  • семейное воспитание гендер;
  • гендерное поведение;
  • расширенная (многопоколенная) семья;
  • нуклеарная семья;
  • функции семьи;
  • групповая направленность;
  • эмоциональная сфера;
  • гендерные различия;
  • личностные ресурсы семьи;
  • цель воспитания;
  • стиль воспитания.
 Психология семейных взаимоотношений.  Гендерное поведение.  Воспитание в семье.  Вспомните. Что такое малая группа? Как межличностная совместимость и групповая сплоченность влияют на стабильность малой группы? Какие признаки характерны для современной семьи?
  • Психология семейных взаимоотношений.
  • Гендерное поведение.
  • Воспитание в семье.

Вспомните. Что такое малая группа? Как межличностная совместимость и групповая сплоченность влияют на стабильность малой группы? Какие признаки характерны для современной семьи?

Науки, в которых семья является предметом исследования этнография - описывает и анализирует своеобразие семейного быта в прошлом, механизм сохранения семейных ритуалов, обрядов, обычаев Социология - сосредоточивает свое внимание на функционировании семьи как особой социальной системы, имеющей черты социального института и малой социальной группы. Семейное право - рассматривает семью как круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из отношений брака, родства, усыновления, а также вопросы семейной собственности при заключении и расторжении брака и во всех других случаях, когда затрагиваются интересы семьи в целом или её отдельных членов. Экономика семьи и домохозяйства - ориентирована на выяснение особенностей совместной деятельности членов семьи в системе домашнего хозяйства и производства.

Науки, в которых семья является предметом исследования

этнография - описывает и анализирует своеобразие семейного быта в прошлом, механизм сохранения семейных ритуалов, обрядов, обычаев

Социология - сосредоточивает свое внимание на функционировании семьи как особой социальной системы, имеющей черты социального института и малой социальной группы.

Семейное право - рассматривает семью как круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из отношений брака, родства, усыновления, а также вопросы семейной собственности при заключении и расторжении брака и во всех других случаях, когда затрагиваются интересы семьи в целом или её отдельных членов.

Экономика семьи и домохозяйства - ориентирована на выяснение особенностей совместной деятельности членов семьи в системе домашнего хозяйства и производства.

Науки, в которых семья является предметом исследования Демография - анализирует семейную структуру населения во взаимосвязи с его половозрастной структурой, используя данные демографической статистики о размере и составе семьи, распространенности тех или иных семейных структур. Социальная психология - исследует закономерности межличностных отношений в семье, внутрисемейные отношения с точки зрения их устойчивости и стабильности. Педагогика - рассматривает вопросы воспитания детей в семье.

Науки, в которых семья является предметом исследования

Демография - анализирует семейную структуру населения во взаимосвязи с его половозрастной структурой, используя данные демографической статистики о размере и составе семьи, распространенности тех или иных семейных структур.

Социальная психология - исследует закономерности межличностных отношений в семье, внутрисемейные отношения с точки зрения их устойчивости и стабильности.

Педагогика - рассматривает вопросы воспитания детей в семье.

Особенности семьи как малой группы Семья – это социальная общность, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общим бытом, взаимной ответственностью.

Особенности семьи как малой группы

Семья – это социальная общность, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общим бытом, взаимной ответственностью.

семьи расширенные (многопоколенные) , которые объединяют под одной крышей два-три поколения (по подсчетам учёных, их не более 20%). Большинство российских семей состоит из супружеской пары с одним или двумя детьми, ее называют  нуклеарной семьей .
  • семьи расширенные (многопоколенные) , которые объединяют под одной крышей два-три поколения (по подсчетам учёных, их не более 20%).
  • Большинство российских семей состоит из супружеской пары с одним или двумя детьми, ее называют нуклеарной семьей .
полные  неполные отсутствует один из родителей или родительское поколение бездетные, однодетные, мало- и многодетные
  • полные
  • неполные

отсутствует один из родителей или родительское поколение

  • бездетные,
  • однодетные,
  • мало-
  • и многодетные
По характеру распределения семейных обязанностей 2 типа семей: Традиционная, или патриархальная , семья предполагает главенство мужчины. Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трёх поколений. Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) — добытчик и кормилец, жена (мать) — домохозяйка и воспитатель детей. К характеристикам партнерской, или эгалитарной , семьи (семьи равных) можно отнести справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, а также эмоциональную насыщенность отношений.

По характеру распределения семейных обязанностей 2 типа семей:

  • Традиционная, или патриархальная , семья предполагает главенство мужчины. Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трёх поколений. Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) — добытчик и кормилец, жена (мать) — домохозяйка и воспитатель детей.
  • К характеристикам партнерской, или эгалитарной , семьи (семьи равных) можно отнести справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, а также эмоциональную насыщенность отношений.
Функции семьи Отражают систему взаимодействия Семьи и общества Личности и семьи Социальные Индивидуальные По отношению к обществу по отношению к личности Цель Удовлетворение разнообразных потребностей членов семьи Экономическая Эмоциональная Репродуктивная Функция первичного социального контроля Социализации (воспитательная) Защитная Духовно-нравственная (рекреационная) Хозяйственно-бытовая Социально-статусная Досуговая 12

Функции семьи

Отражают систему взаимодействия

Семьи и общества

Личности и семьи

Социальные

Индивидуальные

По отношению к обществу

по отношению к личности

Цель

Удовлетворение разнообразных потребностей членов семьи

Экономическая

Эмоциональная

Репродуктивная

Функция первичного социального контроля

Социализации (воспитательная)

Защитная

Духовно-нравственная

(рекреационная)

Хозяйственно-бытовая

Социально-статусная

Досуговая

12

Психология семейных взаимоотношений Несколько систем семейных взаимоотношений: муж — жена; родители — дети; дети — дети; дети — бабушка (дедушка); супружеская семья — родительские семьи каждого из супругов и т. п. групповая направленность : групповые мотивы, цели, стремления, ценности, интересы ; эмоциональная атмосфера - степень удовлетворенности супругов и их детей семейной жизнью. Любовь между мужем и женой, любовь родителей к детям, уважение друг к другу и взаимопонимание, интерес к делам каждого члена семьи наряду с материальным благополучием создают комфортные условия совместного проживания; динамичность семейной жизни в зависимости от различных жизненных обстоятельств: увеличение домашнего труда, рождение ребёнка, появление родительских обязанностей; сотрудничество или конфликт?! Каждый должен быть вежливым и доброжелательным, готовым сделать первый шаг к примирению, проявить великодушие к промахам и слабостям другого.

Психология семейных взаимоотношений

Несколько систем семейных взаимоотношений: муж — жена; родители — дети; дети — дети; дети — бабушка (дедушка); супружеская семья — родительские семьи каждого из супругов и т. п.

  • групповая направленность : групповые мотивы, цели, стремления, ценности, интересы ;
  • эмоциональная атмосфера - степень удовлетворенности супругов и их детей семейной жизнью. Любовь между мужем и женой, любовь родителей к детям, уважение друг к другу и взаимопонимание, интерес к делам каждого члена семьи наряду с материальным благополучием создают комфортные условия совместного проживания;
  • динамичность семейной жизни в зависимости от различных жизненных обстоятельств: увеличение домашнего труда, рождение ребёнка, появление родительских обязанностей;
  • сотрудничество или конфликт?! Каждый должен быть вежливым и доброжелательным, готовым сделать первый шаг к примирению, проявить великодушие к промахам и слабостям другого.
Каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли , Понятие « гендер » (от англ. gender , от лат. gens — род):  т. е. предъявляет нормативные предписания и ожидания к «правильному» мужскому или женскому поведению.  Выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида. Следовательно, можно говорить о социокультурных закономерностях гендерного поведения. во-первых , подразумевает любые психологические и поведенческие свойства, отличающие мужчин от женщин (то, что раньше называли половыми свойствами или различиями), во-вторых , употребляется в более узком смысле для обозначения социального пола, имея в виду роли и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
  • Каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли ,

Понятие « гендер » (от англ. gender , от лат. gens — род):

т. е. предъявляет нормативные предписания и ожидания к «правильному» мужскому или женскому поведению.

Выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида. Следовательно, можно говорить о социокультурных закономерностях гендерного поведения.

  • во-первых , подразумевает любые психологические и поведенческие свойства, отличающие мужчин от женщин (то, что раньше называли половыми свойствами или различиями),
  • во-вторых , употребляется в более узком смысле для обозначения социального пола, имея в виду роли и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
Воспитание в семье (стили)  Диктат  в семье характеризуется: Опека в семье — это система отношений, при которых: стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших. Инициатива детей всячески пресекается. Родители жестко добиваются исполнения своих требований, стремясь полностью контролировать поведение, интересы и даже желания детей. требования, не оправданные педагогически и нравственно, вызывают у детей отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию, зачастую вместе с апатией и пассивностью.  родители, обеспечивая удовлетворение потребностей, ограждают его от всех забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.  родители создают своим детям «оранжерейные» условия, блокируя негативное влияние внесемейной среды и вместе с тем мешая детям готовиться к реальной жизни за порогом родного дома.  Именно эти дети оказываются наименее приспособленными к жизни в коллективе.

Воспитание в семье (стили)

Диктат в семье характеризуется:

Опека в семье — это система отношений, при которых:

  • стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших.
  • Инициатива детей всячески пресекается.
  • Родители жестко добиваются исполнения своих требований, стремясь полностью контролировать поведение, интересы и даже желания детей.
  • требования, не оправданные педагогически и нравственно, вызывают у детей отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию, зачастую вместе с апатией и пассивностью.
  • родители, обеспечивая удовлетворение потребностей,
  • ограждают его от всех забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.
  • родители создают своим детям «оранжерейные» условия, блокируя негативное влияние внесемейной среды и вместе с тем мешая детям готовиться к реальной жизни за порогом родного дома.
  • Именно эти дети оказываются наименее приспособленными к жизни в коллективе.
Воспитание в семье (стили) Невмешательство — система межличностных отношений в семье, строящаяся на: Сотрудничество характеризуется:  признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей. Предполагается, что в семье как бы сосуществуют два мира: взрослые и дети, и ни тем ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию.   стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и более или менее твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость.  Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.

Воспитание в семье (стили)

  • Невмешательство — система межличностных отношений в семье, строящаяся на:

Сотрудничество характеризуется:

  • признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей.
  • Предполагается, что в семье как бы сосуществуют два мира: взрослые и дети, и ни тем ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию.
  • стремлением старших установить теплые отношения с младшими,
  • привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность.
  • Старшие, устанавливая правила и более или менее твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими;
  • в младших ценится как послушание, так и независимость.
  • Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.
В родительской семье формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным и культурным ценностям. возрастание роли общественных институтов социализации (детские сады, школы), так и изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, трудовая занятость женщины и т. п.). молодые люди должны серьезно готовиться к выполнению своих супружеских и родительских ролей.
  • В родительской семье формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным и культурным ценностям.
  • возрастание роли общественных институтов социализации (детские сады, школы), так и изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, трудовая занятость женщины и т. п.).
  • молодые люди должны серьезно готовиться к выполнению своих супружеских и родительских ролей.
Проверь себя Какие науки изучают семью? В чём состоит различие их подходов к изучению семьи? В чём особенности семьи по сравнению с другими малыми группами? Какие классификации семьи вам известны? Назовите основные функции семьи в обществе. Приведите примеры, иллюстрирующие каждую из них. Что влияет на психологию семейных взаимоотношений? Объясните сущность термина «гендерные различия». Раскройте на примерах гендерные роли личности. Что такое семейное воспитание? Какие факторы влияют на его содержание, характер и результаты? Перечислите основные стили воспитания.

Проверь себя

  • Какие науки изучают семью? В чём состоит различие их подходов к изучению семьи?
  • В чём особенности семьи по сравнению с другими малыми группами?
  • Какие классификации семьи вам известны?
  • Назовите основные функции семьи в обществе. Приведите примеры, иллюстрирующие каждую из них.
  • Что влияет на психологию семейных взаимоотношений?
  • Объясните сущность термина «гендерные различия». Раскройте на примерах гендерные роли личности.
  • Что такое семейное воспитание? Какие факторы влияют на его содержание, характер и результаты?
  • Перечислите основные стили воспитания.
рефлексия    Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?
Источники Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008. Баранов П .А . Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009. Тетушкина Лариса Михайловна – учитель истории и обществознания МОУ СОШ №13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова http://infourok.ru/material.html?mid=31299 Распутина Ольга Геннадьевна, учитель истории и обществознания

Источники

  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
  • Баранов П .А . Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.
  • Тетушкина Лариса Михайловна – учитель истории и обществознания МОУ СОШ №13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова
  • http://infourok.ru/material.html?mid=31299
  • Распутина Ольга Геннадьевна, учитель истории и обществознания