СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семья как малая группа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет учителю провести наглядный урок обществознания в 10 классе (профильный уровень) на тему "Семья как малая группа". Благодаря визуализации основные понятий и терминов темы они легче усваиваются и запоминаются учениками.

Презентация также может быть полезна учащимся для самостоятельного изучения данной темы и для подготвки к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Семья как малая группа»

План урока Особенности семьи как малой группы Психология семейных взаимоотношений Гендерное поведение Воспитание в семье

План урока

  • Особенности семьи как малой группы
  • Психология семейных взаимоотношений
  • Гендерное поведение
  • Воспитание в семье
Для большинства людей семья  - это некая социальная общность, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общим бытом и взаимной моральной ответственностью.

Для большинства людей семья  - это некая социальная общность, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общим бытом и взаимной моральной ответственностью.

Изучением семьи  занимается много наук: Этнография  описывает и анализирует своеобразие семейного быта в прошлом, механизм сохранения семейных ритуалов, обрядов, обычаев.  Социология изучает функционировании семьи как особой социальной системы, имеющей черты социального института и малой социальной группы.  Социальная психология  исследует закономерности межличностных отношений в семье, внутрисемейные отношения с точки зрения их устойчивости и стабильности.  Экономика семьи и домохозяйства  изучает особенности совместной деятельности членов семьи в системе домашнего хозяйства и производства.

Изучением семьи  занимается много наук:

Этнография описывает и анализирует своеобразие семейного быта в прошлом, механизм сохранения семейных ритуалов, обрядов, обычаев.

Социология изучает функционировании семьи как особой социальной системы, имеющей черты социального института и малой социальной группы.

Социальная психология исследует закономерности межличностных отношений в семье, внутрисемейные отношения с точки зрения их устойчивости и стабильности.

Экономика семьи и домохозяйства изучает особенности совместной деятельности членов семьи в системе домашнего хозяйства и производства.

Изучением семьи  занимается много наук: Семейное право  рассматривает семью как круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из отношений брака, родства, усыновления, а также вопросы семейной собственности при заключении и расторжении брака и во всех других случаях, когда затрагиваются интересы семьи в целом или ее отдельных членов. Педагогика  рассматривает вопросы воспитания детей в семье. Демография  анализирует семейную структуру населения во взаимосвязи с его половозрастной структурой, используя данные демографической статистики о размере и составе семьи, распространенности тех или иных семейных структур.

Изучением семьи  занимается много наук:

Семейное право рассматривает семью как круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из отношений брака, родства, усыновления, а также вопросы семейной собственности при заключении и расторжении брака и во всех других случаях, когда затрагиваются интересы семьи в целом или ее отдельных членов.

Педагогика рассматривает вопросы воспитания детей в семье.

Демография анализирует семейную структуру населения во взаимосвязи с его половозрастной структурой, используя данные демографической статистики о размере и составе семьи, распространенности тех или иных семейных структур.

1. Особенности семьи как малой группы Основания для возникновения семьи - брак, либо кровное родство (например, мать и дети), либо усыновление, либо общность жилья и бюджета (без регистрации брака). Этих людей связывают отношения взаимопомощи и взаимной ответственности друг за друга, за детей, их здоровье и воспитание.

1. Особенности семьи как малой группы

Основания для возникновения семьи - брак, либо кровное родство (например, мать и дети), либо усыновление, либо общность жилья и бюджета (без регистрации брака). Этих людей связывают отношения взаимопомощи и взаимной ответственности друг за друга, за детей, их здоровье и воспитание.

1. Особенности семьи как малой группы В современной России насчитывается более 40 млн. семей. Расширенные (многопоколенные)  – объединяют два-три поколения (в России не более 20%). Нуклеарные  – супружеская пара с одним или двумя детьми (в России большинство).

1. Особенности семьи как малой группы

В современной России насчитывается более 40 млн. семей.

Расширенные (многопоколенные) – объединяют два-три поколения (в России не более 20%).

Нуклеарные – супружеская пара с одним или двумя детьми (в России большинство).

1. Особенности семьи как малой группы Существуют семьи полные  (двое родителей) и неполные  (где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками-дедушками).  В зависимости от количества детей различают семьи  бездетные, однодетные, мало- и многодетные.

1. Особенности семьи как малой группы

Существуют семьи полные (двое родителей) и неполные (где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками-дедушками).

В зависимости от количества детей различают семьи бездетные, однодетные, мало- и многодетные.

1. Особенности семьи как малой группы По характеру распределения семейных обязанностей, по тому как в семье решается вопрос о лидерстве, выделяют два типа семьи: Традиционная , или патриархальная , семья предполагает главенство мужчины. Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поколений. Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) - добытчик и кормилец, жена (мать) - домохозяйка и воспитатель детей.  Партнерская, или эгалитарная, семья (семья равных)  – справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей.

1. Особенности семьи как малой группы

По характеру распределения семейных обязанностей, по тому как в семье решается вопрос о лидерстве, выделяют два типа семьи:

Традиционная , или патриархальная , семья предполагает главенство мужчины. Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поколений. Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) - добытчик и кормилец, жена (мать) - домохозяйка и воспитатель детей.

Партнерская, или эгалитарная, семья (семья равных) – справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей.

1. Особенности семьи как малой группы Деятельность семьи, имеющая определенные социальные последствия – это ее функции : 1.  Репродуктивная  - связана с биологическим воспроизводством членов общества; 2. Воспитательная – освоение социальных ролей, получение знаний и опыта, моральных ценностей; 3. Хозяйственно-экономическая – ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета, организация семейного потребления и распределение домашнего труда;

1. Особенности семьи как малой группы

Деятельность семьи, имеющая определенные социальные последствия – это ее функции :

1. Репродуктивная  - связана с биологическим воспроизводством членов общества;

2. Воспитательная – освоение социальных ролей, получение знаний и опыта, моральных ценностей;

3. Хозяйственно-экономическая – ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета, организация семейного потребления и распределение домашнего труда;

1. Особенности семьи как малой группы 4.  Эмоционально-психологическая  - в семье человек обретает спокойствие и уверенность, получает чувство безопасности и психологического комфорта; 5. Рекреационная – духовно-эстетические моменты, организация досуга; 6. Социально-статусная – предоставляет социальный статус, способствует воспроизводству социальной структуры общества; ВСЕ функции тесно связаны между собой. Их соотношение и значимость могут быть различными.

1. Особенности семьи как малой группы

4. Эмоционально-психологическая  - в семье человек обретает спокойствие и уверенность, получает чувство безопасности и психологического комфорта;

5. Рекреационная – духовно-эстетические моменты, организация досуга;

6. Социально-статусная – предоставляет социальный статус, способствует воспроизводству социальной структуры общества;

ВСЕ функции тесно связаны между собой. Их соотношение и значимость могут быть различными.

2. Психология семейных взаимоотношений Семейные взаимоотношения охватывают несколько систем взаимоотношений: муж - жена; родители - дети; дети - дети; дети - бабушка (дедушка); супружеская семья - родительские семьи каждого из супругов и т.п.

2. Психология семейных взаимоотношений

Семейные взаимоотношения охватывают несколько систем взаимоотношений: муж - жена; родители - дети; дети - дети; дети - бабушка (дедушка); супружеская семья - родительские семьи каждого из супругов и т.п.

2. Психология семейных взаимоотношений Групповая направленность семьи - это социально-психологическое явление, включающее групповые мотивы, цели, стремления, ценности, интересы. Групповая направленность семей может быть различной.  Отсутствие общей направленности и общих целей семьи, преобладание частных интересов отдельных членов ведут к внутрисемейным конфликтам.

2. Психология семейных взаимоотношений

Групповая направленность семьи - это социально-психологическое явление, включающее групповые мотивы, цели, стремления, ценности, интересы. Групповая направленность семей может быть различной. Отсутствие общей направленности и общих целей семьи, преобладание частных интересов отдельных членов ведут к внутрисемейным конфликтам.

2. Психология семейных взаимоотношений Огромное значение имеет психологическая атмосфера в семье. По разным поводам возникают семейные конфликты . В такой ситуации каждый человек должен действовать разумно, переходить к рациональному рассмотрению возникших разногласий и достижению согласия на почве взаимных уступок.

2. Психология семейных взаимоотношений

Огромное значение имеет психологическая атмосфера в семье. По разным поводам возникают семейные конфликты . В такой ситуации каждый человек должен действовать разумно, переходить к рациональному рассмотрению возникших разногласий и достижению согласия на почве взаимных уступок.

3. Гендерное поведение  В современной научной литературе наряду с понятием пол  часто употребляется понятие гендер .   Понятие « пол » подразумевает совокупность биологических отличий мужчин от женщин.

3. Гендерное поведение

В современной научной литературе наряду с понятием пол часто употребляется понятие гендер .

Понятие « пол » подразумевает совокупность биологических отличий мужчин от женщин.

3. Гендерное поведение  Понятие « гендер » (от англ. gender, от лат. gens - род), 1 подразумевает любые психологические и поведенческие свойства, отличающие мужчин от женщин, 2 употребляется в более узком смысле для обозначения социального пола, имея в виду роли и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

3. Гендерное поведение

Понятие « гендер » (от англ. gender, от лат. gens - род), 1 подразумевает любые психологические и поведенческие свойства, отличающие мужчин от женщин, 2 употребляется в более узком смысле для обозначения социального пола, имея в виду роли и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

3. Гендерное поведение  Каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли , т. е. предъявляет нормативные предписания и ожидания к «правильному» мужскому или женскому поведению. Выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида. Следовательно, можно говорить о социокультурных закономерностях гендерного поведения.

3. Гендерное поведение

Каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли , т. е. предъявляет нормативные предписания и ожидания к «правильному» мужскому или женскому поведению. Выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида. Следовательно, можно говорить о социокультурных закономерностях гендерного поведения.

3. Гендерное поведение  Всевозрастающее участие женщины в общественном производстве, ее стремление занять равные, а порой и более значимые, чем у мужчин, социальные позиции требуют от женщины значительно больше усилий: они должны не только противостоять конкурентам, но и преодолеть инерцию привычных стереотипов.

3. Гендерное поведение

Всевозрастающее участие женщины в общественном производстве, ее стремление занять равные, а порой и более значимые, чем у мужчин, социальные позиции требуют от женщины значительно больше усилий: они должны не только противостоять конкурентам, но и преодолеть инерцию привычных стереотипов.

4. Воспитание в семье  Под семейным воспитанием понимают осознанное влияние на формирование личности детей, предпринимаемое старшими членами семьи. Как правило, оно направлено на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, какими должны стать ребенок, подросток, юноша, девушка.

4. Воспитание в семье

Под семейным воспитанием понимают осознанное влияние на формирование личности детей, предпринимаемое старшими членами семьи. Как правило, оно направлено на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, какими должны стать ребенок, подросток, юноша, девушка.

4. Воспитание в семье  Личностные ресурсы семьи  определяются составом семьи (наличием обоих родителей или одного из них, братьев и сестер, других близких родственников), а также такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и т. п. Эти факторы влияют на цели и стиль семейного воспитания.

4. Воспитание в семье

Личностные ресурсы семьи определяются составом семьи (наличием обоих родителей или одного из них, братьев и сестер, других близких родственников), а также такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и т. п. Эти факторы влияют на цели и стиль семейного воспитания.

4. Воспитание в семье  Система приемов и характер взаимодействия с младшими определяют стиль воспитания . Педагоги выделяют четыре соответствующих типа взаимоотношений: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество .

4. Воспитание в семье

Система приемов и характер взаимодействия с младшими определяют стиль воспитания . Педагоги выделяют четыре соответствующих типа взаимоотношений: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество .

4. Воспитание в семье  Диктат  в семье характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших. Инициатива детей всячески пресекается. Родители жестко добиваются исполнения своих требований, стремясь полностью контролировать поведение, интересы и даже желания детей. Это достигается с помощью неусыпного контроля и наказаний, что весьма часто вызывает естественное сопротивление ребенка.

4. Воспитание в семье

Диктат в семье характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших. Инициатива детей всячески пресекается. Родители жестко добиваются исполнения своих требований, стремясь полностью контролировать поведение, интересы и даже желания детей. Это достигается с помощью неусыпного контроля и наказаний, что весьма часто вызывает естественное сопротивление ребенка.

4. Воспитание в семье  Опека в семье   - это система отношений, при которых родители, обеспечивая удовлетворение потребностей ребенка, ограждают его от всех забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Такие дети оказываются наименее приспособленными к жизни в коллективе.

4. Воспитание в семье

Опека в семье   - это система отношений, при которых родители, обеспечивая удовлетворение потребностей ребенка, ограждают его от всех забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Такие дети оказываются наименее приспособленными к жизни в коллективе.

4. Воспитание в семье  Невмешательство  - система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей. Предполагается, что в семье как бы сосуществуют два мира: взрослые и дети, и ни тем ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию.

4. Воспитание в семье

Невмешательство  - система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей. Предполагается, что в семье как бы сосуществуют два мира: взрослые и дети, и ни тем ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию.

4. Воспитание в семье  Сотрудничество  характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.

4. Воспитание в семье

Сотрудничество характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.

4. Воспитание в семье В современном российском обществе наметилось снижение воспитательного потенциала семьи.  Обострились социально-экономические причины (факторы), обусловливающие рост числа детей-сирот: стихийные бедствия, аварии, катастрофы на производстве и транспорте, террористические акты, преждевременная смерть родителей. Усугубляют ситуацию и прогрессирующая тенденция к разрушению нравственных устоев семьи, бездуховность, утрата жизненно важных человеческих ценностей. Число обездоленных детей продолжает пополняться и вследствие лишения родителей их родительских прав.

4. Воспитание в семье

В современном российском обществе наметилось снижение воспитательного потенциала семьи. Обострились социально-экономические причины (факторы), обусловливающие рост числа детей-сирот: стихийные бедствия, аварии, катастрофы на производстве и транспорте, террористические акты, преждевременная смерть родителей.

Усугубляют ситуацию и прогрессирующая тенденция к разрушению нравственных устоев семьи, бездуховность, утрата жизненно важных человеческих ценностей. Число обездоленных детей продолжает пополняться и вследствие лишения родителей их родительских прав.

4. Воспитание в семье Сегодня особое значение приобретает не родительская власть, а моральный авторитет родителей . Но поддерживать моральный авторитет гораздо труднее, чем власть, основанную на силе.

4. Воспитание в семье

Сегодня особое значение приобретает не родительская власть, а моральный авторитет родителей . Но поддерживать моральный авторитет гораздо труднее, чем власть, основанную на силе.

Полные блоки презентаций по годовым курсам Всеобщей истории, истории России и обществознанию (с поурочным планированием и проверочными работами) Вы можете скачать на сайте:   http://www.presentation-history.ru/  На сайте также есть: - Ответы на задания по Обществознанию банка ФИПИ Карты по истории России Карты по зарубежной истории и многое другое

Полные блоки презентаций по годовым курсам Всеобщей истории, истории России и обществознанию (с поурочным планированием и проверочными работами) Вы можете скачать на сайте: http://www.presentation-history.ru/

На сайте также есть:

- Ответы на задания по Обществознанию банка ФИПИ

  • Карты по истории России
  • Карты по зарубежной истории
  • и многое другое
Домашнее задание Изучить параграф 37 Ответить на вопросы в конце параграфа (устно) Задание №5 (письменно)

Домашнее задание

  • Изучить параграф 37
  • Ответить на вопросы в конце параграфа (устно)
  • Задание №5 (письменно)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!