План урока
- Особенности семьи как малой группы
- Психология семейных взаимоотношений
- Гендерное поведение
- Воспитание в семье
Для большинства людей семья - это некая социальная общность, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общим бытом и взаимной моральной ответственностью.
Изучением семьи занимается много наук:
Этнография описывает и анализирует своеобразие семейного быта в прошлом, механизм сохранения семейных ритуалов, обрядов, обычаев.
Социология изучает функционировании семьи как особой социальной системы, имеющей черты социального института и малой социальной группы.
Социальная психология исследует закономерности межличностных отношений в семье, внутрисемейные отношения с точки зрения их устойчивости и стабильности.
Экономика семьи и домохозяйства изучает особенности совместной деятельности членов семьи в системе домашнего хозяйства и производства.
Изучением семьи занимается много наук:
Семейное право рассматривает семью как круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из отношений брака, родства, усыновления, а также вопросы семейной собственности при заключении и расторжении брака и во всех других случаях, когда затрагиваются интересы семьи в целом или ее отдельных членов.
Педагогика рассматривает вопросы воспитания детей в семье.
Демография анализирует семейную структуру населения во взаимосвязи с его половозрастной структурой, используя данные демографической статистики о размере и составе семьи, распространенности тех или иных семейных структур.
1. Особенности семьи как малой группы
Основания для возникновения семьи - брак, либо кровное родство (например, мать и дети), либо усыновление, либо общность жилья и бюджета (без регистрации брака). Этих людей связывают отношения взаимопомощи и взаимной ответственности друг за друга, за детей, их здоровье и воспитание.
1. Особенности семьи как малой группы
В современной России насчитывается более 40 млн. семей.
Расширенные (многопоколенные) – объединяют два-три поколения (в России не более 20%).
Нуклеарные – супружеская пара с одним или двумя детьми (в России большинство).
1. Особенности семьи как малой группы
Существуют семьи полные (двое родителей) и неполные (где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками-дедушками).
В зависимости от количества детей различают семьи бездетные, однодетные, мало- и многодетные.
1. Особенности семьи как малой группы
По характеру распределения семейных обязанностей, по тому как в семье решается вопрос о лидерстве, выделяют два типа семьи:
Традиционная , или патриархальная , семья предполагает главенство мужчины. Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поколений. Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) - добытчик и кормилец, жена (мать) - домохозяйка и воспитатель детей.
Партнерская, или эгалитарная, семья (семья равных) – справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей.
1. Особенности семьи как малой группы
Деятельность семьи, имеющая определенные социальные последствия – это ее функции :
1. Репродуктивная - связана с биологическим воспроизводством членов общества;
2. Воспитательная – освоение социальных ролей, получение знаний и опыта, моральных ценностей;
3. Хозяйственно-экономическая – ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета, организация семейного потребления и распределение домашнего труда;
1. Особенности семьи как малой группы
4. Эмоционально-психологическая - в семье человек обретает спокойствие и уверенность, получает чувство безопасности и психологического комфорта;
5. Рекреационная – духовно-эстетические моменты, организация досуга;
6. Социально-статусная – предоставляет социальный статус, способствует воспроизводству социальной структуры общества;
ВСЕ функции тесно связаны между собой. Их соотношение и значимость могут быть различными.
2. Психология семейных взаимоотношений
Семейные взаимоотношения охватывают несколько систем взаимоотношений: муж - жена; родители - дети; дети - дети; дети - бабушка (дедушка); супружеская семья - родительские семьи каждого из супругов и т.п.
2. Психология семейных взаимоотношений
Групповая направленность семьи - это социально-психологическое явление, включающее групповые мотивы, цели, стремления, ценности, интересы. Групповая направленность семей может быть различной. Отсутствие общей направленности и общих целей семьи, преобладание частных интересов отдельных членов ведут к внутрисемейным конфликтам.
2. Психология семейных взаимоотношений
Огромное значение имеет психологическая атмосфера в семье. По разным поводам возникают семейные конфликты . В такой ситуации каждый человек должен действовать разумно, переходить к рациональному рассмотрению возникших разногласий и достижению согласия на почве взаимных уступок.
3. Гендерное поведение
В современной научной литературе наряду с понятием пол часто употребляется понятие гендер .
Понятие « пол » подразумевает совокупность биологических отличий мужчин от женщин.
3. Гендерное поведение
Понятие « гендер » (от англ. gender, от лат. gens - род), 1 подразумевает любые психологические и поведенческие свойства, отличающие мужчин от женщин, 2 употребляется в более узком смысле для обозначения социального пола, имея в виду роли и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
3. Гендерное поведение
Каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли , т. е. предъявляет нормативные предписания и ожидания к «правильному» мужскому или женскому поведению. Выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида. Следовательно, можно говорить о социокультурных закономерностях гендерного поведения.
3. Гендерное поведение
Всевозрастающее участие женщины в общественном производстве, ее стремление занять равные, а порой и более значимые, чем у мужчин, социальные позиции требуют от женщины значительно больше усилий: они должны не только противостоять конкурентам, но и преодолеть инерцию привычных стереотипов.
4. Воспитание в семье
Под семейным воспитанием понимают осознанное влияние на формирование личности детей, предпринимаемое старшими членами семьи. Как правило, оно направлено на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, какими должны стать ребенок, подросток, юноша, девушка.
4. Воспитание в семье
Личностные ресурсы семьи определяются составом семьи (наличием обоих родителей или одного из них, братьев и сестер, других близких родственников), а также такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и т. п. Эти факторы влияют на цели и стиль семейного воспитания.
4. Воспитание в семье
Система приемов и характер взаимодействия с младшими определяют стиль воспитания . Педагоги выделяют четыре соответствующих типа взаимоотношений: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество .
4. Воспитание в семье
Диктат в семье характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших. Инициатива детей всячески пресекается. Родители жестко добиваются исполнения своих требований, стремясь полностью контролировать поведение, интересы и даже желания детей. Это достигается с помощью неусыпного контроля и наказаний, что весьма часто вызывает естественное сопротивление ребенка.
4. Воспитание в семье
Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая удовлетворение потребностей ребенка, ограждают его от всех забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Такие дети оказываются наименее приспособленными к жизни в коллективе.
4. Воспитание в семье
Невмешательство - система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей. Предполагается, что в семье как бы сосуществуют два мира: взрослые и дети, и ни тем ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию.
4. Воспитание в семье
Сотрудничество характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.
4. Воспитание в семье
В современном российском обществе наметилось снижение воспитательного потенциала семьи. Обострились социально-экономические причины (факторы), обусловливающие рост числа детей-сирот: стихийные бедствия, аварии, катастрофы на производстве и транспорте, террористические акты, преждевременная смерть родителей.
Усугубляют ситуацию и прогрессирующая тенденция к разрушению нравственных устоев семьи, бездуховность, утрата жизненно важных человеческих ценностей. Число обездоленных детей продолжает пополняться и вследствие лишения родителей их родительских прав.
4. Воспитание в семье
Сегодня особое значение приобретает не родительская власть, а моральный авторитет родителей . Но поддерживать моральный авторитет гораздо труднее, чем власть, основанную на силе.
Полные блоки презентаций по годовым курсам Всеобщей истории, истории России и обществознанию (с поурочным планированием и проверочными работами) Вы можете скачать на сайте: http://www.presentation-history.ru/
На сайте также есть:
- Ответы на задания по Обществознанию банка ФИПИ
- Карты по истории России
- Карты по зарубежной истории
- и многое другое
Домашнее задание
- Изучить параграф 37
- Ответить на вопросы в конце параграфа (устно)
- Задание №5 (письменно)