Урок обществознания в 10 классе Семья как малая группа
Тетушкина Лариса Михайловна – учитель истории и обществознания МОУ СОШ №13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова
План урока.
- Особенность семьи как малой группы.
- Функции семьи.
- Проблемы современной семьи
Особенности семьи как малой группы.
1. Как вы думаете, почему семья занимает во многих отношениях особое положение по сравнению с другими социальными группами?
2. Что для вас семья? Назовите ассоциации с этим словом.
1. Особенности семьи как малой группы.
- Семья – это социальная общность, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общим бытом, взаимной ответственностью.
Особенности семьи как малой группы
Семья
любовь
взаимовыручка
Ответственность
Забота
друг
о друге
Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л. Моргану):
- первобытное состояние (неупорядоченные половые связи);
- кровно - родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми);
- парная (моногамная) семья (устанавливается единобрачие)
- парная демократическая \ патриархальная традиционная
Типы семейных структур
1) По количеству детей:
- малодетные (1—2 ребенка),
- среднедетные (3—4 ребенка)
- многодетные семьи (5 и более детей).
Типы семейных структур
2) Традиционная или патриархальная семья
- предполагает главенство мужчины.
- такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поколений.
- Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) — добытчик и кормилец , жена (мать) — домохозяйка и воспитатель детей.
Типы семейных структур
3) Полные и неполные семьи
- Ученые выделяют семьи полные (двое родителей) и неполные (где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками-дедушками).
Типы семейных структур
4) Современные семьи: нуклеарные и расширенные
- нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений. Все остальные родственники – бабушки, дедушки, дяди, тети и т.д. – относятся к периферии семьи.
- Если все они живут вместе, то семья называется расширенной, многопоколенной (3-4 поколения родственников).
Типы семейных структур: 5) моногамная и полигамная
- Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной.
Типы семейных структур: 5) моногамная и полигамная
- Полигамия — брак одного супруга с несколькими женщинами. Полигамия бывает двух видов: полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами;
6) Патрилинеальные и матрилинеальные семьи
- В патрилинеальных семьях наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу,
- в матрилинеальных — по матери;
7) Патриархальные и матриархальные семьи
- В патриархальных семьях главой является отец,
- в матриархальных — наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;
8) Гомогенные и гетерогенные семьи
- В гомогенных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты,
- в гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов;
9) Партнерская или эгалитарная семья
(Семьи равных) можно отнести:
- справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей,
- взаимозаменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, а также эмоциональную насыщенность отношений.
Задания для закрепления :
- Семья Л. состоит из шести человек: отец, мать, четверо детей. В семье нет четкого разделения обязанностей по гендерному признаку. Если муж приходит домой раньше жены, то он готовит ужин, кормит детей, укладывает их спать.
- К каким типам (по разным основаниям) можно отнести семью Л.? Укажите в каждом случае признаки, по которым вы это определили.
2. Функции семьи
Вопрос классу:
- Как вы считаете, какие функции выполняет семья?
Функции семьи
- Под функциями семьи понимается ее деятельность, имеющая определенные социальные последствия.
Репродуктивная
- функция связана с биологическим воспроизводством членов общества.
воспитательная функция
- новое поколение, приходящее на смену старому, должно освоить социальные роли, получить багаж накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей
Хозяйственно-экономическая функция
охватывает различные аспекты семейных отношений:
- ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета;
- организацию семейного потребления
- проблему распределения домашнего труда;
- поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами .
Эмоционально-психологическая функция -
- семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность,
- создает чувство безопасности и психологического комфорта,
- обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса
Рекреационная функция
- включает в себя духовно-эстетические моменты, в том числе и организацию проведения свободного времени.
Социально-статусная функция
- семья предоставляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым воспроизводству социальной структуры общества
Проблемы современной семьи
Задание классу:
Современные ученые говорят о кризисе семейных отношений.
- Как вы думаете в чем причины и каковы последствия кризиса семейных отношений?
Количество браков и разводов в Тамбовской области за 2011-2012 гг
Статистика родившихся, умерших в 2012 г в Тамбовской области
Статистика числа браков и разводов в РФ за 2012 год
Кризис семьи проявляется:
- в росте числа разводов;
- в увеличении количества добрачных и внебрачных детей;
- во взаимном отчуждении членов семьи;
- в ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей;
- в увеличении числа неполных семей.
Гражданский брак:
- Одним из проявлений кризиса существующих семейных отношений многие считают возросшее число гражданских браков , то есть таких, которые не признаны ни государством, ни церковью. В таких семьях мужа и жену связывают только взаимные чувства и устный договор.
Обсуждение проблемы по вопросам:
- Кто и почему вступает в гражданский брак?
- Когда такой брак уместен?
- Каковы издержки такой формы брачного союза?
Гражданский брак: за или против?
Положительные стороны гражданского брака (по мнению его сторонников)
Отрицательные стороны гражданского брака
- Это репетиция семейных отношений, позволяющая обрести опыт совместной жизни.
- Гражданский брак может стать временной формой личной жизни.
- Такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве случаев через 5-7 лет распадаются.
- Люди, состоящие в гражданском браке, не ощущают прочности своего положения, серьезности отношений.
- Они лишены определенного социального статуса.
- Общественное мнение настроено против таких неофициальных союзов.
- Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей дети.
- В гражданском браке не защищены имущественные и прочие права супругов и детей
3. Гендерное поведение
Понятие «гендер» (от англ. gender , от лат. gens — род):
- во-первых, подразумевает любые психологические и поведенческие свойства, отличающие мужчин от женщин (то, что раньше называли половыми свойствами или различиями),
- во-вторых, употребляется в более узком смысле для обозначения социального пола, имея в виду роли и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
Гендерное поведение
- Каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли ,
т. е. предъявляет нормативные предписания и ожидания к «правильному» мужскому или женскому поведению.
Выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида . Следовательно, можно говорить о социокультурных закономерностях гендерного поведения
Вопросы классу:
- Вспомните, какие социальные стереотипы воспитания мальчиков и девочек существовали в разные исторические эпохи (эпоха Античности, Средние века, Новое время).
- Как они развивались на протяжении веков: что изменялось, а что, наоборот, оставалось неизменным? Как вы думаете, почему?
4. Стили воспитания
Стили воспитания
- Диктат в семье характеризуется:
- стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших.
- Инициатива детей всячески пресекается.
- Родители жестко добиваются исполнения своих требований, стремясь полностью контролировать поведение, интересы и даже желания детей.
- Но требования, не оправданные педагогически и нравственно, вызывают у детей отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию, зачастую вместе с апатией и пассивностью.
Стили воспитания
Опека в семье — это система отношений, при которых:
- родители, обеспечивая удовлетворение потребностей,
- ограждают его от всех забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.
- родители создают своим детям «оранжерейные» условия, блокируя негативное влияние внесемейной среды и вместе с тем мешая детям готовиться к реальной жизни за порогом родного дома.
- Именно эти дети оказываются наименее приспособленными к жизни в коллективе
Стили воспитания
- Невмешательство — система межличностных отношений в семье, строящаяся на:
- признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей.
- Предполагается, что в семье как бы сосуществуют два мира: взрослые и дети, и ни тем ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию
Стили воспитания
Сотрудничество характеризуется:
- стремлением старших установить теплые отношения с младшими,
- привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность.
- Старшие, устанавливая правила и более или менее твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими;
- в младших ценится как послушание, так и независимость.
- Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.
Вопросы для закрепления:
- Какие проблемы современного воспитания в семье вы видите?
- Разъясните мысль Л.Н.Толстого о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
Домашнее задание: §37
Литература:
Боголюбов Л.Н.
Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. -М.: Просвещение, 2011.
Сорокина Е.Н.
Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 10 класс. –М.: ВАКО, 2008.- 512 с.