Организация проектной деятельности учащихся в средней школе
Подготовила педагог-мастер Р.Е.Иманкулова
Проектом могут называть работу самого различного жанра:
- от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи)
- до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.
PROJECTUS (от латин.)
- Слово "проект" в европейских языках заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперед",
- "выступающий", "бросающийся в глаза". Сейчас это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью.
Проект- работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата .
Проект может включать элементы докладов,
рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.
Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование - это лишь этап проектной работы.
Одно из требований обновленного образования - научить ребенка самостоятельно добывать знания.
Цели применения проектной деятельности :
- вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс,
- учить представлять свой творческий материал, отстаивать свои взгляды на выбор методов и материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов,
- учить применять свои знания в новых условиях,
- формировать универсальные учебные действия,
- воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе,
- учить ориентироваться в мире информации.
- Шестое «П» проекта — его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.
Этапы работы над проектом:
- - проблематизация (выявление проблемы. Постановка вопроса: как? Каким образом?)
- -целеполагание ( цель – проектный продукт)
- -планирование (формулирование задач – шагов для достижения цели, определение способов,
- которыми эти задачи будут решаться, составление графика выполнения проекта)
- -реализация-
- -самооценка и рефлексия
Виды деятельности на уроке – проекте (Уроки мини-проекты)
1.Уроки – путешествия (создать памятку для туристов, путешествующих по определенному
маршруту) англ.яз, география.
2.Составить презентацию;
3.Составить рекламу;
4.Составить кластер;
5.Составить таблицу;
6.Создание иллюстраций ( на определенное правило)
7.Создание: постера, книги, газеты, интервью, поздравления, заданий к тексту)
Пример проекта на 1 урок предмет информатика
Тема Безопасность в Интернете (парный проект)
Проблематизация : как сделать безопасной работу в Интернете.
Целеполагание : подобрать диалоги для героев сказки «Колобок».
Планирование : вспомнить героев сказки Колобок, составить диалоги для героев, выбрать Колобка как новичка на просторах интернета, сделать презентацию.
Реализация : создают презентацию со своими диалогами.
Презентация: демонстрация выполненной работы.
Рефлексия : что получилось? чему научились? как пригодиться?
Итоги анкетирования учащихся 5-10 классов (40 человек)
Знают что такое проект 98%
Участвовали в создании проектов 30 из 40 уч-ся (75%)
Хотели ли бы участвовать в создании проектов 23 (56%),
затруднялись ответить 14 (34%),
10% отказываются от участия
Предметы, по которым уже были созданы проекты
Предметы, которым отдают предпочтение для будущих проектов
Информатика 12
Информатика
Физика 5
Физика
Русский язык 3
Черчение
Химия 2
Художественный труд
Естествознание 2
Экология
Художественный труд 2
История Казахстана
История Казахстана 1
Английский язык
Английский язык 1
Рисование
Казахский язык 1
Кристаллография
Математика 1
Геометрия
Литература
Практическая часть семинара работа в парах
- Выбрать из списка тему проекта
- Сформулировать проблему
- Сформулировать цель
- Составить план работы над проектом
- Предложить методы (способы) реализации (демонстрация конечного продукта)
Рефлексия