Методическая тема МО гуманитарного цикла
«Внедрение эффективных образовательных и воспитательных технологий как способ повышения качества образования»
Цель методической работы
Создание оптимальных условий для реализации внедрения эффективных образовательных и воспитательных технологий в обучении.
Задачи
Повышение мастерства и квалификации учителей-предметников гуманитарного-эстетического цикла в соответствии со стандартами нового поколения.
Проведение нестандартных уроков с использованием современных педагогических технологий с целью повышения познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного-эстетического цикла.
Концентрирование основных сил МО в направлении повышения качества обучения, воспитания и развития школьников.
Интеграция основного и дополнительного образования в целях раскрытия творческого потенциала обучающихся через уроки и внеклассную работу на основе новых образовательных технологий.
Повышение профессионального уровня мастерства педагогов через самообразование, использование персональных сайтов, участие в творческих мастерских и интернет сообществах, использование современных технологий, содействие раскрытию творческого потенциала учащихся через уроки и внеклассную работу.
Организация системной подготовки к выпускному сочинению (изложению), ОГЭ и ЕГЭ по предметам гуманитарного цикла, отработка навыков тестирования при подготовке обучающихся к итоговой аттестации в форме сочинения, ОГЭ и ЕГЭ.
Изучение нормативно-правовой, методической базы по внедрению ФГОС.
Направления деятельности по методической теме:
Применение активных форм обучения. Использование творческих заданий в обучении предметам гуманитарного цикла. Воспитание успехом.
Использование учителями ИКТ, исследовательских, проблемных методов обучения, здоровьесберегающих технологий, внеурочной деятельности в реализации основных направлений ФГОС.
Борьба за чистоту родного языка, повышение грамотности обучающихся, их техники чтения и осмысления текстов. Умение обучающихся работать с учебным материалом и пополнять свой словарный запас.
Повышение уровня духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся на уроках и во внеурочное время.
Состав методического объединения
Козина М.И. - руководитель методического объединения, учитель русского языка и литературы
Варина В.М. - учитель русского языка и литературы.
Строителева С.Ю. - учитель русского языка и литературы.
Зотина Г.В. - учитель иностранного языка.
Габракипова Г.М. - учитель иностранного языка.
Ватомова Т.В. – учитель ИЗО
Темы по самообразованию
№ | ФИО | Тема |
1. | Козина М.И. | Сетевые технологии как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ |
2. | Варина В.М. | Развитие самостоятельности в познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы |
3. | Строителева С.Ю. | Использование инновационных технологий для развития навыков анализа текста при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку и литературе. |
4. | Зотина Г.В. | Использование игровых и сюжетных игр на уроках английского языка |
5. | Габдракипова Г.М. | Использование педагогических и информационных технологий на уроках английского языка с целью повышения эффективности и качества обучения учащихся |
6. | Ватомова Т.М. | Развитие творческих способностей детей на уроках хореографии и ИЗО |
Анализ деятельности МО учителей гуманитарного-эстетического цикла МБОУ «Гимназия № 1 г. Лаишево» за 2014-2015 учебный год
В 2014-2015 учебном году в МБОУ «Гимназия № 1 г. Лаишево» работало 7 учителей предметников гуманитарного-эстетического цикла, из них имеют:
а) высшую квалификационную категорию - учитель русского языка и литературы – Варина В.М.учитель русского языка и литературы, Строителева С.Ю.. .
б) первую квалификационную категорию - учитель иностранного языка, зам. директора по УР Зотина Г.В., учителя иностранного языка Габдракипова Г.М.
в) соответствие занимаемой должности – учитель русского языка и литературы Козина М.И., учитель ИЗО Ватомова Т.В.
В 2014-2015 учебном году МО учителей гуманитарного цикла работало над темой: «Внедрение эффективных образовательных и воспитательных технологий как способ повышения качества образования». Целью методической деятельности являлось создание условий для внедрения эффективных образовательных и воспитательных технологий в обучении. Для достижения поставленной цели МО учителей гуманитарного- эстетического цикла цикла в течение года решало следующие задачи:
В научно-методической работе - осмысление основ образовательных технологий в условиях модернизации образования и введения ФГОС; изучение нормативной и методической документации по вопросам внедрения ФГОС; освоение и использование в учебном процессе образовательных технологий, обеспечивающих эффективность и комфортность обучения учащихся, углубленное изучение актуальных проблем современного образования.
В методической практике учителя - овладение нетрадиционными формами учебных занятий; разработка гибкой системы контроля уровня обученности и банка контрольных материалов; разработка уроков различного типа с использованием здоровье сберегающих и информационно-коммуникационных технологий с учетом возрастных особенностей школьников, специфики группы, личности ученика; создание копилки индивидуальных, групповых, коллективных заданий, совершенствование педагогического мастерства учителей в рамках проведения итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ
В работе с педагогическими кадрами - выявление и развитие творческого потенциала педагогов и условий самореализации личности учителя; обеспечение педагогам условий для повышения профессиональной квалификации в рамках системы курсовой подготовки.
В организации форм работы с педагогическими кадрами - обзор и изучение новинок научно-методической литературы и профессиональных журналов; взаимопосещение уроков; выступления учителей на заседаниях МО, семинарах, педсоветах; повышение квалификации учителей на курсах; аттестация педагогических работников.
Вышеперечисленные задачи решались на заседаниях педсоветов, на семинарах, при подготовке и проведении мероприятий в рамках предметных недель, на предметных конференциях, при проведении олимпиад, международного конкурса «Русский медвежонок».
Каждый учитель методического объединения в течение года работал над своей методической темой, которая перекликалась с темой школы.
За отчетный период было проведено 5 заседаний МО учителей гуманитарного цикла. Все заседания МО проводились согласно утвержденному плану:
Рассмотрение рабочих программ, УМК по предметам гуманитарно-эстетического цикла.
ФГОС второго поколения в контексте государственной образовательной политики в сфере образования.
Программа развития УУД на ступени основного общего образования.
Современный урок в условиях внедрения ФГОС ООО.
Итоговая аттестация в выпускных классах.
На первом заседании члены МО проанализировали деятельность методического объединения за прошедший учебный год, утвердили план работы МО на новый учебный год, представили индивидуально - ориентированные рабочие программы и календарно-тематическое планирование по своим предметам. Учителями-предметниками были рассмотрены и представлены к утверждению рабочие программы по предметам и по кружковой работе, разработано Положение о рабочих тетрадях.Учителями русского языка и литературы был разработан план проведения Недели русского языка. Члены МО определились с темами самообразования, ознакомились с новыми требованиями к курсовой подготовке и аттестации педагогов и с новинками методической литературы.
Второе заседание МО было посвящено изучению нормативной и методической документации по вопросам подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Руководитель МО Варина В.М.. проанализировала методические рекомендации по подготовке и проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по учебным предметам.
На третьем заседании члены МО и учитель русского языка и литературы Козина М.И. представила методические материалы по теме «Психологическое сопровождение обучающихся при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ», где обратила внимание на наиболее вероятные трудности учащихся при подготовке к экзаменам и отметила стратегии решения возникающих проблем.
На четвертом заседании учителя, работающие в выпускных классах, представили анализ контрольных работ в формате КИМ ОГЭ и ЕГЭ. Зам. директора по УР Аникина Е.В... ознакомила учителей с порядком и формой проведения итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов в 2015 году.
На пятом заседании Обсуждались вопросы повышения эффективности современного урока с целью дальнейшего развития познавательной активности учащихся, вопросы подготовки и проведения Недели русского языка и литературы. Руководитель ШМО Варина В.М. ознакомила педагогов с анализом итогов ЗУН в первом полугодии, пробных ЕГЭ и ОГЭ, допускного сочинения в 11 классе.
Также членами МО были подведены итоги участия педагогов и учащихся в конкурсах различного уровня, в олимпиадах и отмечены достижения учащихся и учителей.
На шестом заседании подведены итоги второго полугодия, итоги проведения Недели русского языка и Тотального диктанта для учителей и учеников. Обсуждены вопросы итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов.
В течение учебного года члены МО систематически повышали свой профессиональный уровень по использованию современных образовательных технологий в образовательном процессе. С целью распространения собственного педагогического опыта члены МО пополняли методическую копилку персональных сайтов, участвовали в различных интернет проектах и интернет- конкурсах педагогического мастерства.
Выводы: члены методического объединения учителей гуманитарно-эстетического цикла эффективно используют современные образовательные технологии, обеспечивающие 100 % уровень обученности по общеобразовательным программам предметов гуманитарного-эстетического цикла. Активное сотрудничество с МО классных руководителей и МО естественно-математического цикла обеспечило всестороннее развитие детей при проведении школьных предметных недель.
Работу МО учителей гуманитарного цикла за 2014-2015 учебный год считать удовлетворительной.
В 2015-2016 учебном году МО учителей гуманитарного цикла необходимо решать следующие задачи:
Продолжать работу над повышением профессионального, творческого уровня учителей через участие в интернет сообществах, вебинарах, семинарах, круглых столах и взаимообмен опытом работы.
Продолжать активно осваивать новые технологии, методики и формы организации обучения в рамках ФГОС через курсы повышения квалификации, посещение районных, областных семинаров.
Активизировать работу учителей гуманитарного-эстетического цикла по созданию персональных сайтов.
Продолжить работу над повышением качественной успеваемости обучающихся по предметам гуманитарного цикла и обеспечением высоких результатов ОГЭ и ЕГЭ.
Организационно - педагогическая деятельность
Задачи:
повышение профессиональной культуры учителя через участие в реализации методической идеи общеобразовательного учреждения;
создание условий для повышения социально-профессионального статуса учителя.
П/п | Мероприятие | Сроки | Ответственный |
1 | Анализ деятельности МО за 2014-2015 учебный год и утверждение плана работы МО на 2015-2016 учебный год. | Конец августа | Козина М.И. |
2 | Конкретизация социально- профессионального статуса членов МО | август | Козина М.И. |
3 | Проведение заседаний МО | 1 раз в 2 месяца | Руководитель МО |
4 | Участие в педагогических советах школы, методических семинарах, заседаниях районных предметных секций и методобъединений. | 1 раз в месяц | Члены МО |
5 | Актуализация нормативных требований СанПиН, охраны труда для всех участников образовательного процесса. | сентябрь, январь | Члены МО |
| Составление плана работы МО на 2016-2017 учебный год | июнь | Козина М.И. |
Содержание заседаний МО
Срок | Тема | Содержание работы | Ответственный |
 | Заседание 1. Организационные вопросы работы методического объединения на 2015-16 учебный год. Предметы гуманитарного –эстетического цикла в структуре общего образования в соответствии с ФГОС второго поколения. | 1.Анализ деятельности МО учителей гуманитарно-эстетического цикла за 2014-2015 учебный год и утверждение плана работы МО на 2015-2016 учебный год. 2.Анализ результатов итоговой государственной аттестации выпускников основной и средней школы за 2014-2015 учебный год. 3.Информирование учителей об основных требованиях к новой аттестации учителей и учащихся. Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 года «Об утверждении Порядка проведения аттестации» (изменения) Письмо Министерства образования и науки РФ «Об итоговом сочинении» Согласование рабочих программ по предметам гуманитарно-эстетического цикла на 2015-2016 учебный год, составление тематического планирования. 5.Утверждение заданий для входной диагностики по русскому языку. 6.Стандарт учителя в условиях перехода к новым образовательным стандартам. Знакомство с Методическими письмами по предметам. | Руководитель МО
Зотина Г.В. Козина М.И. |
Работа между заседаниями МО: учебных кабинетов. деятельности. |
 | Рабочее совещание Подведение результатов работы учителей по повышению качества образования | Обсуждение темы по подготовке к педсовету, планирование выступлений на педсовете. Анализ проведѐнной входной диагностики по русскому языку во всех классах. Организация подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Подготовка к школьной и районной олимпиадам по предметам гуманитарно-эстетического цикла. Рассмотрение вопроса об аттестации учителей. | Руководитель МО Учителяпредметники |
 | Заседание 2 Новые образовательные стандарты в преподавании предметов гуманитарно-эстетического цикла. Организация сетевого взаимодействия со школами района | 1.Доклад с презентацией по теме: «Создание оптимальных условий для внедрения эффективных образовательных и воспитательных технологий в реализации основных направлений ФГОС» 2.Обмен опытом по теме: «Формирование УУД на уроках как средство повышения качества образования в соответствии с ФГОС нового поколения». 3.Информирование членов МО о новинках методической литературы. Изучение методических рекомендации и критериев оценивания сочинения, являющегося для обучающихся 11 класса допуском к государственной итоговой аттестации. 5. Участие учителей в ЕГЭ. Рекомендации и обмен опытом по подготовке к экзамену. |
Козина М.И., Строителева С.Ю., Учителя-предметники |
Январь | Рабочее совещание Организация внеклассной работы как важная составляющая часть нравственного воспитания | Обсуждение проведѐнного экзамена по литературе – итогового сочинения в рамках промежуточной аттестации. Анализ административных контрольных работ за I полугодие. Отчѐт о работе со слабоуспевающими учащимися. Об итогах репетиционного ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку за первое полугодие и итогах школьной и районной олимпиад. Проведение мастер-классов и презентация новых обучающих технологий по русскому языку и литературе для коллектива школы и директоров школ РТ |
Учителя-предметники Козина М.И., Варина М.И. |
 | Заседание 3. Программа развития УУД на ступени основного общего образования. Работа над развитием монологической речи. | Осмысление методологии проектирования программы развития УУД на ступени основного общего образования. Обмен опытом на тему: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности» О ходе подготовки обучающихся 9, 11 классов к экзаменам. Подготовка и утверждение форм сдачи экзаменов по выбору и экзаменационных материалов по предметам гуманитарно-эстетического цикла. Знакомство с новыми инструкциями по проведению выпускных экзаменов. Обмен опытом участия в Интернет-ресурсах. | Учителя-предметники Козина М.И. , Варина В.М. , Строителева С.Ю. |
 | Рабочее совещание «Организация эффективной подготовки к ГИА». | 1 .Об итогах срезовых контрольных работ и репетиционных ЕГЭ и ОГЭ за II полугодие. 2. Ход подготовки обучающихся к проведению выпускных экзаменов. 3. Виды контроля знаний учащихся, совершенствование форм и методов контроля ЗУН. Тестовая форма контроля на уроках русского языка, литературы, английского языка, МХК. | Козина М.И. Учителя-предметники |
 | Заседание 4 | 1.Анализ деятельности МО по реализации намеченных в 2015 -2016 учебном году планов . 2.Отчѐт учителей о работе в рамках МО: участие в конкурсах, в проведении открытых уроков; внеклассная работа по предмету; итоги пополнения портфолио; поощрение творческих учителей-предметников. | Учителя-предметники Козина М.И. |
Планирование работы по месяцам
Месяц | Мероприятия | Ответственный |
Сентябрь | Организационное заседание МО. Утверждение плана работы на 2015-16 учебный год. Составление и корректировка рабочих программ по всем предметам. Ревизия и экспертиза рабочих учебных программ и приложений к ним (календарно-тематическое планирование). Осуществление контроля по обеспечению обучающихся учебниками по предметам гуманитарно-эстетического цикла.
Организация стартового контроля. Проведение входной внутренней диагностики качества знаний с 5 по 11 классы по русскому языку (с 10.09 по 25.09).
Участие педагогов в общешкольном родительском собрании. Адаптивный контроль учащихся 5-х классов по всем предметам ГЭЦ в системе учебной работы школы при переходе из начального звена (с 15.09 по 15.10). Контроль за выполнением требований по преемственности. Создание в социальных сетях групп по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, мобильных «беседок» с 8-11 классами. | Руководитель МО Учителя -предметники. Руководитель МО Зотина Г.В. Классные руководители, учителя Зам. директора по УР, руководитель МО, учителя-предметники, работающие в 5 классе |
Октябрь | 1.Совещание при завуче по итогам адаптации обучающихся 5-х классов. 2. Контроль проверки тетрадей учителями. 3. Проведение линейки Памяти, посвящѐнной Дню памяти жертв политических репрессий ( 30 октября). 4.Выпуск электронной бумажной газеты «Зеркало -1» | Завуч, кл. руководители Учителя-предметники |
Руководитель МО Взаимопроверка |
Варина В.М. |
Козина М.И., Габдракипова Г.М. ОДО «Юный журналист» |
|
| 5.Создание группы в социальных сетях «Гимназия № 1» 6. Подготовка и проведение школьных олимпиад по предметам гуманитарного цикла | Козина М.И., 11 класс |
|
| 7. Анализ результатов проведения школьных олимпиад по предметам гуманитарного цикла | Учителя-предметники Руководитель МО |
Ноябрь | Организация участия обучающихся школы во Всероссийском конкурсе-игре по русскому языку «Русский медвежонок» Подготовка выступлений учителей методического объединения гуманитарно-эстетического цикла к педсовету. Контроль за деятельностью МО (выполнение плана МО, оформление протоколов). Организация участия обучающихся школы в районных олимпиадах по предметам ГЭЦ Конкурс чтецов, посвящѐнный 70-летию Победы и 100летию со дня рождения К. М. Симонова (28 ноября) Участие в районной Осеннем бале | Учителя-предметники Варина М.И. Козина М.И. Ватомова Т.В. |
Декабрь | Экзамен по литературе в 11 классе (итоговое сочинение в рамках промежуточной аттестации). Проведение итоговых аттестационных контрольных работ за первое полугодие Мониторинг подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Пробное тестирование по предметам ГЭЦ в формате ЕГЭ и ОГЭ в 9, 11 классах (литература, русский язык, иностранный язык). Участие в районных предметных олимпиадах. Подготовка к проведению праздника – Рождество Христово 6. Новогодний бал литературных персонажей (или любой сценарий). Пробный экзамен по русскому языку, литературе в формате ЕГЭ и ОГЭ | Козина М.И. |
Учителя-предметники |
Учителя-предметники |
Учителя-предметники |
Козина М.И. Варина В.М. |
Козина М.И. Варина В.М. |
Январь | Проведение урока, посвящѐнного Году кино и телевидения в Российской Федерации Разработка плана проведения предметных недель по предметам ГЭЦ Анализ участия обучающихся школы в районных олимпиадах по предметам ГЭЦ | Классные руководители |
Учителя-предметники |
Козина М.И. |
Февраль | Контроль деятельности учителей ГЭЦ по подготовке обучающихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Выпуск школьной газеты «Зеркало – 2» Участие в месячнике военно-патриотического воспитания. День Святого Валентина как содружество языков. Участие в районной игре «Настоящие парни» | Козина М.И. , Габдракипова Г.М., 10 класс Учителя –предметники Ватомова Т.В. |
Март | Участие в празднике, посвящѐнном Международному дню 8 Марта. Книжкина неделя Участие в конкурсе «Живая классика». | Учителя-словесники Ватомова Т.В. Учителя –словесники Варина В.М. |
Апрель | Повторный репетиционный экзамен по русскому языку, истории и обществознанию в формате ОГЭ и ЕГЭ. Пробное тестирование по русскому языку в 9 классе в формате ГИА. Анализ прохождения учебных программ Посещение учителями-предметниками уроков в 4 классе с целью обеспечения преемственности в преподавании учебных предметов. Обсуждение плана мероприятий, посвящѐнных Дню Победы. Диагностические работы по русскому языку. Обзорный контроль литературы в 11 классе. Мероприятия, посвящѐнные Международному Дню детской книги. Участие в Акции «Читаем книги о войне» | Учителя-предметники |
Май | Проведение итоговых аттестационных работ за второе полугодие. Выходная диагностика по всем предметам ГЭЦ Обзорный контроль в 5 классе. Обсуждение Федерального перечня учебников на 2016-2017 учебный год. Итоговая государственная аттестация выпускников 9 и 11 классов | Учителя-предметники Зотина Г.В. Козина М.И. Учителя-предметники |
Систематическая работа в течение года | Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ с проведением мониторинга и анализа результатов. Работа над единым орфографическим режимом. Участие в работе педагогических советов по всем планируемым вопросам. Подготовка обучающихся к внешнему контролю согласно плану работы РОО. Проведение уроков с ИКТ в преподавании предметов ГЭЦ по реализации ФГОС Изучение нормативных документов Периодический контроль по ведению школьной документации | Зотина Г.В. Козина М.И. Варина В.М. Учителя - предметники |
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИНФОРМАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1. Формирование банка данных педагогической информации (методический материал).
2.Разработки сценариев по внеклассной работе.
3.Олимпиадный материал по предметам.
Доклады, с которым учителя – предметники выступают на МО и других мероприятиях.
Создание электронных портфолио.
6.Пополнение методическим материалом персональных сайтов учителей МО гуманитарного-эстетического цикла.
7. Повышение педагогического мастерства через участие в сетевых сообществах педагогов.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Проверка обеспечения учебниками обучающихся школы.
ИКТ компетентность.
Анализ использования учебного оборудования в педагогической деятельности учителей МО гуманитарно-эстетического цикла.
4.Анализ участия в предметных конкурсах и олимпиадах различных уровней и направлений в рамках предметов гуманитарно-эстетического цикла.
5.Анализ результатов выпускного сочинения в 11 классе.
6.Анализ результатов пробных и выпускных экзаменов в формате ОГЭ и ЕГЭ по предметам гуманитарно-эстетического цикла.
Анализ состояния и результативности деятельности МО
Самоанализ педагогической деятельности
ИНСТРУКТИВНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1. Проверка документации о наличии и ведении тетрадей по иностранному языку, русскому языку, литературе в рамках ВШК.
2.Проверка состояния преподавания предметов гуманитарно-эстетического цикла в рамках ВШК.
Участие в районных МО
№ | Тема | Ответственные |
1 | Участие в районных методобъединениях по предметам гуманитарно-эстетического цикла | Учителя предметники |
2 | Обмен опытом и выступления на заседаниях РМО | Учителя – предметники |
3 | Участие в районных олимпиадах | Учителя – предметники |
4 | Использование информационных компьютерных технологий на уроках предметов гуманитарно-эстетического цикла. | Учителя – предметники |
План подготовки к ОГЭ в 9 классе
№ | Содержание работы | Месяц | Ответственные |
1. | Диагностика обучающихся 9 класса к устному собеседованию – допуску к ОГЭ. Индивидуальная работа с вариантами заданий. | сентябрь- декабрь | Учитель-предметник |
1 | Участие в пробных экзаменах в формате ОГЭ. | март-май, декабрь | Учитель рус.яз. |
2 | Проведение работы с родителями: индивидуальные консультации. | сентябрь,январь | Классный руководитель |
| Собеседования, родительские собрания с проведением консультаций и рекомендаций для родителей по итоговой аттестации. | Сентябрь, май | Классный руководитель |
3 | Проведение индивидуальных консультаций по пробелам в знаниях обучающихся выпускных классов. | в течение года | Учитель рус.яз. |
4 | Работа с бланками КИМ ОГЭ . | в течение года | Учитель рус.яз. |
5 | Выполнение запланированных мероприятий общешкольного плана по подготовке обучающихся к ОГЭ. | в течение года | Кл.руководитель |
еобразовательное учреждение
«Гимназия № 1» г. Лаишево Лаишевского муниципального района
Республики Татарстан»
План работы
школьного методического объединения
гуманитарно-эстетического цикла
2015-2016 учебный год