СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синтаксис сложного предложения, подготовка к ОГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка курса по синтаксису сложного предложения для 9 класса помогает систематизировать знания учащихся, развить навыки анализа и построения сложных конструкций, что способствует успешной подготовке к экзаменам и углубленному пониманию русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Синтаксис сложного предложения, подготовка к ОГЭ»

Урок по теме: «Синтаксис сложного предложения»

Цели урока:

  • Формирование представления учащихся о сложном предложении и его видах.

  • Развитие умения анализировать структуру сложных предложений.

  • Воспитание внимательного отношения к языку, культуры речи.

Ход урока

I. Организационный этап (2 мин)

Приветствие учеников, проверка готовности класса к уроку.

II. Актуализация знаний (8 мин)

Учитель предлагает ученикам вспомнить изученное ранее материал по простым предложениям, задав следующие вопросы:

  • Что такое простое предложение?

  • Какие бывают типы простых предложений по цели высказывания?

  • Каковы основные признаки простого предложения?

Ученики отвечают устно, учитель записывает правильные ответы на доске.

III. Изучение нового материала (20 мин)

1. Определение понятия

Учитель объясняет понятие сложного предложения:

Сложное предложение — это предложение, состоящее из двух или нескольких грамматически связанных частей (простых предложений), объединённых общим смысловым содержанием и единой синтаксической структурой.

2. Классификация сложных предложений

Различают три основных типа сложных предложений:

  • Сложносочинённые предложения: части связаны сочинительными союзами («и», «или», «либо», «однако»).

  • Сложноподчинённые предложения: одна часть подчиняется другой посредством подчинительных союзов («чтобы», «если», «потому что», «так как») или союзных слов («который», «чей», «куда»).

  • Бессоюзные сложные предложения: связь между частями осуществляется интонационно и пунктуационно без помощи союзов.

Пример каждого вида приведён на доске:

1. Мы пошли гулять, и погода была прекрасная. (сложносочинённое)

2. Я пришёл домой поздно, потому что задержался на работе. (сложноподчинённое)

3. Наступила ночь, стало темно. (бессоюзное сложное)

IV. Закрепление материала (15 мин)

Выполнение упражнений по определению типов сложных предложений:

  1. Выпишите из текста пять примеров сложных предложений разных видов.

  2. Составьте самостоятельно одно сложносочинённое, одно сложноподчинённое и одно бессоюзное предложение.

V. Итоги урока (5 мин)

Обобщение пройденного материала, ответы на вопросы учеников, оценка проделанной работы.

VI. Домашнее задание (5 мин)

Написать сочинение-миниатюру на свободную тему объемом около 7–10 предложений, используя разные виды сложных предложений.

Дополнительные задания для самостоятельной работы:

  1. Найдите десять ошибок в структуре сложных предложений в тексте и исправьте их.

  2. Переведите тексты песен или стихотворений в форму сложных предложений.