СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система оценивания по предмету "Труд (технология)"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система оценивания по предмету "Труд (технология)"»

Система оценивания образовательных достижений.


Контроль и оценка результатов обучения являются важной составной частью целостного педагогического процесса. В процессе целенаправленной систематической контрольно-оценочной деятельности учитель получает возможность: оценить глубину и объем усвоенного учащимися материала, а также скорректировать учебный процесс, конкретизируя задачи, методы обучения, опираясь на полученную информацию, индивидуализировать работу с учащимися, стимулировать познавательную активность учащихся.

Полнота и всесторонность обеспечиваются включением в содержание контроля всех основных элементов учебного материала – от знаний правил безопасного труда, организации рабочего места, видов и назначения обрабатываемого материала, технологических требований к выполнению различных операций до умений применять на практике полученных знаний. Объективность контроля обеспечивается учетом индивидуальных особенностей учащихся, использованием контрольных заданий различной степени трудности. Систематичность реализуется путем постоянной проверки знаний и практических навыков у всех учащихся на всех этапах образовательного процесса.

Различают несколько видов контроля: входной, текущий, рубежный, итоговый. Задачей входного контроля является определение готовности обучающихся к восприятию новой информации. Текущий контроль позволяет определить, какие изменения, дополнения следует внести учителю в заранее спроектированный учебный процесс для получения более высоких результатов обучения. Рубежный контроль проводят, как правило, при завершении изучения большого раздела. Итоговая проверка уровня усвоения учебного материала проводится в конце четверти, семестра, полугодия или в конце учебного года как смотр учебных достижений обучающихся.

Особое значение имеет самооценка. На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки.


Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик)

Вопрос

Пояснение

Что нужно было сделать в задаче ( задание?)

Какова была цель, что нужно было получить в результате.

Удалось получить результат?

Найдено решение, ответ.

Справился полностью или с ошибкой, в чем?

Для ответа на этот вопрос нужно: либо получить эталон правильного выполнения задания и сравнить с ним свое; либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение исправляли ли какие –то его шаги, приняли его конечный опыт.

Справился полностью самостоятельно или была оказана помощь?

Кто помогал, в чем.

Какое умение развили при выполнении задания?

Какие задания понадобились для выполнения задания.

Каков был уровень задачи (задания)?

Такие задания мы выполняли много раз, понадобились только « старые», уже усвоенные знания (необходимый уровень)

В этом задание мы столкнулись с необычной ситуацией: либо нам нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания по теме, которую только сейчас изучаем (повышенный уровень).

Такие задачи мы никогда не учились решать или нужны знания, которые на уроках не изучали (максимальный уровень).

Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.


Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить_________________


Для самооценки последовательности выполнения операций эффективно используется карта пооперационного контроля, которую можно разработать совместно с учениками.

 Карта пооперационного контроля «Окончательная отделка изделия»

Проверяемые параметры

Количество баллов

Товарный вид изделия

1

Окончательная влажно - тепловая обработка (ВТО)

0,5

Симметричность расположения деталей

0,5

Обрезание концов ниток строчек постоянного назначения

0,5

Качество строчек (ровность строчки, наличие закрепок в начале и конце строчки)

2

Отсутствие строчек временного назначения

0,5


Итого: 5 баллов


Обучающее влияние контроля проявляется в том, что в процессе прослушивания ответов учащиеся систематизируют свои собственные знания, выявляют ошибки и приобретают навыки самоконтроля. Воспитывающая и развивающая функции проявляются в воспитании у учащихся ответственного отношения к созданию собственного или коллективного изделия или выполнению проекта, при этом развиваются память, внимание, воспитывается самостоятельность в принятии решений.



Нормы оценивания учебного предмета Труд (Технология)



Нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу



Оценка «5» ставится, если учащийся:

- полностью освоил учебный материал;

- умеет изложить его своими словами;

- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

-в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

-подтверждает ответ конкретными примерами;

-правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

-не усвоил существенную часть учебного материала;

-допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

-затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

-слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

-почти не усвоил учебный материал;

-не может изложить его своими словами;

-не может подтвердить ответ конкретными примерами;

-не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.


Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и

практических работ.

Отметка «5» ставится, если учащийся:

-творчески планирует выполнение работы;

-самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

-правильно и аккуратно выполняет задание;

-умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка «4» ставится, если учащийся:

-правильно планирует выполнение работы;

-самостоятельно использует знания программного материала;

-в основном правильно и аккуратно выполняет задание;

-умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка «3» ставится, если учащийся:

-допускает ошибки при планировании выполнения работы;

-не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;


-допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;

-затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Отметка «2» ставится, если учащийся:

-не может правильно спланировать выполнение работы;

-не может использовать знания программного материала;

-допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;

-не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.



Оценивание теста учащихся производится по следующей системе

«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 71 до 89 % от общего количества;

«3» - соответствует работе, содержащей 50 – 70 % правильных ответов.

«2» - соответствует работе, содержащей менее 50 % правильных ответов.

Критерии оценки проекта
  1. Оригинальность темы и идеи проекта.

  2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).

  3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).

  4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).

  5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).

  6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).

  7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).

Разложить критерии по трём составляющим качества образования, а также три уровня сформированности компетентности:

  • 2 – выше среднего

  • 1 – средний

  • 0 – ниже среднего.

Максимально возможное количество баллов: 14

«2» - 6 баллов и ниже «41 и ниже»;

«3» - 6-8 баллов (42%);

«4» - 9 – 11 баллов (65%);

«5» -12 и более (85% и выше).


Методы оценивания на рабочем столе:

 

Тема урока

Мои знания

Хочу знать

В начале урока

В конце урока

 

 

 





 

 

При изучении тем произвожу тестовый контроль, в виде заполнения таблиц.

Например: Изучение символов по уходу за одеждой.

Символ

Значение

 

.          

Оценочный лист
-------------------------------ученицы ---------------------класса

Дата

Готовность к уроку

Домашняя работа

Повторение материала


Практическая работа.

Итоговая оценка

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Оценочно - контрольный лист обучающегося

Содержание деятельности

обучающегося

Оценивание

деятельности

Работа с таблицей


Практическая работа

(оформление буклета)


Тест


Общая оценка



На этапе проверки домашнего задания практической направленности:

формы работы могут быть разными, в зависимости от выполненного задания Например, по материаловедению учащиеся оформляют коллекцию образцов тканей. Критерии оценивания выполнения этого задания могут быть такими:

  • Наличие названия работы

  • Верно подобранные образцы ткани по волокнистому составу

  • Количество образцов не менее трёх (два – это не коллекция)

  • Аккуратность работы

  • Оригинальность оформления (с эскизами изделий, составление из лоскутков простого сюжета).

По заданным критериям оценивается каждая работа, в оценивании участвуют все учащиеся.


При проверке практической работы на уроке:

критериями оценивания в ряде случаев являются требования к качеству. Критерии проговариваются обязательно перед началом работы.

Например, критерии оценивания любого шва при изучении темы:

«Машинные швы» могут быть такими:

  • Ровность строчки

  • Наличие закрепления строчки

  • Соответствие цвета ткани и ниток

  • Соответствие ширины шва требованиям к шву

  • Наличие влажно-тепловой обработки готового шва.


Например: При изучении темы «Бутерброды» следующие требовании:

  • Бутерброды должны быть приготовлены непосредственно перед подачей;

  • Продукты, входящие в состав бутербродов ,должны быть свежими;

  • Ломтик хлеба должен быть толщиной 1-1,5 см.

  • Хлеб должен быть полностью покрыт продуктами;

  • Вкус, цвет и запах бутербродов должен соответствовать используемым продуктам;

  • Бутерброды должны быть эстетически оформлены.

 

Все ответы фиксируем в оценочных листах, которые раздаю в начале урока и листы с критериями, критерии практической работы. Так ребенок может лучше проследить, что он делает не так. При подведении итогов в конце урока становится ясно, кто на каком этапе не доработал, то есть не набрал полное количество баллов. Ребенок сам видит над чем ему еще надо поработать, чтобы улучшить свой результат.


 

Критерии оценки творческого проекта:

Критерии оценки творческого проекта

кол-во

баллов

По

плану

Пояснительная записка

15 баллов

1

Общие оформление: ( ориентация ГОСТ 7.32-2001 Международный стандарт оформления проектной документации) ( 0,5 баллов)

0-0,5

 

2

Качество исследования

4,5

 

2.1

Наличие актуальности и обоснование проблемы в исследуемой сфере: ( да-0,5; нет-0)

0/0,5

 

2.2

Формулировка темы, целей и задач проекта;

( сформулированы полнолостью-0,5; не сформулированы-0)

0/0,5

 

2.3

Определение ( выбор) объекта и предмета исследования:

( да-0,5; нет-0)

0/0,5

 

2.4

Сбор информации по проблеме ( проведение маркетингового исследования для выявления спроса на проектируемый объект труда);

( да-0,5; нет-0)

0/0,5

 

2.5

Предложения решения выявленной проблемы.  Авторская концепция проекта. Выбор оптимальных идей ( да-0,5; нет-0)

0/0,5

 

2.6

Описание проектируемого материального объекта ( да-0,5; нет-0)

0/0,5

 

2.7

Применение методов проектирования и исследования анализируемой проблемы и знание процедур их поведения( умение применять-1, не умение применять-0)

0/1

 

3

Креативность и новизна проекта

4,5

 

3.1

 Оригинальность предложенных идей:- форма и функция изделия;

- конструкция , универсальность, эргономичность, оригинальность, легкость

- тенденция моды, цветовое решение, сочетание цветов ( да-2; нет-0)

0/2

 

3.2

Новизна и уникальность- разработка новых техник изготовления; оригинальное применение различных материалов, применение не традиционных методов и авторских технологий

0/1

 

3.3

Значимость проекта( да-1,5; нет-0)

0/1,5

 

4

Обработка технологического процесса

5,5

 

4.1

Выбор технологии изготовления, технологического оборудования и приспособлений ( да-0,5; нет-0)

0/0,5

 

4.2

Качество эскизов, схем, чертежей, технологических карт ( да-1; нет-0)

0/1

 

4.3

Применение знаний методов дизайнерской работы ( да-1,5; нет-0)

0/1,5

 

4.4

Экологическая оценка готового изделия и процесса его изготовления

 ( да-1; нет-0)

0/1

 

4.5

Экономическая оценка изделия ( да-1; нет-0)

0/1

 

4.6

Умение анализировать результаты исследования ( да-0,5; нет-0)

0/0,5

 

Оценка изделия 22 баллов

5

Дизайн продукта творческого проекта

22

 

5.1

Новизна и оригинальность продукта его художественная выразительность (оригинальность-2; стереотипно-0)

0/2

 

5.2

Композиция проектируемого объекта( внешняя форма, конструкция, декор) целостность-4;не сбалансированность-0

0/4

 

5.3

Гармония, эстетика, стиль изделия и его соответствие концепции

( да-0,5; нет-0)

0/0,2

 

5.4

Качество изготовления ( качество-3, требуется незначительная дороботка-1, не качественно-0)

0/1/3

 

5.5

Товарный вид, соответствие модным тенденциям, подача представление изделия ( соответствует полностью-4, не соответствует-0

0/4

 

5.6

Рациональность или трудоемкость

1-4

 

5.7

Практическая, социальная или иная ( научная, технологическая значимость ( да-1; нет-0)0/1

 

 

Оценка защиты проекта 13 баллов

6

Процедура презентации проекта

13

 

6.1

Качество подачи материала: культура речи, четкость, конкретность и логика изложения проблемы исследования

0-5

 

6.2

Понятие сути задаваемых вопросов и аргументированность ответов

0-3

 

6.3

Использование знаний вне школьной программы

0-2

 

6.4

Соответствие содержания выводов содержанию целей и задач конкретность выводов.( соответствует полностью 1,5, не соответствует -0)

0/1,5

 

 

6.5

Способность проявить самостоятельное оценочное суждения

0/0,5

 

 

6.6

Качество электронных презентаций

0/0,5

 

 

6.7

Оригинальность представления

0/0,5

 

 

 

       всего

50

 

 



Разработайте критерии оценки результатов практической работы в предлагаемом шаблоне.


Критерии оценки


Оценка процесса

Баллы

Оценка

1

Соблюдение техники безопасности, правил безопасного труда

Выполняется - 1

Не выполняется - 0


2

Соблюдение дисциплины, правил делового общения

Выполняется - 1

Не выполняется - 0


3

Соблюдение культуры труда на рабочем месте (организация рабочего места)

Выполняется - 1

Не выполняется - 0


4

Соблюдение/качество выполнения технологических операций

Выполняется полностью верно - 1

Выполняется верно, но с нарушением отдельных технологических приемов и правил - 0,5

Нарушена технология, выполнение технологической операции: изделие изготовить/завершить невозможно (брак) - 0


5

Соблюдение последовательности этапов сборки конструкции/изделия.

В однодетальных изделиях критерий не применяется

Соблюдены все этапы, сборка завершена – 1

Последовательность нарушена – 0




Итого

5




Оценка результата



1

Практическая работа выполнена в полном объёме с соблюдением технологической последовательности.

Выполняется полностью верно - 2

Выполняется верно, но с нарушением отдельных технологических приемов и правил - 1

Нарушена технология, выполнение технологической операции: изделие изготовить/завершить невозможно (брак) - 0

3

Обучающиеся полностью работали самостоятельно

Выполняется - 1

Не выполняется - 0

1

3

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Выполняется - 1

Не выполняется - 0

1






















Итого

5



Оценивая свою работу по заданным критериям, ученик может избежать некоторых ошибок, и тем самым получить более высокий результат.  Он сам может сделать вывод, что получилось в его работе, а что нет. И в следующей работе учащиеся уже будут учитывать свои ошибки.

В качестве контрольно-измерительных материалов с целью проверки знаний, практических умений и навыков, учащихся на уроках Труд (технология) кроме тестовых заданий могут иметь место:

 • контрольные вопросы для устных и письменных ответов;

 • вопросы для беседы и собеседования;

 • программа наблюдений;

 • анкеты;

 • контрольные листы;

 • занимательный материал (кроссворды, ребусы, загадки …);

• технологические карты, чертежи, схемы с пропусками и др.;

• задания для практических работ; • комплект упражнений;

 • перечень учебно-проверочных работ;

 • и др. Вопросы и практические задания

Таким образом, итоги своей деятельности по развитию навыков самооценки и самоопределению учащихся на уроках технологии, можно сделать следующие выводы:

Критерии оценивания, предложенные учащимся делают сам процесс оценивания прозрачным для учителя, ученика и его родителей; такой подход к оценке знаний и умений школьника снимает элементы конфликтности между участниками учебной деятельности, помогают ученику сформировать объективную самооценку и понять, осознать свою конкурентоспособность в коллективе одноклассников, а значит, самостоятельно создать мотивацию для самосовершенствования и видеть пути к успеху.