СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися по преодолению пробелов в изучении программного материала

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися по преодолению пробелов в изучении программного материала»

Система работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися по преодолению пробелов в изучении программного материала Мастер-класс Курочкина Е.Л.

Система работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися по преодолению пробелов в изучении программного материала

Мастер-класс

Курочкина Е.Л.

«Интерес к учению проявляется только, тогда, когда  есть вдохновение, рождающееся от успеха»   Сухомлинский В.А. Что же такое неуспеваемость? Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально). Психолого-педагогический словарь дает следующее определение этого понятия: « неуспеваемость учащихся - это негативное явление педагогической действительности, проявляющееся в наличии учащихся в образовательном учреждении, не освоивших программу учебного года и имеющих академическую задолженность по двум или более предметам».

«Интерес к учению проявляется только, тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха» Сухомлинский В.А.

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Психолого-педагогический словарь дает следующее определение этого понятия: « неуспеваемость учащихся - это негативное явление педагогической действительности, проявляющееся в наличии учащихся в образовательном учреждении, не освоивших программу учебного года и имеющих академическую задолженность по двум или более предметам».

А.М. Гельмонт выделяет  три вида неуспеваемости в зависимости от количества школьных предметов и устойчивости отставания ученика: Общая и глубокая неуспеваемость – по многим или всем учебным предметам длительное время. Частичная, но относительно устойчивая неуспеваемость – по одному-трем наиболее сложным предметам. Эпизодическая неуспеваемость – то по одному, то по другому предмету, она относительно легко преодолевается.

А.М. Гельмонт выделяет три вида неуспеваемости в зависимости от количества школьных предметов и устойчивости отставания ученика:

  • Общая и глубокая неуспеваемость – по многим или всем учебным предметам длительное время.
  • Частичная, но относительно устойчивая неуспеваемость – по одному-трем наиболее сложным предметам.
  • Эпизодическая неуспеваемость – то по одному, то по другому предмету, она относительно легко преодолевается.
Выделяют две группы причин неуспеваемости:  внешние и внутренние К внешним причинам следует отнести:  - несовершенство организации учебного процесса на местах (перегрузка учащихся, несовершенство приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях); - отрицательное влияние извне - улицы, семьи и т.д. К внутренним причинам также следует отнести:  - дефект здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровнем материального благосостояния семей; - низкое развитие интеллекта. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников; - отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности; - слабо развития волевой сферы у учащихся. Хотя об этом писал еще К. Д. Ушинский «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т.к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли».

Выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние

К внешним причинам следует отнести:

- несовершенство организации учебного процесса на местах (перегрузка учащихся, несовершенство приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях);

- отрицательное влияние извне - улицы, семьи и т.д.

К внутренним причинам также следует отнести:

- дефект здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровнем материального благосостояния семей;

- низкое развитие интеллекта. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников;

- отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности;

- слабо развития волевой сферы у учащихся. Хотя об этом писал еще К. Д. Ушинский «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т.к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли».

К.Д. Ушинский рекомендовал широко использовать разнообразие методов обучения, которое всемерно поможет учитывать индивидуальные особенности внимания, памяти и мышления школьников. Предлагаю использовать следующие приемы заучивания правил.   Рассказывание правила в разных вариантах и ролях:  по «телефону» маме или товарищу игра «Поучи правилу попугая» расскажите правило так, как будто вы сами сделали открытие передайте правило «по радио», как самую свежую новость -  угадайте, какое слово «проглотил» диктор представьте себе, что в классе, где вы рассказываете правило, очень жарко или очень холодно рассказывание правила с разной эмоциональной нагрузкой

К.Д. Ушинский рекомендовал широко использовать разнообразие методов обучения, которое всемерно поможет учитывать индивидуальные особенности внимания, памяти и мышления школьников.

Предлагаю использовать следующие приемы заучивания правил. Рассказывание правила в разных вариантах и ролях:

  • по «телефону» маме или товарищу
  • игра «Поучи правилу попугая»
  • расскажите правило так, как будто вы сами сделали открытие
  • передайте правило «по радио», как самую свежую новость
  • - угадайте, какое слово «проглотил» диктор
  • представьте себе, что в классе, где вы рассказываете правило, очень жарко или очень холодно
  • рассказывание правила с разной эмоциональной нагрузкой
Вот некоторое способы «усиления» орфограммы   1. Написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом самого предмета  2. Деление слова на входящие в него значимые сочетания букв и знаков.  3. Составление ребусов.  4. Заучивание обобщенным способом.  5. Возвращение в забытую этимологию слова.

Вот некоторое способы «усиления» орфограммы 1. Написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом самого предмета 2. Деление слова на входящие в него значимые сочетания букв и знаков. 3. Составление ребусов. 4. Заучивание обобщенным способом. 5. Возвращение в забытую этимологию слова.

Для увеличения объема запоминаемого материала и развития точности памяти рекомендую проводить слуховые и зрительные диктанты . Зрительные диктанты направлены на тренировку внимания, активизацию мышления и способствуют осознанному запоминанию правильного написания. Слуховые диктанты развивают слуховое восприятие и память, учат умению распознавать фонему за произносимые звуком и обучать ее соответствующей буквой путем соотнесения речи звучащей на увеличение объема их слуховой памяти. Зрительные диктанты проводятся ежедневно и параллельно со слуховыми. Зрительный диктант : телеграмма, телеграф, миллиметр.  Слуховой диктант : в субботу пришла срочная телеграмма. Длина отрезка – шесть миллиметров.   Зрительный диктант : Воробьи чирикают. Всюду веселье.  Слуховой диктант: У воробьев маленькие крылья и перья. Живут они возле жилья людей. Всюду слышно их чириканье.

Для увеличения объема запоминаемого материала и развития точности памяти рекомендую проводить слуховые и зрительные диктанты .

Зрительные диктанты направлены на тренировку внимания, активизацию мышления и способствуют осознанному запоминанию правильного написания.

Слуховые диктанты развивают слуховое восприятие и память, учат умению распознавать фонему за произносимые звуком и обучать ее соответствующей буквой путем соотнесения речи звучащей на увеличение объема их слуховой памяти.

Зрительные диктанты проводятся ежедневно и параллельно со слуховыми.

Зрительный диктант : телеграмма, телеграф, миллиметр. Слуховой диктант : в субботу пришла срочная телеграмма. Длина отрезка – шесть миллиметров. Зрительный диктант : Воробьи чирикают. Всюду веселье. Слуховой диктант: У воробьев маленькие крылья и перья. Живут они возле жилья людей. Всюду слышно их чириканье.

Выделяют следующие  виды дидактических игр 1. Игры-упражнения. Это кроссворды, ребусы, викторины, также дидактические игры-упражнения на закрепление правил или отработку умений по определённой теме. 2. Игры-путешествия. 3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Выделяют следующие виды дидактических игр

1. Игры-упражнения.

Это кроссворды, ребусы, викторины, также дидактические игры-упражнения на закрепление правил или отработку умений по определённой теме.

2. Игры-путешествия.

3. Игры-соревнования.

Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Классификация дидактических игр 1. Фонетические и орфоэпические игры («Составь текст и озвучь его», «Пригласи на обед», «В эфире - новости», «Конкурс дикторов» и др.) 2. Лексико-фразеологические игры («Собери фразеологизм», «Угадай-ка», «Собери пословицу», «Акростих», «Переводчик», «Кто быстрее», «Найди пару» и др.) 3. Игры по морфемике и словообразованию («Сорняки», «Допиши сказку», «Собери слова», «Ромашка», «Золушка» и др. ) 4. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и   пунктуационных норм. Синтаксические игры. Морфологические игры («Мягкая посадка», «Третий лишний», «Помогите Пете Ошибкину», «Я работаю волшебником», различные виды диктантов: «Словарный диктант», «Диктант-молчанка», «Диктант-шутка» и др.)

Классификация дидактических игр

1. Фонетические и орфоэпические игры («Составь текст и озвучь его», «Пригласи на обед», «В эфире - новости», «Конкурс дикторов» и др.)

2. Лексико-фразеологические игры («Собери фразеологизм», «Угадай-ка», «Собери пословицу», «Акростих», «Переводчик», «Кто быстрее», «Найди пару» и др.)

3. Игры по морфемике и словообразованию («Сорняки», «Допиши сказку», «Собери слова», «Ромашка», «Золушка» и др. )

4. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и   пунктуационных норм. Синтаксические игры. Морфологические игры («Мягкая посадка», «Третий лишний», «Помогите Пете Ошибкину», «Я работаю волшебником», различные виды диктантов: «Словарный диктант», «Диктант-молчанка», «Диктант-шутка» и др.)

Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп: 1 группа : низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.) сочетается с положительным отношением к учению. 2 группа : высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательными отношением к учению. 3 группа : низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп:

1 группа : низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.) сочетается с положительным отношением к учению.

2 группа : высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательными отношением к учению.

3 группа : низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности

Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

Упражнение "Самое главное"

Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-то "секрет", то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и "секреты". Выбираются самые точные и лучшие ответы.

Упражнение "Моментальное фото"

Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.

Упражнение "Лучший вопрос"

Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.

Упражнение "Пересказ по кругу"

Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.

Работа с учащимися, не желающими учиться Для повышения мотивации к учению можно выполнять приведенное ниже упражнение

Работа с учащимися, не желающими учиться

Для повышения мотивации к учению можно выполнять приведенное ниже упражнение "Пиктограмма, или Пляшущие человечки"

Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. После показа слова или словосочетания учащийся рисует на бумаге любое изображение, которое поможет ему воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний. Написание отдельных букв и слов не допускается. Слова зачитываются с интервалом не более 30 с. Выбор изображения для запоминания ограничивается по времени.

Пример набора слов и словосочетаний:

Воспроизведение учащимися словесного материала осуществляется спустя 30–40 мин. Учащемуся предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова и словосочетания. При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.

Веселый праздник

Смелый поступок

Тяжелая работа

Счастье

Развитие

Вкусный ужин

Болезнь

Темная ночь

Разлука

Дружба

Печаль

Игра «Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображенные животные» ( Показываются рисунки с изображениями животных ) 1. За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц. 2. Ползет, как черепаха. 3. Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга. 4. Топает, как слон.

Игра «Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображенные животные»

( Показываются рисунки с изображениями животных )

1. За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц.

2. Ползет, как черепаха.

3. Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга.

4. Топает, как слон.

Ребята решили подшутить над вами и рассыпали на отдельные слова 5 фразеологических единиц. «Соберите» их (всего 5) за 2 минуты 1-я команда – как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых. (куда Макар телят не гонял; в ежовых рукавицах; вертится на языке; свистит ветер в карманах; канул в воду) 2-я команда – расхлёбывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу. (расхлёбывать кашу; бить баклуши; заметать следы; на ночь глядя; душа уходит в пятки)

Ребята решили подшутить над вами и рассыпали на отдельные слова 5 фразеологических единиц. «Соберите» их (всего 5) за 2 минуты

1-я команда – как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых.

(куда Макар телят не гонял; в ежовых рукавицах; вертится на языке; свистит ветер в карманах; канул в воду)

2-я команда – расхлёбывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу.

(расхлёбывать кашу; бить баклуши; заметать следы; на ночь глядя; душа уходит в пятки)

Игра-конкурс («Лицедеи») Нужно четыре участника от каждой команды. Каждый участник по очереди вытаскивает карточку с заданиями-фразеологизмами. Задача: при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках: Стоять на задних лапках Прикусить язык Не находить места Попасть не в бровь, а в глаз Намылить шею Зарубить на носу Ломать голову В рот воды набрал

Игра-конкурс («Лицедеи»)

Нужно четыре участника от каждой команды. Каждый участник по очереди вытаскивает карточку с заданиями-фразеологизмами. Задача: при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм.

Задания на карточках:

Стоять на задних лапках

Прикусить язык

Не находить места

Попасть не в бровь, а в глаз

Намылить шею

Зарубить на носу

Ломать голову

В рот воды набрал

«Акростих» Задача:  К данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы. Кануть в лету К О С М О С Обетованная земля Сорвать маску Мозолить глаза От доски до доски Сбросить иго

«Акростих»

Задача:  К данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы.

Кануть в лету

К

О

С

М

О

С

Обетованная земля

Сорвать маску

Мозолить глаза

От доски до доски

Сбросить иго

Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в освоении школьных программ, дает возможность утверждать, что игровые технологии помогают, прежде всего, в следующем: Помогают скорректировать темп, ритм учебного процесса. Совершенствование педагогической технологии способствует развитию личностного роста ребенка. Индивидуализация и дифференциация обучения. Целенаправленная работа учителя в интересах ребенка повышает уровень его обучаемости. Психологический комфорт, созданный учителем, повышает мотивацию и стимулирует познавательную активность Удается скомпенсировать проблемы ребенка, довести уровень его развития до возрастной нормы.

Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в освоении школьных программ, дает возможность утверждать, что игровые технологии помогают, прежде всего, в следующем:

  • Помогают скорректировать темп, ритм учебного процесса.
  • Совершенствование педагогической технологии способствует развитию личностного роста ребенка.
  • Индивидуализация и дифференциация обучения.
  • Целенаправленная работа учителя в интересах ребенка повышает уровень его обучаемости.
  • Психологический комфорт, созданный учителем, повышает мотивацию и стимулирует познавательную активность
  • Удается скомпенсировать проблемы ребенка, довести уровень его развития до возрастной нормы.
А закончить свое выступление я хочу словами Я.А.Коменского:  «Несомненно, что по правильно расположенным, крепким ступенькам можно кого угодно возвести на какую угодно высоту».  Так давайте не стоять на правильном пути, а идти по нему!

А закончить свое выступление я хочу словами Я.А.Коменского: «Несомненно, что по правильно расположенным, крепким ступенькам можно кого угодно возвести на какую угодно высоту». Так давайте не стоять на правильном пути, а идти по нему!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!