Рассказ (это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме) Объяснение (это доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения) Беседа (это вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся) Лекция (отличается информативно-познавательной емкостью, сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений, большей продолжительностью) Дискуссия (ситуация познавательного обсуждения с аргументами) Диспут (способ ведения спора, с возможностью анализа понятий и доводов, защитой своих взглядов, убеждений в них других людей) Метод примера (подражательность) | Приучение (овладение ребенком преимущественно процессуальной стороной деятельности) Метод упражнения (делает процессуальную сторону деятельности личностно значимой) Метод создания воспитывающих ситуаций (это метод организации деятельности и проведения воспитанников в специально созданных условиях) Педагогическое требования (это предъявление ребенку в процессе воспитания социально-культурной нормы отношения и поведения) Инструктаж (это форма обучения в виде разъяснения основных правил повреждения при выполнении трудовой функции) Иллюстрации и демонстрации (направлены на то, чтобы показать различные объекты, процессы и явления в их естественной среде) | Соревнование (поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма) Познавательная игра Сюжетно-ролевая игра (примыкает к ситуациям успеха) Дискуссия Эмоциональное воздействие (путь возбуждения интереса у учащихся, создание положительного эмоционального фона) Поощрение (способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива) Наказание (это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает к учащихся неуклонно следовать им) | Педагогическое наблюдение (непосредственное восприятие деятельности, общения, поведения личности в целостности и динамике их изменения) Беседа (помогает педагогам выяснить степень информативности учащихся в области нравственных проблем, норм и правил поведения, выявить причины отклонений от выполнения этих норм, когда они наблюдаются) Психологические опросники (проясняют характер отношений между и членами коллектива, товарищеские привязанности или, наоборот, негативные отношения к тем или иным членам его) Включение учеников в виды деятельности и общения (в них они могут наиболее полно проявить те или иные стороны своей воспитанности) |