СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слово и слог. Звуки и буквы. Разделительный мягкий знак

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Слово и слог. Звуки и буквы. Разделительный мягкий знак»

Урок 35
Слово и слог. Звуки и буквы. Разделительный мягкий знак

Цель деятель-
ности учителя

Совершенствовать умение писать слова с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться
в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

методы и формы обучения

Фронтальная, парная, коллективная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Толковый словарь.

3. Интернет-ресурс: http://nsc.1september.ru/2004/22/1.htm

Оборудование

Доска, интерактивная доска, проектор (по возможности)

Наглядно-
демонстрационный материал

Запись элементов букв, выполненных заданий домашней работы, звукобуквенного разбора слова


Окончание табл.

Основные понятия и термины

Буква для обозначения парного согласного звука в корне слова. Разделительный мягкий знак. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Звукобуквенный разбор слова. Правило написания разделительного мягкого знака. Слова с непроверяемым написанием. Перенос слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком как показателем мягкости согласного звука. Орфограмма


организационная структура (сценарий) урока


Этапы
урока

Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания
и упраж-
нения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия
на уроке

Формируемые
умения (универсальные учебные действия)

Проме-
жуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Проверка домашнего задания

Работа над упражнением с целью выявления умения
работать
самостоятельно

– Какое задание было задано на дом? Какие
затруднения возникли при выполнении домашнего задания?

Упражнение 124.

– Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте, выполните взаимопроверку.

Учитель демонстрирует на доске или при помощи интер-активной доски выполненное задание.

Хирург – хирурги, сундук – сундуки, квас
квасы, укроп – (нет) укропа, рассказ – рассказы, сугроб – сугробы, штраф – штрафы, наряд
наряды, огород – огороды, гараж – гаражи,

Осуществляют проверку

выполненных заданий

Фрон-тальная.

Парная

П – владеют логическими действиями, осознанно строят речевое высказывание
в соответствии
с задачами коммуникации.

Р – владеют уме-ниями контроли-ровать и оценивать учебные

Правильно выполненные
задания упраж-
нения


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



грядка – грядочка, морковка – морковочка, улыбка – улыбочка, камыш – камыши, когти –
коготки, указка – указочка, варежка – варежечка.

– Проверьте выделенные буквы, которыми
обозначены непарные твердые согласные звуки.

Учитель демонстрирует на доске или при помощи интерактивной доски выполненное задание.

Хирург, сундук, квас, укроп, рассказ, сугроб, штраф, наряд, огород, гараж, грядка, морковка, улыбка, камыш, когти, указка, варежка



действия в соответствии с поставленной задачей.

К слушают сверстников
и взрослого.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»


II. Постановка
учебной
задачи

Формулирование учебных задач
по названию темы

– Откройте учебник на с. 68. Мы продолжаем
работу над разделом «Слово в языке и речи».

– Сегодня на уроке будем упражняться в умении писать слова с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами

Внимательно слушают

Фрон-тальная

П – извлекают необходимую информацию из сведений учителя,
учебника.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу


III. Минутка чисто-писания

Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начерта-

– Посмотрите на доску. Элементы каких букв
будем прописывать?

Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.

– Заглавной
и строчной букв Ц, ц.




Фрон-тальная. Индиви-дуальная

П – владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу, планируют

Написание элементов букв с со-блюдением правил каллиграфии


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


ниями букв, соединений

– Расположите тетрадь правильно. Возьмите
правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.

– Посмотрите и отметьте элементы, которые
получились у вас лучше остальных

Выполняют
задания


и контролируют учебные действия


IV. Повторение
изученного мате-
риала.

1. Работа
по учебнику, с. 68, упр. 125

Работа над упражнением с целью выделения слов с раз-делительным мягким знаком и мягким знаком как показателем мягкости соглас-ного звука, определения их роли, выполнения зву-кобуквенного разбора слова

– Откройте учебник на с. 68, найдите упр. 125. Прочитайте стихотворение А. Усачева.

– Определите главную мысль стихотворения.



– Назовите слова, в которых есть буква, которая звука не обозначает. Какую роль она выполняет в каждом из слов?











– Выполните письменное задание.


– Что означает цифра 1 справа от слова
«друзья»?

Выполняют
задания.

– На проезжей части дороги играть нельзя.

– Несчастья, друзья (разде-лительный
мягкий знак; он отделяет
согласную букву от гласной). Играть, нельзя (мягкий знак; он является
показателем мягкости согласного звука).

Выполняют
задание.

– Нужно сделать звукобук-

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими действиями, навыками смыслового чтения текстов различных стилей
и жанров, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; используют знаково-символические средства представления информации, различные способы поиска информации.

Р – осознают
и принимают

Выделение слов с разделительным мягким знаком
и мягким знаком как показателем
мягкости согласного звука. Выполнение звукобуквенного разбора слова


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7





– Выполните разбор. При необходимости можете обращаться к памятке на с. 143.

После выполнения задания проводится само-
проверка.

Дру-зья́ [друз’й’а] – 2 сл.

д [д] – согл., звон. парн., тв. парн.;

р [р] – согл., звон. непарн., тв. парн.;

у [у] – гласн., безуд.;

з [з’] – согл., звон. парн., мягк. парн.;

ь [–]

я

[й’] – согл., звон. непарн., мягк. непарн.;


[а] – гласн., ударн.

_________________________________________

6 б., 6 зв.

венный разбор этого слова.

Выполняют
задание.

Осуществляют самопроверку


учебную задачу, планируют, контролируют, оценивают учебные действия.

К – слушают сверстников
и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Л – проявляют
познавательный интерес к изучению предмета, осознают границы своего знания и «незнания»


2. Работа
с правилом, с. 68

Правило
написания разделительного мягкого знака

– Прочитайте правило в учебнике на с. 68. Ответьте на вопросы:

••В каких случаях пишется разделительный мягкий знак?

••Какие звуки обозначают буквы е, ё, ю, я, и
в словах с разделительным мягким знаком?

Выполняют
задание.

Отвечают
на вопросы

Индиви-дуальная.

Фрон-тальная

П – владеют логическими действиями, строят речевое высказывание, используют различные способы поиска инфор-мации.

Знание правила написания разделительного мягкого знака


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7






Р – осознают
и принимают
учебную задачу.

К – слушают сверстников
и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»


3. Работа
по учебнику, с. 69, упр. 126

Работа над упражнением с целью выделения слов с раз-делитель-ным мягким знаком
и мягким знаком как показателем мягкости согласного звука,

– Найдите в учебнике на с. 69 упр. 126. Прочитайте текст. Озаглавьте.

– Что обозначает каждое выделенное слово?












– «Мышка».


– Мышка –
животное. Мышка – одно из устройств,
с помощью которого управ-
ляют компью-тером. У мышки-устройства хвостиком
является
провод.

Индиви-дуальная.

Фрон-тальная

П – ориентируются на страницах учебника; владеют логическими действиями, навыками смыслового чтения текстов различных стилей
и жанров; строят речевое высказы-вание в соответствии с задачами коммуникации, используют раз-

Выделение слов с разделительным мягким знаком
и мягким знаком как пока-
зателем мягкости согласно-го звука.

Написа-


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


определе-ния их роли, написания словарного слова.















Упражнения физкульт-
минутки

– В каких словах употреблен разделительный мягкий знак, а в каких – мягкий знак как показа-тель мягкости согласного звука?







– Объясните значение слова «компьютер».


Компьютер (англ. computer, от лат. compute – считаю, вычисляю) – устройство, действующее автоматически по заранее составленной про-грамме или последовательности команд, для
решения математических и экономико-статистических задач, задач планирования и управления производством и т. п.

– Что может делать компьютер?

– Запомните написание этого слова.

Физкультминутка
(см. урок 29)

– Компьютер, помощью (разделительный мягкий знак). Маленькая
(мягкий знак как показатель мягкости согласного звука).

Объясняют значение слова.

Внимательно слушают.






Отвечают
на вопрос.

Выполняют упражнения физкульт-
минутки


личные способы поиска инфор-
мации.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу, планируют, контролируют, оценивают учебные действия.

К – слушают сверстников

и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Л – проявляют
познавательный интерес к изучению предмета, осознают границы своего знания и «незнания»

ние слова
с непроверяемым написа-
нием.

Выполне-ние физкультми-нутки
согласно инструкции

4. Работа
по учебнику, с. 69,

Упражнение в переносе слов

– Как переносятся слова с одной строки на другую? Как переносятся слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком как показателем

Отвечают
на вопросы.

Фрон-тальная

П – строят речевое высказывание в соответствии

Перенос слов с разделитель-


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

упр. 127

с разделительным мягким
знаком,
мягким знаком как показателем мягкости согласного звука

мягкости согласного звука?

– Найдите в учебнике на с. 69 упр. 127. Разделите слова для переноса, где он возможен.













– Выполните письменное задание упражнения


– Ком-пьютер, компью-тер, са-молет, само-лет, па-ровоз, паро-воз, ма-ленький, малень-кий, крос-сворд, обе-зьяна, обезья-на, ва-ренье, варе-нье, вью-га, хок-кей, ап-рельский, апрель-ский.

Выполняют
задание


с задачами коммуникации, исполь-зуют различные способы поиска информации.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу, планируют, контролируют, оценивают учебные действия.

К – слушают
сверстников
и взрослого,
излагают и аргументируют свою точку зрения.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»

ным мягким знаком, мягким знаком как показателем мягкости согласно-го звука

5. Работа
с определением, с. 69

Воспроиз-ведение
изученных правил письма

– Что такое орфограмма?


– Прочитайте определение орфограммы в учебнике на с. 69.


Отвечают
на вопрос.

Выполняют
задания.

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная.

Парная

П – ориентируются на страницах учебника, используют различные способы поиска информации,

Понятие «орфо-грамма». Приведение при-меров


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



Учитель предлагает выполнить работу
по вариантам.

1-й вариант: один ученик называет изученное правило, другой – слово, в котором есть орфограмма на это правило; орфограмма под-
черкивается.

2-й вариант: учитель озвучивает слово,
учащиеся называют орфограмму в этом слове,
затем записывают данное слово и свое слово
на это правило.

Материал к заданию: овощи, кольцо,
драчун, лошадка, Илья, обувь, птенчик, не кричат, по морям.

По окончании выполнения работы проводится взаимопроверка














Осуществляют взаимопро-
верку


владеют навыками логических действий.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу, планируют, контролируют, оценивают учебные действия.

К – слушают сверстников
и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»

на изу-
ченные орфо-
граммы

6. Работа
по учебнику, с. 70, упр. 128

Определение орфо-грамм
в словах текста

– Найдите в учебнике на с. 70 упр. 128. Прочитайте текст. Озаглавьте.

– Определите тип текста.


– В каком предложении выражена главная мысль и дана оценка зайчатам?


– «Зайчата».


– Текст-опи-
сание.

– Ну и славные были
зайчата!

Индиви-дуальная.

Фрон-тальная

П – ориентируют-ся на страницах учебника, владеют логическими действиями, навыками смыслового чтения текстов
различных стилей

Определение орфо-грамм
в словах


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



– Какими правилами можно объяснить право-писание выделенных орфограмм?

– Зайча́та
а́яц, ча),

уши (ши),

глаза́ (глаз),

коричневые
(чн), больши́е
о́льше, ши, мягкий знак как показатель мягкости
согласного
звука), лапки
(лапочки),

мягкие (мягок), валеночках (чк)


и жанров, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу, планируют, контролируют, оценивают учебные действия.

К – слушают сверстников
и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»


V. Итог урока.

Рефлексия деятельности

Обобщение полученных на уроке сведений.

– Над какой темой работали на уроке?

– Что такое орфограмма? Какие буквы-орфограммы надо проверять?

– Что выполняли на уроке?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?
Почему?

Отвечают
на вопросы

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.




Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7


Заключительная
беседа

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание: учебник, с. 70, упр. 128
(письменное задание)



Р – оценивают собственную
деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к пред-
мету, стремятся
к приобретению новых знаний