СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложносокращенные слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку на тему: "Сложносокращенные слова". 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Сложносокращенные слова»

Тема: Сложносокращенные слова

Цели:

- сформировать понятие о сложносокращенных словах, рассказать о видах сложносокращенных слов по способу их образования.

- развивать коммуникативные навыки, умение анализировать и делать выводы; развивать речь учащихся;

- воспитывать интерес к родному языку, стимулировать интерес к чтению

Ход урока

  1. Задание на повторение

Слайд 2

Орфографическая минутка. 1 ученик у доски

Красн-от-а, Вы-стрел , На-хлеб-ник, Сладк-o-еж-к-а , Земл-е-тряс-ени-е

Вспомнить материал, изученный на прошлом уроке

  1. Что изучали на прошлом уроке

Сложными называются слова.. ( состоящие из двух (реже трёх) корней).

Они образуются в результате.. (сложения основ исходных слов (пар, возить - паровоз), из целых слов (диван-кровать))

При образовании сложных слов чаще используются.. (соединительные гласные О и Е. Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных - пластмасса).

  1. Образуйте сложные существительные, обозначьте в них корни, подчеркните соединительные гласные О и Е. Слайд 3,4

  2. Знакомство со сложносокращёнными словами. Слайд 5,6

Сравните, чем отличаются слова 1-го столбика от слов второго? Скажите, как будет звучать наша тема? Итак, сегодня мы с вами узнаем о сложносокращённых словах, о способах образования сложносокращённых слов, научимся правильно применять их в речи, будем учиться анализировать и делать выводы своей работы.

Слайд 7.

Почему сложносокращённые слова получили такое название?

Эти слова одновременно являются и сложными (т.к. состоят из нескольких основ), и сокращёнными (т.к. эти основы использованы в усечённом виде)

6. Существует 3 способа сокращения слов (на доске и на слайде)

Слайд 7

  • Часть слова + целое слово

драмкружок (драматический кружок)

  • Часть слова + часть слова

завхоз (заведующий хозяйством)

  • Аббревиатура (это слова, полученные путём сложения начальных букв или звуков ЕГЭ, ВУЗ) (слово аббревиатура записываем на доске)

Слайд 8. Знаете ли вы?

  • …сложносокращенным словам всего лишь около ста лет. До событий 1917 г. в устной речи они почти не использовались. В1920-х гг. в советской республике появляется множество сложносокращенных слов типа “местком”,

  • “Моссовет”, “ЦК”, “ВЦИК” и т. п. (Московский совет, Центральный комитет, Всероссийский центральный исполнительный комитет

  • Какова причина появления в русском языке таких слов?

  • (Экономия времени и места)


Слайд 9

Исправить ошибки.

Аббревиатуры бывают буквенные и звуковые. Как правильно произносить? Слайд 10.

Слайд 11: расшифровать аббревиатуры. (Аббревиатуры на доске)

Слайд 12 Найдите в данных предложениях аббревиатуры, правильно прочитайте и «расшифруйте» их.

Слайд 13-14. Прочитайте данные слова. Распределите их на три группы по способу сокращения слов.

Подведём итог:

  • – Что узнали о сложносокращенных словах? 

  • – С каким новым термином познакомились? 

Рефлексия.

1.Приходится ли вам в разговорной речи использовать сложносокращённые слова? Какие именно?

2.Какие задания вам особенно понравились?

3.Какие задания вызвали затруднения?

Слайд 15.

Домашнее задание.

1.Теория параграфа № 35.

2.Упражнения 263.