Тема: Сложносокращенные слова
Цели:
- сформировать понятие о сложносокращенных словах, рассказать о видах сложносокращенных слов по способу их образования.
- развивать коммуникативные навыки, умение анализировать и делать выводы; развивать речь учащихся;
- воспитывать интерес к родному языку, стимулировать интерес к чтению
Ход урока
Задание на повторение
Слайд 2
Орфографическая минутка. 1 ученик у доски
Красн-от-а, Вы-стрел , На-хлеб-ник, Сладк-o-еж-к-а , Земл-е-тряс-ени-е
Вспомнить материал, изученный на прошлом уроке
Что изучали на прошлом уроке
Сложными называются слова.. ( состоящие из двух (реже трёх) корней).
Они образуются в результате.. (сложения основ исходных слов (пар, возить - паровоз), из целых слов (диван-кровать))
При образовании сложных слов чаще используются.. (соединительные гласные О и Е. Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных - пластмасса).
Образуйте сложные существительные, обозначьте в них корни, подчеркните соединительные гласные О и Е. Слайд 3,4
Знакомство со сложносокращёнными словами. Слайд 5,6
Сравните, чем отличаются слова 1-го столбика от слов второго? Скажите, как будет звучать наша тема? Итак, сегодня мы с вами узнаем о сложносокращённых словах, о способах образования сложносокращённых слов, научимся правильно применять их в речи, будем учиться анализировать и делать выводы своей работы.
Слайд 7.
Почему сложносокращённые слова получили такое название?
Эти слова одновременно являются и сложными (т.к. состоят из нескольких основ), и сокращёнными (т.к. эти основы использованы в усечённом виде)
6. Существует 3 способа сокращения слов (на доске и на слайде)
Слайд 7
драмкружок (драматический кружок)
завхоз (заведующий хозяйством)
Аббревиатура (это слова, полученные путём сложения начальных букв или звуков ЕГЭ, ВУЗ) (слово аббревиатура записываем на доске)
Слайд 8. Знаете ли вы?
…сложносокращенным словам всего лишь около ста лет. До событий 1917 г. в устной речи они почти не использовались. В1920-х гг. в советской республике появляется множество сложносокращенных слов типа “местком”,
“Моссовет”, “ЦК”, “ВЦИК” и т. п. (Московский совет, Центральный комитет, Всероссийский центральный исполнительный комитет
Какова причина появления в русском языке таких слов?
(Экономия времени и места)
Слайд 9
Исправить ошибки.
Аббревиатуры бывают буквенные и звуковые. Как правильно произносить? Слайд 10.
Слайд 11: расшифровать аббревиатуры. (Аббревиатуры на доске)
Слайд 12 Найдите в данных предложениях аббревиатуры, правильно прочитайте и «расшифруйте» их.
Слайд 13-14. Прочитайте данные слова. Распределите их на три группы по способу сокращения слов.
Подведём итог:
– Что узнали о сложносокращенных словах?
– С каким новым термином познакомились?
Рефлексия.
1.Приходится ли вам в разговорной речи использовать сложносокращённые слова? Какие именно?
2.Какие задания вам особенно понравились?
3.Какие задания вызвали затруднения?
Слайд 15.
Домашнее задание.
1.Теория параграфа № 35.
2.Упражнения 263.