1. Организационный момент. Учитель приветствует класс, мотивирует учащихся на продуктивную работу. Начинается урок. Он пойдем вам, дети, впрок. Приготовьте все вниманье, Не забудьте про старанье. «Чем больше я знаю, тем больше не знаю». Разве может такое быть? Предлагаю представить человеческое знание островком в океане вселенского знания. Чем больше человек знает, тем больше его остров. Чем больше его остров, тем увереннее он чувствует себя в жизни. А что такое незнание? А незнание - это береговая линия, которая отделяет сушу от океана. И чем больше суша, тем длиннее эта береговая линия. Чем больше человек знает, тем больше размеры его незнания. Новые знания рождают новые вопросы И сегодня мы увеличим свои островки знаний новыми идеями, понятиями, определениями. А помогут нам в этом веселый Незнайка и его друзья- жители Солнечного города. 4. Актуализация знаний и умений - Прочтите числа ( те, которые вы знаете) 1/8; 8/3; 20/24;11 18/11; 3/5;7 ; 2/9; 37/15; 22/6; 4/12; 5 - Назовите числитель и знаменатель дроби. - Какое действие обозначает дробная черта? - Разделите дроби на группы. - По какому признаку вы разделили дроби? - Какую дробь называют правильной (неправильной)? 2. Целеполагание и мотивация Проблемная ситуация - К какой группе можно отнести число 7 5 11 ? - Что заметили интересного? - Как вы думаете, если с правильными и неправильными дробями можно выполнять действия, то и этими числами мы сможем работать? На наш остров Знаний поехали первые гости.( Слайд и человечек) Цель урока - Какая цель нашего урока? В гости к------- отправился --------на остров Знаний. Слайд. 3. Устный счет - Сейчас, ребята, мы с вами посчитаем-поиграем. « Змейку» любим? 55 – 47 91 : 13 ? * 9 ? * 80 ? - 34 ? +240 ? : 19 ? – 500 ? * 24 ? : 15 ? ? - А сейчас выполним деление с остатком. ( по карточкам) 15 : 4 = 3( ост.3); 21 : 5 = 4(ост. 1); 125 : 6 = 20(ост. 5); 81 : 11 = 7(ост. 4) - Назовите делимое, делитель, неполное частное, остаток от деления. - Представьте число 2 в виде дроби со знаменателем 5; число 6 в виде дроби со знаменателем 2; число 4 в виде дроби со знаменателем 3; число 3 в виде дроби со знаменателем 7; - Молодцы, хорошо справились с заданием. В гости к------- отправился --------на остров Знаний. Слайд. - Ребята, на какую темы вы выполняли упражнения? -А знаете ли вы, что названия “числитель” и “знаменатель” ввёл в употребление греческий учёный-математик Максим Плануд. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У нас есть поговорка: “попал в тупик”, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: “попасть в дроби”. Она означает, что человек, попавший в “дроби”, оказался в затруднительном положении. Говорят в народе, чтобы не попасть в беду, Немцы поговорку сочинили много лет тому. Если видят, что дерёшься, иль воруешь ты, - Палец к верху поднимают, упреждают - : «В дроби попадёшь!» Ну и мы должны запомнить: «Трудно?! Ну и что ж! Потрудись. Иначе тоже – в дроби попадёшь» Вы показали, что дроби не смогут вас поставить в трудное положение. 5. Знакомство с новым материалом. - Ребята, нужно 5 одинаковых апельсинов разделить между тремя детьми. Подумайте, как это сделать? - Правильно, ребята. Сумму 1 + 2/3 принято записывать так 1 2/3. Мы положим целые части апельсинов и дробные в чашку и перемешаем их для вкусного коктейля. Какие у нас теперь получились все части? Значит как мы можем назвать числа , состоящие из целой части и дробной ? Подумайте, из чего состоит смешанное число? - Сколько целых частей в числе 1 2/3? - Какова дробная часть в числе 1 2/3? - Приведите примеры смешанных чисел, назовите целую и дробную часть числа. - Представьте число в виде суммы его целой и дробной части: 2 4/7 = 2 + ; 8 5/9= ; 25 ¼ = ; (устно) - Представьте в виде смешанного числа сумму: 5 +2/9 = ; 2 + 4/5 = ; Вы знаете, сегодня на уроке мы не только знакомимся с новым для вас понятием, но и готовимся к экзамену по математике в 9 классе. Давайте разберем, как выполняется задание - Определи, между какими натуральными числами заключено число 3 6. Физминутка. 1. Для глаз. Ребята следите глазами за двигающимися предметами; - Пользуясь рисунком, запиши неправильную дробь в виде смешанного числа. - Ребята, подумайте, как без рисунка представить неправильную дробь в виде смешанного числа? - Откройте с.232 учебника и проверте, правильно ли вы сделали вывод. - Работа по учебнику №1059 - Пользуясь рисунком, запиши смешанное число в виде неправильной дроби. - Ребята, подумайте, как без рисунка запиши смешанное число в виде неправильной дроби. - Откройте с.232 учебника и проверти, правильно ли вы сделали вывод. - Работа по учебнику №1065(а) 6. Физминутка. А теперь ребята встали, Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело - А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру «Загадочные квадраты» 7. Самостоятельная работа обучающего характера (текс лежит на партах) Вариант I Запишите смешанные числа, у которых: а) целая часть 2, а дробная часть . Выделите целую часть из неправильной дроби: а) Друзья Незнайка, Пончик и Цветик в выходной день купили билет и выиграли вместе 50 рублей. Как разделить поровну 50 рублей на 4 друзей. Вариант II Запишите смешанные числа, у которых: а) дробная часть , а целая часть 15. Выделите целую часть из неправильной дроби: а) 3. Друзья Незнайка, Пончик и Цветик в выходной день купили билет и выиграли вместе 50 рублей. Как разделить поровну 50 рублей на 4 друзей. - Посмотрите на доску и проверти ответы, поставьте отметки. 8. Подведение итогов урока - Что изучали сегодня на уроке? - Кто желает сформулировать определение смешанных чисел. - Давайте хором сформулируем определение смешанных чисел. - С какими героями работали? 9. Домашнее задание. Выучить правила на с.232, Те, кто получил за самостоятельную работу 5- могут дома отдохнуть и выполнить простой номер №1057, Те, кто получил 4- постарайтесь выполнить номер №1058, Ну а те, кто получил 3 и 2- поработайте дома над номером №1059. Вы , ребята. должны стараться четко понимать границы своего острова знаний и уметь их увеличивать. Например, при подготовке к контрольной работе надо подумать, совпадает ли то, что нанесено на карту (должны знать) с реальными размерами острова (знаем), а может, где-то берег затопило и необходимо спасать остров, чтобы он совсем не ушел под воду? Все это рекомендую заносить в таблицу: «Знаю. Сомневаюсь. Повторил». Таким образом, вы научитесь систематизировать свои знания, анализировать свою деятельность на уроках, кроме того, у вас будет развиваться воображение, образное мышление. Если вам будет трудно, то позовите на помощь Незнайку и его друзей - они обязательно протянут вам руку помощи! У вас на партах лежат лица героев нашего урока. Но у них нет улыбок. Давайте вместе нарисуем им улыбки и покажем нашим гостям, с каким же настроением мы уйдем сегодня с урока. Урок сегодня завершён, Но каждый должен знать: Познание, упорство, труд К успеху в жизни приведут! | Ученики приветствуют учителя, настраиваются на работу. Слайд с островом….. В первой группе записаны правильные дроби, а во второй неправильные дроби. Учащиеся дают определение правильной и неправильной дроби. Действие деление. К новой, мы не знаем, какой. Состоит из целой части и дробной части Конечно. Научимся. Цель нашего урока: узнать название дроби состоящей из целой и дробной части и научиться получать данную дробь из неправильной дроби. Ученики выполняют устные вычисления. По рядам - цепочка. Побеждает тот ряд, который первым получил правильный ответ Задание на слайде. На действия с обыкновенными дробями. . Необходимо каждый апельсин разделить на 3 части, тогда каждый ребенок получит 5/3 апельсина или дать каждому ребенку по целому апельсину, а оставшиеся 2 разделить между ними поровну, тогда каждый получит 1 + 2/3 апельсина. Смешанными Смешанными числами одна. Смешанное число состоит из целой и дробной части. Одна Две третьих Учащиеся приводят примеры смешанных чисел. Учащиеся представляют число в виде суммы его целой и дробной части. Учащиеся представляют сумму в виде смешанного числа На проекторе вариант ГИА Разбираем по числовой прямой. Слайд. Физминутка. Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть, надо: 1) числитель разделить на знаменатель с остатком; 2)неполное частное будет целой частью: 3) остаток дает числитель, а знаменатель остается прежним; Учащиеся читают правило Учащиеся по цепочке выполняют задание. Чтобы записать смешанное число в виде неправильной дроби, надо: 1)умножить целую часть на знаменатель дробной части; 2)к произведению прибавить числитель дробной части; 3) сумму записать в числитель дроби, а знаменатель оставить прежним; Учащиеся по цепочке выполняют задание. Учащиеся читают правило Учащиеся записывают числа а)1/2 б)1/4 в)3/2 = 1 ½; г)5/2 = 2 ½; д) 8/2 = 4; е) 7/2 = 3 ½; ж) 17/4 = 4 ¼; з) 15/2 = 7 ½; Со смешанными числами. С жителями Солнечного города. На экране домашнее задание. Слайд-таблица. Слайд- остров и на нем Незнайка и его друзья. |