СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект, то есть поставить цель, определить перспективы, наметить план действий, задействовать нужные ресурсы и в результате провести анализ собственных действий. Сегодня в школе есть все возможности для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка с помощью особого вида деятельности – проектной технологии.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников.»

Слайд 1.Проектная деятельность в начальной школе

(из опыта работы)

Смирнова Н.М.,

учитель начальных классов

МБОУ «Бородинская СОШ»


Слайд 2-3. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект, то есть поставить цель, определить перспективы, наметить план действий, задействовать нужные ресурсы и в результате провести анализ собственных действий. Сегодня в школе есть все возможности для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка с помощью особого вида деятельности – проектной технологии.

Слайд 4. Проектная деятельность это уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.

Слайд 5. Проектная деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: учитель (воспитатель) – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители.

Слайд 6.Одним из достоинств технологии проектирования является то, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит свои результаты и результаты коллективных усилий группы. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

Слайд 7. Что же такое проект?

Любой проект имеет практически одинаковую структуру.

Проект – это «пять П»:

  • Проблема (необходимо наличие социально значимой для ребёнка проблемы)

  • Проектирование (планирование) (выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы)

  • Поиск информации (каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся, таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации)

  • Продукт (результатом работы над проектом, является продукт)

  • Презентация (подготовленный продукт должен быть представлен общественности)

Слайд 8. Типология проектов

Слайд 9. Как же организовать работу учащихся начальных классов?

При организации проектной деятельности в начальной школе учитываются возрастные особенности младшего школьного возраста. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно- внеурочных занятий. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития. В начальной школе к выполнению проектов привлекают родителей. Важно со стороны родителей помощь советом, информацией, проявление заинтересованности. Но при этом важно, чтобы они не брали на себя всю работу, а лишь выполнение части работы детей над проектами, помогали советом, информацией

В УМК «Школа России» заложен учебный материал, способствующий выходу на проектную работу. На страницах учебника располагается материал по умению наблюдать, исследовать, проектировать. С первого класса дети учатся делать творческие проекты.


Слайд 10 и 11. Роль учителя на начальном этапе весьма значительна, учащемуся нужно не только объяснить, показать, а самое главное его нужно научить создавать «проект». На первых этапах ребенок при помощи взрослого должен выстроить свой алгоритм построения проекта, запомнить его и самое главное научиться его создавать и защищать (презентовать).

Слайд 12. В 1 классе целью является подготовка учащихся к проектной деятельности. Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся, побуждает их интерес и помогает сформулировать сюжетную ситуацию, организует поиск нужной информации и консультирует учащихся при возникших проблемах.

Слайд 13-14. Так, например в 1 классе мы учились создавать проекты «Мой класс и моя школа», «Знакомьтесь, моя семья!». Учитель определяет тему и предлагает учащимся познакомится поближе.

Сначала дети рассказывают о себе, отвечая на вопросы учителя (Как зовут тебя? В каком месяце родился? Где живешь (родился)? Как зовут твоих родителей? Есть ли у тебя брат или сестра? Как их зовут? Что вы делаете всей семьей в выходные дни? и т.д.) Дети составляет план своего рассказа. Домашним заданием детям определяется составить дома рассказ на 10 -15 предложений о своей семье, рассказать об увлечениях семьи и подобрать фотографии. Таким образом, родители помогают детям в выборе тематических фотографий.

Учащиеся создают проект и главной задачей теперь становится научить ребенка презентовать свой материал. На первых этапах – это выглядит как связанных рассказ, который ребенок составляет, придерживаясь плана или вопросов учителя.

На эту работу учитель отводит несколько часов, чтобы учащиеся осуществили вживание в ситуацию.


Слайд 15-16. Изучая раздел «Числа от 0 до 10» детям был предложен проект Проект «Математика вокруг нас» «Числа в загадках, пословицах, поговорках»,. Цель данного проекта: создать свою книгу сборник загадок, пословиц, стихов о числе в пределах первого десятка. Дети охотно выполняли работу над проектом. Выбрали для начала то число, которое больше всего понравилось. Работали с разными источниками информации: сборниками загадок, пословиц, поговорок. Применяли в своей работе интернет-ресурсы. Каждый выпустил свою страничку в сборник.


Слайд 17 . Проект «Живые буквы» При изучении по литературному чтению темы «Жили – были буквы» детям было предложено интересное творческое задание : сделать буквы из различных материалов.


Слайд 18-19. Начиная со 2-го по 3-ий класс, целью учащегося становится пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задача учителя на этом этапе учить учащихся ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать знания из различных областей наук, работать не только индивидуально, но и в группах (от 2 до 3 человек), распределяя роли в группах, планируя свою деятельность. Формирование этих навыков проводится не только в процессе работы над проектом, но и на уроках: определение темы урока совместно с учащимися, выведение плана действий, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ, самооценка, рефлексия.


Слайд 20 Каждая группа выполняют поисковую и оформительскую работу.

Начиная со 2 класса, я предлагаю учащимся предметные проекты, которые проводятся в рамках одного учебного предмета

Далее учащиеся защищают или презентуют свой проект и проводят оценку (самооценку) своих результатов. Проекты обсуждаются, обговариваются плюсы проекты и отдельно то, что не получилось. Выслушиваются в форме круглого стола, где каждый ребенок высказывает свое мнение, аргументируя его.

На момент окончания 3-го класса учащиеся должны уже выстроить для себя этапы работы над проектом.

Слайд 21 - 22. Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми:

Слайды 23-25

Слайд 26.

Роль учителя в 4 классе сводится к тому, чтобы он мотивировал учащихся на создание творческих, предметных, информационных проектов и консультировал их, направляя в нужное русло.

Такими проектами могут быть: написание сказки «Необычные приключения обычного школьника», выпуск презентации о нашем классе, газета «Путешествие в страну Знаек»,  «Создание календаря исторических событий», «Они защищали Родину», интервью по результатам какой-либо экскурсии и т.д.

Слайд 27 Формы организации проектной деятельности.

Для формирования проектных умений используется два вида урочных занятий. Первый вид - проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом. Второй вид - урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким - либо темам предметного содержания, или межпредметные проекты. На таких уроках учащиеся презентуют свой проект.

Слайд 28 Памятка. И Критерии оценки проекта. Оценивать работу учеников можно по следующим критериям:

-лучшая идея (гипотеза);

-правильно составленный план действий;

-четко и аккуратно выполненные операции по ходу работы;

-яркая и эмоциональная презентация проекта.

Поощрения (медаль, сувенир, свидетельство, грамота, открытка и т.п.) за хорошо выполненную проектную работу позволяет мотивировать учащихся.

Слайд 29 Плюсы и минусы метода проектов в начальной школе

Плюсы

  • Воспитание навыков самостоятельности, ответственности.

  • Выработка умений работать с литературой, выстраивать диалог с одноклассниками, со взрослыми.

  • Расширение кругозора учащихся.

  • Изменения в отношениях между учащимися.

Минусы проектной деятельности:

  • Возрастает нагрузка на учителя.

  • Ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки).

  • Психологические коммуникативные проблемы.

  • Проблема субъективной оценки.

Слайд 30. Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу в зависимости от заданной темы. При этом решается задача формирования самостоятельности ребенка, способности к самообразованию и саморазвитию.

Конечно, не стоит забывать о мотивации, которая является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности.