Слайд 1.Проектная деятельность в начальной школе
(из опыта работы)
Смирнова Н.М.,
учитель начальных классов
МБОУ «Бородинская СОШ»
Слайд 2-3. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект, то есть поставить цель, определить перспективы, наметить план действий, задействовать нужные ресурсы и в результате провести анализ собственных действий. Сегодня в школе есть все возможности для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка с помощью особого вида деятельности – проектной технологии.
Слайд 4. Проектная деятельность это уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.
Слайд 5. Проектная деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: учитель (воспитатель) – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители.
Слайд 6.Одним из достоинств технологии проектирования является то, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит свои результаты и результаты коллективных усилий группы. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.
Слайд 7. Что же такое проект?
Любой проект имеет практически одинаковую структуру.
Проект – это «пять П»:
Проблема (необходимо наличие социально значимой для ребёнка проблемы)
Проектирование (планирование) (выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы)
Поиск информации (каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся, таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации)
Продукт (результатом работы над проектом, является продукт)
Презентация (подготовленный продукт должен быть представлен общественности)
Слайд 8. Типология проектов
Слайд 9. Как же организовать работу учащихся начальных классов?
При организации проектной деятельности в начальной школе учитываются возрастные особенности младшего школьного возраста. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно- внеурочных занятий. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития. В начальной школе к выполнению проектов привлекают родителей. Важно со стороны родителей помощь советом, информацией, проявление заинтересованности. Но при этом важно, чтобы они не брали на себя всю работу, а лишь выполнение части работы детей над проектами, помогали советом, информацией
В УМК «Школа России» заложен учебный материал, способствующий выходу на проектную работу. На страницах учебника располагается материал по умению наблюдать, исследовать, проектировать. С первого класса дети учатся делать творческие проекты.
Слайд 10 и 11. Роль учителя на начальном этапе весьма значительна, учащемуся нужно не только объяснить, показать, а самое главное его нужно научить создавать «проект». На первых этапах ребенок при помощи взрослого должен выстроить свой алгоритм построения проекта, запомнить его и самое главное научиться его создавать и защищать (презентовать).
Слайд 12. В 1 классе целью является подготовка учащихся к проектной деятельности. Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся, побуждает их интерес и помогает сформулировать сюжетную ситуацию, организует поиск нужной информации и консультирует учащихся при возникших проблемах.
Слайд 13-14. Так, например в 1 классе мы учились создавать проекты «Мой класс и моя школа», «Знакомьтесь, моя семья!». Учитель определяет тему и предлагает учащимся познакомится поближе.
Сначала дети рассказывают о себе, отвечая на вопросы учителя (Как зовут тебя? В каком месяце родился? Где живешь (родился)? Как зовут твоих родителей? Есть ли у тебя брат или сестра? Как их зовут? Что вы делаете всей семьей в выходные дни? и т.д.) Дети составляет план своего рассказа. Домашним заданием детям определяется составить дома рассказ на 10 -15 предложений о своей семье, рассказать об увлечениях семьи и подобрать фотографии. Таким образом, родители помогают детям в выборе тематических фотографий.
Учащиеся создают проект и главной задачей теперь становится научить ребенка презентовать свой материал. На первых этапах – это выглядит как связанных рассказ, который ребенок составляет, придерживаясь плана или вопросов учителя.
На эту работу учитель отводит несколько часов, чтобы учащиеся осуществили вживание в ситуацию.
Слайд 15-16. Изучая раздел «Числа от 0 до 10» детям был предложен проект Проект «Математика вокруг нас» «Числа в загадках, пословицах, поговорках»,. Цель данного проекта: создать свою книгу сборник загадок, пословиц, стихов о числе в пределах первого десятка. Дети охотно выполняли работу над проектом. Выбрали для начала то число, которое больше всего понравилось. Работали с разными источниками информации: сборниками загадок, пословиц, поговорок. Применяли в своей работе интернет-ресурсы. Каждый выпустил свою страничку в сборник.
Слайд 17 . Проект «Живые буквы» При изучении по литературному чтению темы «Жили – были буквы» детям было предложено интересное творческое задание : сделать буквы из различных материалов.
Слайд 18-19. Начиная со 2-го по 3-ий класс, целью учащегося становится пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
Задача учителя на этом этапе учить учащихся ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать знания из различных областей наук, работать не только индивидуально, но и в группах (от 2 до 3 человек), распределяя роли в группах, планируя свою деятельность. Формирование этих навыков проводится не только в процессе работы над проектом, но и на уроках: определение темы урока совместно с учащимися, выведение плана действий, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ, самооценка, рефлексия.
Слайд 20 Каждая группа выполняют поисковую и оформительскую работу.
Начиная со 2 класса, я предлагаю учащимся предметные проекты, которые проводятся в рамках одного учебного предмета
Далее учащиеся защищают или презентуют свой проект и проводят оценку (самооценку) своих результатов. Проекты обсуждаются, обговариваются плюсы проекты и отдельно то, что не получилось. Выслушиваются в форме круглого стола, где каждый ребенок высказывает свое мнение, аргументируя его.
На момент окончания 3-го класса учащиеся должны уже выстроить для себя этапы работы над проектом.
Слайд 21 - 22. Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми:
Слайды 23-25
Слайд 26.
Роль учителя в 4 классе сводится к тому, чтобы он мотивировал учащихся на создание творческих, предметных, информационных проектов и консультировал их, направляя в нужное русло.
Такими проектами могут быть: написание сказки «Необычные приключения обычного школьника», выпуск презентации о нашем классе, газета «Путешествие в страну Знаек», «Создание календаря исторических событий», «Они защищали Родину», интервью по результатам какой-либо экскурсии и т.д.
Слайд 27 Формы организации проектной деятельности.
Для формирования проектных умений используется два вида урочных занятий. Первый вид - проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом. Второй вид - урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким - либо темам предметного содержания, или межпредметные проекты. На таких уроках учащиеся презентуют свой проект.
Слайд 28 Памятка. И Критерии оценки проекта. Оценивать работу учеников можно по следующим критериям:
-лучшая идея (гипотеза);
-правильно составленный план действий;
-четко и аккуратно выполненные операции по ходу работы;
-яркая и эмоциональная презентация проекта.
Поощрения (медаль, сувенир, свидетельство, грамота, открытка и т.п.) за хорошо выполненную проектную работу позволяет мотивировать учащихся.
Слайд 29 Плюсы и минусы метода проектов в начальной школе
Плюсы
Воспитание навыков самостоятельности, ответственности.
Выработка умений работать с литературой, выстраивать диалог с одноклассниками, со взрослыми.
Расширение кругозора учащихся.
Изменения в отношениях между учащимися.
Минусы проектной деятельности:
Возрастает нагрузка на учителя.
Ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки).
Психологические коммуникативные проблемы.
Проблема субъективной оценки.
Слайд 30. Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу в зависимости от заданной темы. При этом решается задача формирования самостоятельности ребенка, способности к самообразованию и саморазвитию.
Конечно, не стоит забывать о мотивации, которая является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности.