СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смута – выбор пути

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по истории

Просмотр содержимого документа
«Смута – выбор пути»


Технологическая карта урока


Тема: Смута – выбор пути

Учебный предмет: ОУП.05. История

Цель: формирование представления обучающихся о причинах Смутного времени, его сущности, а также о значении данного периода для истории нашего государства

Задачи:

Образовательные (дидактические):

1. определить причины, сущность и значение Смутного времени;

2. выделить основные периоды Смутного времени, отождествляя их с конкретными политическими лидерами;

Развивающие:

- развивать умения самостоятельной поисково-исследовательской деятельности;

- способствовать развитию коммуникативных навыков, умению формулировать и аргументировать свою точку зрения;

- развивать логическое мышление, концентрацию внимания, основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение).

Воспитательные:

- формировать гражданскую позицию;

- воспитывать культуру эффективного взаимодействия в группе.

Формируемые УУД:

Таблица 1

ЛР1

Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)

МР 2


Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

МР 3

Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания

УУД Р7

Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью

УУД П4

Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития

УУД К2

При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.)

Результаты реализуемой программы воспитания

ЛР1

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

ЛР5

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России.






Ожидаемый результат:

Таблица 2

ЛР1

Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)

Идентифицирует себя как гражданина РФ, патриота, уважающего свой народ, Родину, ее прошлое и настоящее

МР 2


Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты

Умеет продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты

МР 3

Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания

Владеет навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания

УУД Р7

Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью

Сопоставляет полученный результат деятельности с поставленной заранее целью

УУД П4

Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития

Находит и производит критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития

УУД К2

При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.)

Может быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях.

ЛР1

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

Осознаёт себя гражданином и защитником великой страны.

ЛР5

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России.

Демонстрирует приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России.


Тип урока: Комбинированный

Формы обучения: Индивидуальная, групповая

Методы обучения:

Таблица 3

По внешним признакам деятельности преподавателя и обучающихся

Беседа, урок-поиск

По источнику получения знаний

Словесные; наглядные

По степени активности познавательной деятельности обучающихся

Исследовательский, проблемный, частично-поисковый

По степени самостоятельности

Индуктивный

По логичности подхода

Аналитический; синтетический

Междисциплинарные связи

Таблица 4

Наименование дисциплины/МДК

Раздел, тема

ОУД.02. Литература

А.С. Пушкин поэма «Борис Годунов».

Оборудование: Компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиа проектор, экран, ватманы, цветные маркеры.

Методическое обеспечение:

- методическая разработка учебного занятия;

- рабочая тетрадь;

- раздаточный материал;

- презентация.

Литература:

Основная:

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. об-разования: в 2 ч. Ч.1 — М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 352 с.: ил.

Интернет ресурсы:

  1. www.gumer.info

  2. www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm

  3. www.bibliotekar.ru

  4. http://ru.wikipedia.org

  5. http://ru.wikisource.org

  6. www.world-war2.chat.ru

  7. www.old-rus-maps.ru

  8. www.biograf-book.narod.ru

  9. www.mifologia.chat.ru

  10. www.ec-dejavu.ru

Технологическая карта урока

Этапы урока

Цели и задачи

Деятельность педагога

Деятельность студента

Ожидаемый результат

Уровни усвоения

1. Организационный момент.

Время: 2 мин.

Приветствие. Подготовить студентов к работе,

создать благоприятную психологическую атмосферу

Приветствует студентов, создает эмоциональный настрой, мотивирует к уроку

Приветствуют преподавателя.

Проверяют готовность своего рабочего места

Полная готовность группы к занятию, быстрое включение студентов в деловой ритм

2,3

2.Целеполагание.

Время: 5 мин.


Создать мотивационную ситуацию для самостоятельной формулировки темы урока, определения цели урока

Ставит проблемные вопросы, корректирует тему урока

Смотрят видеофильм

Логически мыслят. Самостоятельно формулируют тему, ставят цель учебного занятия

Соответствие ответов прогнозируемым ответам. Определение темы и цели учебного занятия

2,3

3.Актуализация знаний.

Время: 3 минуты

Актуализация знаний по теме «Смутное время начала XVII века»

Подготавливает студентов к осмысленному восприятию материала

Составляют кластер, анализируют, формулируют проблемный вопрос рассматриваемой темы

Сформулирован проблемный вопрос, готовы к критическому восприятию материала

3

4. Изучение нового материала

Время: 30 мин.

Обеспечение восприятия, осмысления значения Смутного времени в истории России

Инструктирует, организует работу в группах, корректирует ответы


Работают в команде, сопоставляют информацию. Фиксируют результат исследуемой проблемы

Осмысленный анализ текста, представление собственной интерпретации проблемы

3

5. Применение знаний и умений в новой ситуации. Оценка и самооценка собственной деятельности.

Время: 10 мин.

Закрепить, проверить уровни усвоения новых знаний

Инструктирует, организует работу, создает ситуацию совместного успеха

Представляют результаты работы группы. Задают вопросы группам, отвечают на их вопросы.

Аргументированные ответы на вопросы групп-соперников, оценивают результаты работы других групп

3

Домашнее задание.

Время: 2 мин.

Обеспечить понимание

выполнения домашнего задания

Дает рекомендации по выполнению домашнего задания

Слушают, записывают и уточняют домашнее задание

Осмысленное восприятие домашнего задания

2,3

7. Рефлексия урока, подведение итогов.

Время: 5 мин.

Подвести итоги коллективной деятельности

Консультирует, советует, помогает

Обобщают и систематизируют полученные знания. Определяют границы собственного знания и незнания

Делают обобщающие выводы, высказывают свою точку зрения

3


Преподаватель: _______________________/Каликина Н.А./






















Конспект урока

1. Организационный этап – 2 мин. Преподаватель приветствует студентов, заслушивает доклад старосты об отсутствующих на сегодняшнем занятии, создает эмоциональный настрой, мотивирует к уроку. Студенты приветствуют преподавателя, отвечают на вопросы, включаются в деловой ритм.

2. Целеполагание – 5 мин.

Просмотр отрывка видеофильма https://rutube.ru/video/69abae4f165cad8b54f763dd399a79c5/ (29 сек. – 1 мин 28 сек)

- Как вы думаете, ребята, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (о Смуте) Верно. О Смутном времени. Что это за время? Что вы о нём уже знаете?

3. Актуализация знаний.

На самом деле, ребята, данная тема для вас не нова. Я предлагаю вам вспомнить то, что вы уже изучали в школе.

Составим вместе кластер

Оборвалась династия Рюриковичей

Причины смутного времени?

Смутное время









Убит царевич Дмитрий

Какое значение имело Смутное время для России?

Сущность?

Народ не признавал Бориса Годунова









-А чего мы не знаем? (Причины, сущность и значение Смутного времени для истории России). Попробуйте сформулировать цель урока.

  1. Изучение нового материала – 18 мин.

Каждый период в истории России отличался чем-то особенным. Век 17 вошёл в историю Русского государства как «бунташный», а начался он со Смутного времени или Смуты. (Запись темы – «Смута – выбор пути»). (слайд)

-Как вы понимаете значение слова «смута»? В словаре ему дается такое определение: мятеж, народные волнения. Запишем в тетради. (слайд)

Смутное время занимало довольно длительный промежуток времени – с конца XVI в. до 1613 г.
С периодом Смуты связаны знаменательные события, имена царей, авантюристов и народных героев. В чём же причины этого времени?

Историки выделяют 4 основные причины (слайд)

Причины смуты

1. Династический кризис (смерть Ивана Грозного и двух его сыновей Федора и Дмитрия привели к пресечению правящей династии Рюриковичей);

2. Экономическая (голод и неурожай 1601 – 1603 гг. привели);

3. Социальная (недовольство некоторых сословий своим тяжелым положением);

4. Кризис власти (стремление боярских группировок за управление страной)

Смутное время можно разделить на несколько этапов

Первый этап - 1604 – 1606 гг. Связан он с именем Бориса Годунова, ставшего царём после смерти Фёдора Ивановича, последнего представителя династии Рюриковичей. А также с именем беглого монаха Гргория Отрепьева, который правил после смерти Годунова до 1606 года.

Второй этап 1606 – 1610. – К власти приходит царь Василий Шуйский, потомок Александра Невского, выдвинутый боярами. Против него поднял восстание Иван Болотников, которое в октябре 1607 года было подавлено.

В июле 1607 года появляется еще один авантюрист Лжедмитрий 2, которого поддерживают Псков, Суздаль. Углич. Ростов, Ярославль. Тверь и др. города.

Летом 1610 года на Москву напали шведы, разбили царское войско. Народ свергнул Шуйского с престола. Утвердилась семибоярщина. Стране угрожала потеря независимости.

Третий этап 1611- 1613 года. Он характеризуется подъёмом национального самосознания, связан он с именами Патриарх Русской православной церкви Гермогена, Прокопия Ляпунова, предводителя первого ополчения, земского старосты Минина и князя Пожарского, освободителей Русской земли.

Я предлагаю вам составить проект - летопись Смутного времени. Работать будем в группах. Соответственно, 1, 2 и 3 этапы.

Прежде, чем мы начнём работу, определите, о ком идёт речь.

1 Современники признавали за ним: милосердие, нищелюбие, ум. Ходили слухи о его причастности к гибели царевича Дмитрия.

Имя_________

2 Мелкий дворянин из Галича, ставший после скитаний монахом Чудова монастыря, Гришка Отрепьев, выдавал себя за

Имя_________

3 Потомок Рюрика. Едва ли заслуживал добрых слов. Способен солгать под присягой. Он легко менял свои убеждения ради корыстных целей.

Имя_________

Ответы групп. В соответствии с ответами распределяются этапы, над которыми будут работать группы.

План работы

  1. Дата правления

  2. Характеристика правителя

  3. На какие слои общества опирался

  4. Политика правления

  5. Итоги правления

  6. Что было бы…

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации. Оценка и самооценка собственной деятельности -17 мин.

Защита проектов.

Итак, давайте подведём итоги. Смутное время в России закончилось, поляки выдворены за её пределы. Наступил долгожданный мир. Страна спасена. Но это был не единственный итог.

Давайте отметим и другие. Я предлагаю назвать положительные и отрицательные итоги.

+

-

• Рост национального самосознания

• Новая династия

• Укрепление царской власти

• Сохранения единства страны

Усиление роли Земских соборов

• Упадок хозяйства

• Потеря территории

• Убыль населения

А сейчас я предлагаю вам вернуться к кластеру, который мы с вами составили в начале урока. У нас осталось три вопроса. Давайте на них ответим?

В начале работы мы с вами решили, что будем оценивать работу друг друга. Я предлагаю вам озвучить оценки, но делать это аргументированно.

6. Домашнее задание – 2 мин. В качестве домашнего задания предлагаю вам написать небольшое эссе, темой которого будет наш проблемный вопрос «Смута – выбор пути»?

7. Рефлексия урока, подведение итогов – 5 мин.

Ребята, что, по вашему мнению, является символом нашего государства? Да я с вами согласна, это Кремль. Давайте подумаем, что должно лежать в основе фундамента, чтобы наше государство было нерушимо? На столах у вас есть кирпичики. Предлагаю вам написать ваше мнение.


Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!


Победой вписана строка,

И славит стих былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев,

Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен

В руках с иконой перед битвой,

Благословленная молитвой

Под звон грядущих перемен.


Деревни, села, города

С поклоном русскому народу

Сегодня празднуют свободу

И День единства навсегда!