СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержательная часть обучающего теста по предмету «русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Содержательная часть обучающего теста по предмету «русский язык»

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»





Специальность 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании.





Сообщение

«Содержательная часть обучающего теста по предмету «русский язык»»













Выполнила:

студентка 4 курса группы «В» Бекмурзаева Р. Д.___________

Проверил преподаватель: Коржова А.П.___________













Астрахань,2022





Требования к тестам

Тесты должны удовлетворять определенным требованиям, так как случайно подобранный набор заданий нельзя назвать тестом.

1. Валидность (или адекватность целям проверки).

При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие ответы закладываются несущественные признаки с учётом характерных ошибок. Если учащиеся при работе с заданием знают и выделяют существенные признаки, а не формальные, то оно отвечает критерию валидности.

2. Определённость.

После прочтения задания учащиеся должны чётко понять, какие действия необходимо выполнить, какие знания продемонстрировать. Если после прочитанного задания он действует и отвечает правильно, то задание считается определённым, но когда на вопросы задания отвечает менее 70 % учащихся, то его необходимо проверить на определённость.

3. Простота.

Формулировка заданий и ответы на них должны быть чёткими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.

4. Однозначность.

Задание должно иметь единственно правильный ответ-эталон.

5. Равнотрудность.

При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания. При составлении тестов желательно использовать вопросы, проверяющие все основные знания и умения в соответствии с программными требованиями. Основная часть задания должна быть ориентирована на проверку достижения учащимися планируемых результатов обучения. В конце должны содержаться задания творческого характера, позволяющие проверить способность применять полученные знания в новой или изменённой ситуации.

   Рассмотрим тесты, предназначенные для проверки результатов успешности усвоения знаний, умений и навыков. В методической литературе они классифицируются по уровню усвоения учебного материала.

                                  

ТЕСТЫ



1-й уровень

2-й уровень

Опознания

(задания альтернативных ответов)

Воспроизведения информации:

Различения

(задания множественного выбора)

1)Тесты-подставки

(задания -дополнения)

Соответствия

2)Конструктивные

(задания свободного изложения)

Итак, тесты первого уровня усвоения учебного материала подразделяются на тесты-опознания, различения, соответствия.

  • В тесте-опознании учащимся задается вопрос, требующий альтернативного ответа: «ДА» или «НЕТ», «ЯВЛЯЕТСЯ» или «НЕ ЯВЛЯЕТСЯ», «ОТНОСИТСЯ» или «НЕ ОТНОСИТСЯ». Одна из альтернатив и является эталонной. (Образцы тестов различных уровней см. в Приложении №1)

  • Тесты-различения вместе с заданием содержат ответы, из которых учащиеся должны выбрать один или несколько правильных.

  • Тесты-соответствия связаны с выявлением соотношения между предлагаемыми элементами (термином и его определением, словом и его значением и т. д.). Задания на установления соответствия в основном проверяют ассоциативные знания учащихся, т.е. понимание ими связей между различными понятиями, явлениями, свойствами.

Проверку усвоения знаний на втором уровне можно проверить с помощью тестов – воспроизведения информации. Выполняя тест такого типа, учащийся должен вспомнить необходимые для ответа сведения и выполнить значительно более сложную, чем на первом уровне деятельность. Ответа на вопрос в задании не содержится.

        По оформлению тесты воспроизведения информации подразделяются на тесты-подставки и конструктивные тесты.

На уроках русского языка тесты-подставки могут иметь в задании словесный текст или схему, таблицу, в  которых пропущены  слова, словосочетания или предложения, а также условные обозначения. Получив задание, учащийся должен воспроизвести в памяти необходимый материал и заполнить пропуски.

Задания конструктивных тестов не содержат ни намеков, ни подсказок. Они требуют от учащихся самостоятельного конструирования ответа: воспроизвести определение, дать характеристику.

Тест-подставку следует применять при проверке усвоения учебных элементов, когда надо помочь учащимся справиться с затруднениями по воспроизведению чисто формальных знаний, а также в случаях, когда учитель считает необходимым помочь учащимся воспроизвести сложные или только что изученные термины.

Конструктивный тест предоставляет большую свободу составления ответа.



1.4. Типовая характеристика тестовых материалов.

        

В практике проведения тестового контроля знаний обучающихся чаще всего используются следующие типы тестовых заданий: в закрытой и открытой формах.

1.Тестовые задания в закрытой форме состоят из задания и нескольких вариантов ответов, один (в некоторых случаях – несколько) из которых является правильным, трансформирующим основной текст задания в истинное утверждение. Остальные ответы являются неверными, т.к. преобразуют текст задания в ложное утверждение. Таким образом, к такому типу тестовых заданий относятся тесты первого уровня усвоения учебного материала, а именно, тесты-различения.

        Для закрытой формы тестовых заданий чаще всего используется следующий вид инструкции для испытуемого: «Отметьте правильный ответ». Тестовый материал по русскому языку может быть организован таким образом, чтобы выполнение каждого задания представляло бы собой процесс решения практической задачи, а варианты правильных ответов – частные случаи существования общего примера, разбираемого в задании.

(Например:

Укажите слова, в которых количество твердых согласных ровно количеству гласных:

  1. звонок

  2. просека

  3. уровнял

  4. поклонник)

2.Тестовые задания в открытой форме – это задания на дополнения, требующие при выполнении самостоятельного формирования ответов: кратких (в виде слова, словосочетания, небольшого перечня слов) или развернутых. Таким образом, к данному типу тестовых заданий относятся тесты второго уровня усвоения – тесты воспроизведения информации.

        Открытые задания со свободно конструируемыми ответами формулируются в произвольной форме. Тестовому заданию в открытой форме предшествует инструкция, объясняющая правила выполнения и оформления задания, например: «Дополните …», «Впишите в бланк ответов…» и т.п. В качестве правильного ответа на тестовое задание открытой формы имеет смысл выбирать широко известные из теории и практики русского языка понятия, категории, знание которых является базовым, обязательным.



1.5. Организация и проведение тестового контроля



Тестовый контроль ЗУН отличается по сложности подготовки к его проведению по сравнению с некоторыми другими способами. Преподаватели сейчас имеют возможность пользоваться готовыми тестами, разработанными специалистами: педагогами, психологами, исследователями и редакторами. Но, готовясь к тому или иному уроку, представляя реальных учеников с определенными способностями, интересом к предмету, иногда осознаёшь необходимость разрабатывать тесты самостоятельно. Что для этого требуется? Конечно же, время, заинтересованность, наличие пособий, литературы, из которой можно выбрать подходящий по теме материал, и представление о том, как правильно должен быть составлен тест. Для этого необходимо знать основные установки для разработки тестов и организации тестового контроля.

        Итак, при создании теста закрытого типа (наиболее часто применяемого на уроках русского языка) учитываются следующие требования:

А) Задание должно быть свободно от двусмысленности и логически правильно. При формулировке задания не допускается обращение к субъективному мнению тестируемых.

Б) Основной текст задания и варианты ответов, включая неправильные, должны хорошо грамматически сочетаться между собой. Основной текст задания может представлять собой утверждение или вопрос.

В) Целесообразнее использовать строгие и единообразные приемы оформления текста тестовых материалов. Наличие каких-либо приёмов акцентирования тех или иных элементов текста (подчеркивание, выделение жирным шрифтом) имеет смысл только в тот период, когда учащиеся учатся работать с тестами. Впоследствии нужно вырабатывать у них умение самостоятельно видеть ключевые слова в задании, выбирать главное.

        Создавая тест открытого типа, следует соблюдать существующий в методике составления тестов ряд общих требований:

А) Каждое задание должно быть нацелено на дополнение, воспроизведение наиболее значимого элемента, место для которого обозначается многоточием или прочерком.

Б) Текст задания должен отличаться простотой синтаксической конструкции и содержать минимальное количество информации, необходимой для верного выполнения задания.

        При составлении тестов на установление соответствия нужно придерживаться следующих правил:

А) Элементы задающего столбца располагаю слева, а элементы для выбора – справа.

Б) Для каждого столбца ввожу определенное название, обобщающее все элементы столбца.

В) В некоторых тестах необходимо, чтобы правый столбец содержал хотя бы один или несколько неправильных ответов.

Г) В инструкции (она может быть и устной) поясняю, каким образом нужно выполнять задание. Например, соединить элементы каждого столбца, соответствующие друг другу, стрелками или расставить цифры (буквы) из левого столбца к соответствующим вариантам правого столбца.

Соблюдение данных требований позволяет повысить эффективность тестового контроля и обеспечить получение достоверных педагогических результатов.

Процесс составления тестов трудоемкий, но свои положительные моменты он имеет. Кроме того, с течением времени накапливается свой тестовый материал по различным темам и разделам, который можно использовать, при необходимости что-то изменяя или добавляя, в последующие годы в работе с другими учениками.  



1.6. Этапы проведения тестирования.

Проведение тестирования (текущего и итогового) включает в себя следующие этапы:

1.Подготовительный этап .

Подобранные тестовые задания оформляются в виде карточек на листах бумаги (распечатываются на компьютере на листах формата А4) и тиражируются в необходимом количестве. Задания могут быть разработаны по вариантам.  Каждый обучающийся получает одну карточку (лист с тестом).  Если требуется особое оформление сведений о тестируемом или особое заполнение бланков, то можно дать образец на доске.

2.Организационный этап.

Тестирование начинается с рассказа преподавателя о цели работы и условиях её проведения. После этого предлагается заполнить в тестовых бланках или отдельных листах графы, в которых должны содержаться  общие сведения (фамилия, имя, группа, дата проведения тестирования). В тех случаях, когда в тестах допущены опечатки, неясности и т.п., необходимо проконсультировать об этом учащихся. Перед началом работы ещё раз обращается внимание на особенности предлагаемого тестового задания и способ его выполнения. В кабинете русского языка на стенде есть памятка о правилах работы с тестами. (См. Приложение №3). Далее определяется время работы.

Но следует учитывать, что в группе находятся учащиеся с разным уровнем знаний и умений по предмету, то есть хорошо успевающие и слабо - успевающие. Есть ученики, которые быстро выполняют тест, иногда независимо от его сложности, а есть те, кто медленно выполняет работу, долго думает над каждым заданием. Поэтому, продумывая тестовые задания и определяя время на их выполнение, нужно учитывать особенности группы и отдельных учащихся. Некоторым сильным ученикам, которые обычно быстро справляются с тестом, можно предложить выполнить задание другого варианта или в тест включать дополнительное, усложненное задание.

3.Выполнение заданий тестирования.

Это самостоятельная работа учащихся. Задача преподавателя – обеспечить дисциплину, хорошую психологическую атмосферу, следить за временем выполнения работы.

4.Обработка тестов сводится к выявлению соответствия ответов учащихся эталонным ответам (ключу) и выставлению оценок.

Как оценить выполненные тестовые работы учащихся – одна из выше названных проблем. Действительно, пока ещё не существует в методической литературе нормативных документов, строго регламентирующих систему оценивания тестовых работ. Многое зависит от того, каков тест по своей сложности, объему, цели проведения. Поэтому иногда возникают сомнения в правильности выставляемых оценок. Конечно же, нет проблем, если работа выполнена безупречно. Но это, к сожалению, бывает не часто и далеко не у всех учеников. От чего я отталкиваюсь при оценивании? Например, тест состоит из 10 заданий. Оценка «5» ставится при правильном выполнении 10-9 заданий. «4» - при правильном выполнении 7-8 заданий, «3» - 5-6 заданий, менее 5-ти правильно выполненных заданий – оценка «2». Исходя из этого, можно так представить шкалу оценивания тестовых работ учащихся:

1)100-90% правильно выполненных заданий – «5»

2)89 -70% - «4»

3)69 – 50 – «3»

4) менее 50% правильно выполненных заданий – «2»

При проведении мониторинга было принято решение, что можно считать успешно выполненным тест с более 70% правильных ответов у сильных учеников и более 60% у слабоуспевающих.

5.Анализ результатов тестового контроля проводится на основе выставленных оценок, регистрации затраты времени на выполнение тестового задания и наблюдений за учащимися в ходе работы. Если большинство учащихся дали неправильные ответы по тестам, то это свидетельствует о необходимости оказания им помощи. Объявив поставленные оценки, провожу беседу по результатам контроля.

Обсуждение результатов тестирования в зависимости от его целей может варьироваться от краткого сообщения общих результатов до всестороннего анализа процесса тестирования. Важно проводить анализ оперативно, он должен носить диагностический характер, раскрывать главное – причины возникновения ошибок. Анализ должен быть эффективным средством корректирования, оказывать положительное влияние на учащихся, способствовать их совершенствованию.



1.7. Использование различных тестов на уроках русского языка.



Тип урока

Этап урока

Тип теста

Примечания

1)Урок изучения нового материала

Итог урока или на этапе закрепления изученного материала.

Тест-опознание

(задания с выбором ответа «ДА» или «НЕТ»),

Тест-различение

(закрытый тип)

Цель: проверить, насколько учащиеся поняли новый материал, выяснить, что вызывает особые затруднения.

Предлагаемые на этом этапе тесты небольшие по объему, время выполнения – 3-5 мин.

2)Урок закрепления нового материала

Проверка домашнего задания.

Тесты закрытого или открытого типа, тест на установление соответствия.

Цель: проверка знаний учащихся по новой теме, уровня усвоения новых терминов, понятий, правил, выяснение необходимости повторного объяснения или того, на что нужно обратить особое внимание. Тест рассчитывается на выполнение в течение 5-10 минут.

3)Урок повторения и обобщения.

В конце урока как самостоятельная проверочная работа по изученной теме или разделу

Тесты любого типа по усмотрению учителя, а также можно использовать смешанные тесты.

Цель: проверить и проанализировать качество знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме. Время выполнения – 10-15 минут.

4)Урок проверки ЗУН (контрольная работа)

Весь урок

Смешанные тесты, т. е включающие задания различных типов

Цель: проверить и оценить ЗУН учащихся по теме или разделу.

5)Урок коррекции ЗУН.

В течение урока после проведенного анализа работ