Особенности организация внеурочной деятельности в области краеведения с одаренными детьми
В процессе краеведческой работы, среда родного края является объектом познания и источником гражданско-патриотического воспитания, нравственного обогащения, целенаправленного вовлечения учащихся в различные сферы поискового и исследовательского характера, общественно-полезной и массовой работы. Краеведческое направление во всех сферах деятельности воспитывает любовь к своему родному краю, прививает интерес к познанию нового, формирует практические умения и навыки, способствует фундаментальному изучению окружающего пространства, природы, населения, хозяйства своей местности, осмыслению сложных закономерностей развития природы и общества на местном материале
Одаренные дети они любознательны, настойчивы в поиске ответов, склонны к размышлению. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Они способны классифицировать информацию и опыт, широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Одним из разделов программы кружка, которые занимаются одаренные дети является раздел « краеведение». Восстановление и возрождение нашего исторического и духовного наследия, воспитание духовности и гражданственности, без чего не может жить и развиваться ни одна нация, невозможно без уважения к своей истории, культуре, родному краю. У каждого учителя есть свои формы, методы и приемы, которыми он пользуется в своей работе.
следующие методы работы:
исследовательский;
поисковый;
проблемный;
проектный.
Исходя из методов работы нельзя не затронуть и основные формы работы:
работа в парах, в малых группах;
разноуровневые задания;
творческие задания;
консультирование по возникшей проблеме;
дискуссия;
игры.
И, конечно, наиболее важным является тот момент, где раскроются данные способности, в каких видах деятельности:
Работая над таким типом проекта, создавая проектный продукт, раскрываются индивидуальные способности учащихся. Им даётся возможность применять свои знания, которые они получили. В данном проекте может участвовать от двух и более человек. Представлен проект в виде интервью с человеком, чья фигура значима в истории края. Предшествует представлению данного проекта кропотливая работа учащихся по каждому этапу.
Но все эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды для творческой деятельности.
Как правило, у одаренных детей проявляются:
высокая продуктивность мышления;
легкость ассоциирования;
способность к прогнозированию;
высокая концентрация внимания.
хорошая память
"Снежный ком» Этот прием можно использовать при изучении достопримечательностей нашего края (города, станицы и т.д.). Учащиеся поочерёдно называют достопримечательность предыдущего участника (участников) и добавляет свой; следующий - объекты всех предыдущих и опять свой. Этот прием развивает память.
Задания делать разного уровня сложности (название, дата, архитектор, скульптор и т.д.). Можно запоминать названия географических объектов: гор, озер, городов и т.д.
узнаем мы свой край не только сидя за партами. Наиболее продуктивно дети усваивают информацию тогда, когда можно потрогать, почувствовать, ощутить. Поэтому практикую поездки и походы по краю, дети навсегда запомнят не только названия мест и достопримечательностей, но больше заинтересуются историей нашего края. Изучение истории отдельных городов, а именно родного поселка, кроме краеведческого значения дает возможность на узколокальном материале проследить в развитии важные исторические процессы. Такой подход, от частного к общему, позволяет на конкретных исторических фактах проследить славный и поучительный путь своей малой родины.