СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение на тему: «Методика состава слова в начальной школе»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему: «Методика состава слова в начальной школе»»


Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ПРОВЕРИЛ

Преподаватель

_______________

_______/_______/

«_» ________2022г.
















Сообщение на тему: «Методика состава слова в начальной школе»







Выполнила:

студентка Ш-41 группы

Харченко Ангелина








Ейск, 2022 г.



Состав слова изучается во втором классе. Однако, нельзя ограничиваться уроками, которые специально отводятся на эту тему. Целесообразно проводить систематическую словообразовательную работу при изучении всего курса русского языка.

С родственными словами происходит знакомство уже в первом классе в букварный период. В прописи уже идет подбор родственных слов.

При объяснении темы «Родственные слова» провожу такую работу:

-Ребята, у Вас есть родители, сестры и братья, бабушки и дедушки. Как можно называть другими словами членов одной семьи? (родственники). В семье родственники похожи друг на друга. Дочка похожа на маму, мама – на бабушку. У сына и папы одинаковая походка, волосы.

Семьи бывают большие и маленькие. Одна семья состоит из трех человек, другая из пяти, а есть и очень большие семьи из десяти и более человек. И в русском языке есть слова-родственники. Эти слова близки по смыслу и чем-то похожи друг на друга.

Рассмотрим семью слов:

Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка.

Разбираем лексическое значение слов. Делаем вывод: слова близки по смыслу.

-А чем же они похожи друг на друга?

-У всех слов повторяется общая часть – рыб -, отвечают дети. Выделяем общую часть во всех словах. Рассматриваем другие семьи слов. Проводим аналогичную работу. Говорю детям:

-Слова-родственники в русском языке мы будем называть родственными словами. Как можно узнать родственные слова?

-Слова близки по смыслу. У всех слов есть одинаковая общая часть.

При обобщении изученного о корне, спрашиваю у детей:

-Можно ли находить корень по одному данному слову?

-По одному данному слову корень находить нельзя, потому что корень – это общая часть не одного, а нескольких слов.

Следует научить различать однокоренные слова от формы одного и того же слова. Когда образуются слова с разным лексическим значением, то это однокоренные слова,

река, речка, речник.

При изменении одного и того же слова река, реке, рекой лексическое значение не меняется. Это не однокоренные слова, а форма одного и того же слова.

Приведу конкретные виды работ и словообразовательные упражнения, которые можно использовать на уроках русского языка.

1.От слов ракета, двор, камень образовать слова, отвечающие на вопрос кто?, обозначающие людей по роду занятий.

Дворник, ракетчик, каменщик.

2.От слов Москва, Киев, Волгоград образовать слова, обозначающих людей по месту жительства.

3.Продолжить ряд однокоренных слов:

Читать – читатель – читательница;

Воспитать –

Писать –

4.К данным словам школа, сад, лыжа подобрать слова мужского рода и женского рода.

5.Допиши предложение именами существительными однокоренными с выделенным словом:

Лес охраняет … .

Пожар тушит … .

Сапоги чинит … .

6.Назовите одним словом:

*Книга для решения задач –

*Помещение для коров –

*Сосуд для заварки чая –

7.Картинный диктант. Показываются картинки с изображением животных, а учащиеся при помощи суффиксов образуют названия детенышей.

8.Образуйте имена прилагательные при помощи суффикса -н-:

Длина, весна, стена.

9.От глаголов рисовать, писать, читать образуйте слова со всеми возможными приставками.

10.Заменить словосочетание одним словом:

Храбрый человек –

Богатый человек –

Сильный человек –

Веселый человек –

11.Добавьте к суффиксу -ик- корень;

Добавьте корень к приставке -от-;

К корню -лет- добавьте приставку.

При закреплении темы «Состав слова» можно провести игру «Собери слово».

Запишите слово:

Корень как в слове красить,

Суффикс как в слове березка,

Приставка как в слове пошел,

Окончание как в слове речка. (покраска)

Таким же образом можно образовать слова находка, подарки, посадка, побелка.

На уроках труда для себя каждый ученик может сделать схемы. Учитель называет слово, а учащиеся показывают схему, из чего состоит слово.

Словообразовательная работа служит эффективным средством обогащения лексического запаса учащихся и развития умения осознанно употреблять слова с суффиксами и приставками в речевой практике.