Классный руководитель может выбрать форму составления характеристики класса, наиболее соответствующую актуальным учебно-воспитательным задачам по сплочению коллектива класса. Главное в такой работе — удобство в отслеживании положительной динамики в изменениях взаимоотношений детей в классе, улучшения микроклимата, успеваемости, дисциплины.
Характеристика классного коллектива может включать следующие разделы.
Формирование детского коллектива
- Состав класса, количество мальчиков и девочек, паспортный возраст учащихся класса, количество учащихся из полных и неполных семей.
- Начало вхождения ученика в коллектив: детский сад, начальная школа, средняя школа и т.д.
- Микрорайон проживания учащихся.
- Пути вхождения в коллектив новых учащихся.
Анализ психофизического здоровья учащихся
- Анализ результатов медицинского обследования учащихся класса (медицинские группы).
- Фамилии учащихся, здоровье которых нуждается в пристальном внимании учителей-предметиков.
- Отношение больного ребенка и его семьи к его здоровью и отношение самого ученика к своей болезни.
- Соотношение здоровья и учебных результатов.
Характеристика интересов учащихся
- Сформированность или несформированность познавательной и учебной мотивации учащихся.
- Отношение учащихся к собственному учению.
- Отношение учащихся к учебным предметам.
Характеристика интеллектуальных умений учащихся
- Желание работать с книгой и читать ее.
- Уровни работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной деятельности.
- Отношение учащихся к выполнению домашних заданий.
- Степень вовлечения ребят класса во внешкольную интеллектуальную деятельность с учетом их интересов (кружки, факультативы, спецкурсы).
Характеристика сформированности классного коллектива
- Определения в детском коллективе лидеров и изолированных. Причины их разделения.
- Определение микрогрупп в коллективе, причины объединения учащихся в группы (по интересам, месту жительства, по способностям, по личным качествам).
Характеристика нравственных качеств учащихся, эмоционального состояния детского коллектива
- Открытость, закрытость, тревожность учащихся.
- наличие или отсутствие чувства сопереживания, доброжелательности.
- Наличие или отсутствие у учащихся волевых качеств личности, рефлексивных умений.
- Степень конфликтности учащихся, ее причины.
- Наличие или отсутствие умения взаимодействовать и сотрудничать с педагогами и одноклассниками.
Характеристика семей учащихся
- Возраст родителей, образовательный уровень, условия жизни детей в семьях.
- отношения родителей к школе и учебным успехам ученика.
- Характеристика взаимоотношений детей и родителей.
- Ценностные ориентации семей учащихся.
Мониторинг жизнеспособности классного коллектика
- Анализ педагогической диагностики класса, проведенный классным руководителем.
- Положительные качества коллектива, которые нуждаются в развитии и поддержке.
- Отрицательные качества коллектива и отдельных учащихся, которые нуждаются в коррекции.
Структура классного коллектива
- Актив класса.
- Поручения учащихся класса.
- Микрогруппы учащихся по интересам (для проведения классных дел).