Просмотр содержимого документа
«Составляющие безопасной среды на занятиях физической культурой и спортом в образовательных организациях»
Выполнила: Селезнева Наталия Владимировна
МБОУ «СОШ п.Керамкомбинат»
Выделяют 3 компонента безопасного поведения:
- Предвидение опасности предполагает знание человеком многообразия ее источников. Зная об опасности того или иного объекта, человек мобилизует внимание, осторожность.
- У клонение от опасности предполагает: представление о возможном характере развития опасной ситуации; знание мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности; правильную оценку ситуации.
- Преодоление опасности предполагает: умелое поведение в опасных ситуациях; знание способов защиты и владение навыками по их применению (укрытие от опасности, применение способов борьбы с ее последствиями); владение навыками само- и взаимопомощи.
Дети с ОВЗ и ЗПР
Рекомендуемая частота проведения физкультурно-оздоровительных занятий для детей с ЗПР три раза в неделю, должна включать специальные коррекционные физические упражнения для развития общей и мелкой моторики.
Приёмы и методы работы с детьми с ОВЗ
- Способы передачи детям знаний и умений, способы воздействия педагога на воспитанников, способы работы самих детей - это всё относится к методам и методическим приёмам.
- Методы, применяемые в процессе занятий физическими упражнениями - это разработанные с учётом педагогических закономерностей системы действий педагога, целенаправленное применение которых позволяет организовать определённым способом теоретическую и практическую деятельность занимающихся, обеспечивающую освоением ими двигательных действий, направленное развитие двигательных способностей и формирование физической культуры личности ребёнка.
Методы работы
Все методы, применяемые на занятиях физическими упражнениями, можно разделить на три группы:
- метод слухового восприятия,
- метод зрительного восприятия,
- метод двигательного восприятия.
На 1 этапе обучения проводится первоначальное разучивание упражнения, чтобы создать у детей правильное представление о движении в целом.
Используется показ, объяснение и практическое опробование. У детей образуется связь между зрительным образом, обозначающим технику, и мышечными ощущениями. Чем дети младше, тем меньшим запасом двигательных представлений они обладают и тем больше место в создании этих представлений занимает показ.
На 2 этапе углублённого разучивания движений большое место занимают имитация, зрительные, слуховые ориентиры. Хороший эффект при обработке отдельных элементов техники дают упражнения, выполняемые без контроля зрения, на основе мышечных ощущений.
Задача 3этапа - закрепление навыка и совершенствование техники его, а также выработка умения применять изученное движение в различных условиях. При этом упражнения проводится в игровой и соревновательной формах. В разных возрастных группах соотношение приёмов обучения физическим упражнениям изменяется.
В В среднем и старшем школьном возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приёмов: объяснение, команда без сопровождения показом, используются более сложные наглядные пособия (фотографии, рисунки, кино и диафильмы).
Упражнения выполняются чаще в соревновательной форме.
Профилактика травматизма как основное направление техники безопасности на уроках физической культуры.
Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой и спортом является одной из важнейших задач преподавателей, тренеров, инструкторов, медицинских работников, дирекции школ.
Работая с детьми ОВЗ в своей практике отношусь к ребенку спокойно и доброжелательно, учитываю индивидуальные возможности, сравниваю ребенка с ним самим, создаю у ребенка субъективное переживание успеха. Приемы: 1) Снятие страха - «Ничего страшного...»; 2) Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»; 3) Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...», стараюсь говорить это искренне и уверенно; 3) Усиление мотива - «Нам это нужно для...» («Будешь лучше заниматься, сможешь стать более сильным); 4) Педагогическое внушение - «Приступай же...»; 5) Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...» («сегодня ты хорошо выполнил это упражнение»). На каждом уроке работаем с детьми по принципу: « Сегодня я делаю лучше, чем вчера, а завтра буду делать лучше, чем сегодня».
Требования безопасности перед началом занятий
- Надеть на себя форму;
- Снять с себя предметы, представляющие опасность (серьги, часы, браслеты и т. д.);
- Убрать из карманов спортивной формы колющие предметы и мобильные телефоны;
- По команде учителя встать в строй.
Требования безопасности во время урока физкультуры
Учащийся должен:
- - иметь спортивную форму (спортивный костюм, спортивную обувь);
- внимательно слушать и четко выполнять задания учителя;
- брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения только с разрешения учителя;
- во время передвижений смотреть вперед, соблюдать дистанцию, избегать столкновений.
Требования безопасности во время занятий на тренажерах
- Начинать выполнение упражнений на тренажёрах и заканчивать их только по команде (сигналу) учителя:
- Не выполнять упражнения на неисправных, непрочно установленных и ненадежно закрепленных тренажёрах.
- Соблюдать дисциплину, строго выполнять правила использования тренажеров, учитывая их конструктивные особенности.
- Внимательно слушать и выполнять все команды учителя;
- Соблюдать установленные режимы занятий и отдыха.
Гигиенические требования к спортивному инвентарю
- Инвентарь производится с учетом существующих ГОСТов, а также полежит обязательной сертификации;
- Все спортивные снаряды установленные для проведения занятий, должны находится в полной исправности и быть надежно закреплены;
- Перед каждым занятием снаряды протирают, удаляя пыль, влагу, маты укладывают без зазоров в одной плоскости (чтобы не было разницы между отдельными матами по высоте);
- Спортивные снаряды должны размещаться на безопасным расстоянии друг от друга и от стены (не менее 1,5 м);
- Основное гигиеническое требование к инвентарю и оборудованию - травмобезопасность;
- Спортивные снаряды должны оборудоваться табличками с указанием предельно допустимых нагрузок;
- Проводятся испытания на эффективность и безопасность эксплуатации технологического оборудования и средств страховки.