муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 г. Данилова
Социальный проект: «Широкая Масленица»
Работу выполнила: Царёва Любовь Викторовна
учитель начальных классов
Февраль 2017год.
г.Данилов
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. | Полное название проекта | «Широкая масленица» |
2. | Специализация проекта | (Социальный) внеурочная деятельность |
3. | Цель проекта | Расширить представление детей о праздновании Масленицы. |
4. | Автор проекта, адрес, телефон | Царёва Любовь Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №12 г.Данилова, тел. 89159860295 |
5. | Сроки реализации проекта | февраль 2017г. |
6. | География проекта | г. Данилов Ярославской области |
7. | Поддерживающие организации | Родители учащихся начальной школы, РДК |
Технологическая карта мероприятия
Тема | «Масленица» |
Цели | 1.Формировать первоначальные знания о праздновании Масленицы. 2. Способствовать развитию оперативной памяти, связной речи, произвольного внимания, творческих способностей, артистичности. |
Планируемый результат | Личностные УУД 1.Узнают первоначальные сведения о празднике «Масленица». 2.Научаться выполнять самооценку на основе критерия успешности игровой деятельности Регулятивные УУД 1.Научаться определять и строить план действия для выполнения определенного задания. 2. Научаться вносить свои коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные УУД 1.Научаться перерабатывать полученную информацию и использовать ее в ходе мероприятия. 2. Научаться находить ответы, используя свой жизненный опыт. |
Основные понятия | Названия дней масленичной недели, блюда масленичной недели, народные игры и песни. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, история, технология, физическая культура, изобразительное искусство, литература, музыка. |
Ресурсы | Разработка мероприятия, презентация, выставка книг, выставка поделок, выставка рисунков конкурса, костюмы героев, самовар с чаем и блюда масленичной недели. |
Организация пространства | Мероприятие проводится в зале, чаепитие в столовой. |
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Актуальность: Данный проект имеет огромное значение в развитии духовно-нравственного воспитания младших школьников, так как народные праздники предполагают сохранение народных традиций и духовных ценностей, изучение различных видов прикладного и музыкального искусств. Изучая народные обычаи и традиции, учащиеся приобщаются к национально-культурным традициям нашей страны.
Цель проекта:
знакомство учащихся с народным праздником Масленица;
воспитание любви к своей Родине;
развитие смекалки, выносливости;
формирование навыков культурного поведения;
Задачи:
возрождение интереса к обрядовым русским праздникам;
воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;
обогатить духовный мир;
провести праздник, через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
Срок реализации проекта – 16.02.2017г.
Возраст участников проекта - 7 – 10 лет
Тип проекта:
по числу учащихся – групповой, разновозрастной (принимали участие учащиеся 1-4 классов);
по доминирующему методу – игровой, творческий;
по предметным областям – межпредметный (литература, музыка, физическая культура);
по продолжительности – средней продолжительности.
Этапы реализации проекта
I. Выбор проблемы.
- Выявление и анализ проблемы;
- Подведение итогов этапа выбора проблемы.
II. Сбор информации.
- Встречи с компетентными людьми;
- Подведение итогов этапа сбора информации.
III. Разработка плана действий.
IV. Реализация плана.
- Осуществление программы действий.
- Подведение итогов этапа реализации плана действий.
- Результаты работы над реализацией проекта: фольклорный праздник «Широкая Масленица».
Система действий учителя и учащихся на разных стадиях
работы над проектом.
№ | Этапы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. | Подготовка: выбор темы проекта, определение темы и содержания проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения проектной деятельности. | Уточняют информацию, обсуждают задания, принимают общее решение по теме, формируют творческие группы. | Отбирает возможные темы, предлагает их учащимся. Объясняет цель, формирует положительную мотивацию к деятельности, организует работу по формированию групп. |
2. | Планирование: анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп. | Вырабатывают план действий (собрать информацию), осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе. | Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу, принимает участие в обсуждении вариантов по реализации проекта. |
3. | Принятие решения: сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности. | Работают с информацией, выполняют исследование, корректируют план деятельности. | Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. |
4. | Выполнение проекта. | Работают над проектом и его оформлением. | Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность |
5. | Оценка результатов: оценка выполнения проекта (поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков). | Обсуждают полученные результаты, исполняют возможные недочёты, формулируют выводы. | Наблюдает за деятельностью учащихся, принимает участие в обсуждении. |
6. | Презентация: защита проекта, утренник. | Докладывают о результатах совместной деятельности. | Оценивает работу учащихся. |
Ожидаемые результаты проекта:
Приобщение учащихся к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
Повышение познавательного интереса среди учеников к родной истории.
Продолжительность выполнения проекта – 15.01.2017г.-16.02.2017г.
1 этап. Обоснование актуальности темы проекта.
В настоящее время игнорируются и даже искореняются культурно – исторические ценности народов, этнокультурные особенности воспитания. Пренебрежение красотой межнациональных отношений, неумение и нежелание понять смысл, равнодушие к национальной этнической культуре могут стать фоном нашего бытия и одной из причин разрушения духовной культуры народа.
Традиции обеспечивают связь времен и поколений, передачу жизненного опыта; необходимость их использования в воспитании диктуется, прежде всего, тем, что они связаны со многими сторонами взаимоотношения поколений, становления народного мировоззрения. Традиции входят в воспитательный процесс, воздействуя на человека в приобщении его к социальному опыту народа, усвоению его жизненно важных идей и взглядов об окружающем мире, в установлении менталитета.
Отсутствие досуга, направленного на ознакомление детей и подростков с традициями и обычаями родного народа ослабляет возможность осуществления воспитательных мероприятий. Дети не помнят своего прошлого, своих предков, растут без багажа опыта прошлых поколений, без исторических корней. И это намного осложняет воспитательно-образовательную работу, замедляя развитие детей, что активно влияет на формирование у них душевной глухоты, эмоциональной заторможенности, возникновению дезадаптации.
Главным средством восстановления этнических традиций русского народа является возрождение традиционных народных праздников. Масленица представляет собой с одной стороны праздник, насчитывающий многовековую историю, с другой, великолепную возможность реализации творческого потенциала личности.
Мастер-классы по изготовлению кукол, разучивание народных игр, народных песен и танцев, проведение праздника способствуют развитию коммуникативных, прикладных умений и навыков детей. Организация мероприятия для детей младшего звена составляет основной этап проекта, реализация которого занимает 1месяц.
Создания проекта было предложено учителями, дети приняли предложение с большим интересом.
Инициативная группа учащихся 4 - Б класса, провела социологическое исследование на предмет изучения общественного мнения по проблеме. Для этого был выбран инструмент исследования, используемый при сборе первичных данных методом опроса – анкетирование. Опрашивались учителя и учащиеся разных возрастных категорий, начиная с младшего школьного возраста. Было опрошено 25 человек. Социологический опрос показал, все опрашиваемые согласились, что нужно восстанавливать праздники русского народа, потому что изучая народные обычаи, учащиеся приобщаются к национально-культурным традициям.
Итак, определена цель проекта: создание и проведение фольклорного праздника «Широкая Масленица».
Задачи:
возрождение интереса к обрядовым русским праздникам;
воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;
обогатить духовный мир;
провести праздник, через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
2 этап. Сбор информации.
Встречи с компетентными людьми.
Дети провели интервью с компетентными людьми, чье мнение очень важно для дальнейшей работы. Респондентам задавались одинаковые вопросы. Всего опрошено 25человек.
Интервью с заведующей библиотеки школы Дружининой А.Л.
1 в о п р о с: Считаете ли Вы нашу работу важной?
Ответ: да, считаю важной.
2 во п р о с: Что Вы нам посоветуете?
Ответ : взять литературу, изучить, найти пословицы и поговорки о Масленице, игры различные.
Интервью с завучем по воспитательной работе Гурьевой М.С.
В о п р о с: Считаете ли Вы нашу работу важной?
Ответ: Несомненно. Изготовление на классных часах кукол, игрушек, чучела Масленицы, их роспись в народном стиле, проведение народных игр на прогулке, разучивание народных песен и танцев, проведение праздника способствуют развитию коммуникативных, прикладных умений и навыков детей и подростков.
В о п р о с: Что Вы нам посоветуете?
О т в е т: Провести и увлечь праздником всех ребят, познакомить их с обрядовыми хороводами и народными играми. Пусть этот обрядовый праздник запомнится всем ребятам и их учителям!
Спасибо за беседу!
Вывод.
Встречи и беседы с компетентными и заинтересованными людьми убедили нас в правильности решения относительно темы социального проекта. Из бесед стало понятно, что нашу инициативу поддержат многие: администрация нашей школы, учителя и учащиеся начального звена. Кроме того, мы получили ценные советы о том, как организовать нашу работу более эффективно и с кем необходимо встретиться для решения вопросов, возникших при оформлении и проведении фольклорного праздника «Масленица».
3 этап. Разработка собственного варианта решения проблемы.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
работа в группах по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей;
помощь в написании сценария ;
разучивание песен, пословиц, танцев, хороводов;
Организация места проведения праздника – актовый зал школы.
Поговорив со специалистами по нашей проблеме, проанализировав полученную информацию, мы сформулировали следующие положения:
Для проведения праздника необходимы компетентный подход к проектированию, а также взаимодействие с заинтересованными лицами.
Мы сможем своими силами провести Масленицу, но нам необходимо будет обратиться к родителям за помощью в подборе костюмов, приготовлении блинов.
4 этап. Осуществление программы действий.
При подготовке проекта «Фольклорный праздник "Широкая Масленица" руководитель проекта Царёва Любовь Викторовна обучающихся 1 – 4 классов разделила на группы. Были созданы группы сценарная, оформительская, артистическая и др. Работа над проектом позволяла учащимся объединиться по интересам, обеспечивала для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывала обязательность выполнения задания в заданные сроки, взаимопомощь в работе. Подготавливались оформление праздника и изделия на выставку, изготовлялись чучела Масленицы, выпекались блины, разучивались фольклорные песни на уроках музыки.
Действия в группах:
1.Обсуждение задания (коллективно).
2.Выполнение практического задания («Сценарная и артистическая, инициативная») – 4 «А» и 4 «Б» классы.
3.Формулирование выводов («Аналитики») - «3А», 3»Б» классы.
4.Применение результатов («Артистическая») 2 «А», 2 «Б» классы.
5.Творчество («Оформительская» рисунки, поделки) 1 «А», «Б», «В» классы.
Результаты работы над реализацией проекта Фольклорный праздник «Широкая Масленица».
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная хорошая подборка народных игр на развитие двигательных способностей, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать. Анализируя результаты проекта, можно было увидеть, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, они ставили перед собой цель - сделать жизнь своих одноклассников, учащихся начального звена, интересной и содержательной, смогли наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. По многочисленным благодарностям от учащихся 1, 2, 3 и 4 –х классов и их учителей, родителей, думается, что этот праздник удался. Календарный график
дата | мероприятие | исполнители |
13.01.17г..- 20.01.17г. | Подготовительный этап проекта. Опрос | Дети |
23.01.17.- 15.02.17г. | Основной этан проекта. Поиск стихов, песен, материалов о масленице, разучивание сценок, стихов, песен, хороводов, танцев. Конкурс рисунков, поделок, изготовление подарков для гостей праздника («солнышко»). | Дети, учитель |
февраль | Конкурс рисунков, поделок, изготовление подарков для гостей праздника («солнышко»). | Классные .руководители, учащиеся1 - 4-х кл. |
16.02.17г. | Защита проекта: «Широкая Масленица» | Дети, учитель, администрация |
Дети получили удовольствие от проделанной работы, узнали много нового, что отражено в рефлексии.
Рефлексия
Вопросы для детей:
1.Чему лично ты научился в процессе работы?
2.Какие умения приобрёл?
3.Какие преимущества коллективной работы?
4.Какие недостатки?
5.Что сделано хорошо?
6.Что понравилось?
7.Чтобы сделали по-другому?
Отчёт о проделанной работе на РМО учителей начальных классов
16 февраля 2017года, утренник «Широкая Масленица».
(видеосъёмка утренника, фотографии, презентация).