СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, письма, говорения»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно требованиям государственного стандарта - формировать коммуникативную компетенцию учащихся, что предполагают развитие умения говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы, создавать собственные тексты. Успех во многом зависит от способности, речевой и общей культуры учащихся, однако многое зависит и от учителя русского языка. Каждый учитель знает, что необходиом ежеурочно отрабатывать речевые навыки нужно, опираясь на изученный грамматический материал, систематически, проявляя настойчивость. Только в таком случае можно получить ощутимый результат. В своём докладе я расскажу о развитии речевых навыков учащихся  из собственного опыта.

Просмотр содержимого документа
««Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, письма, говорения»»

Доклад на тему:

«Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, письма, говорения»

(Выступление на заседании МО)

Ведель О.А.

Требования государственного стандарта формировать коммуникативную компетенцию учащихся предполагают развитие умения говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы, создавать собственные тексты. Успех во многом зависит от способности, речевой и общей культуры учащихся, однако многое зависит и от учителя русского языка. Речевые навыки нужно отрабатывать специально, опираясь на изученный грамматический материал, систематически, проявляя настойчивость. Только в таком случае можно получить ощутимый результат.

Начиная с 5 класса, особую роль играет работа с текстом, которая помогает понимать прочитанное, совершенствовать письменную и устную речь. Главное на уроке – совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, аудирования, письма, говорения. В центре внимания урока находится текст как лингвистическая единица, речевое высказывание. Необходимо ориентировать урок на формирование как специфических, так и общеучебных умений школьников: умение использовать новые знания в тесной связи со «старыми», опираться на знания из других предметов, уметь отбирать необходимые знания из огромного количества информации, систематизировать учебный материал, пользоваться любым справочным материалом. Важно на уроке систематически и целенаправленно знакомить ребёнка с изобразительными возможностями языка, учить наблюдать за использованием различных языковых средств на примере лучших образцов художественной литературы.

Разумеется, на уроках русского языка основным видом речевой деятельности является письмо, его содержательная и нормативная сторона. Однако, надо признать, что не менее важным для уроков не только литературы, но и русского языка должно стать чтение (обучение разным видам чтения как речевой деятельности). Если говорить о взаимосвязанном обучении разным видам речевой деятельности, то нельзя не признать, что именно чтение, восприятие текста при чтении предопределяет успех в овладении умениями и навыками, связанными с письмом, слушанием устной речью.
Что же входит в понятие осознанно воспринимать печатное слово, т. е. умение читать?
На уроках русского языка чтение должно быть организовано на основе учебно-научного текста лингвистического содержания.

Как показывает многолетняя практика, целенаправленная работа с учебно-лингвистическим текстом включает несколько этапов анализа.
1. Подготовительный этап. Его цель – подготовить детей к восприятию содержания текста учебника или другого учебного издания типа “За страницами учебника…”
На этом этапе учитель использует такие приемы: уточнение темы и основной мысли текста (анализ темы урока, название параграфа учебника или книги, работа с эпиграфом). прогнозирование  содержания  текста  по заголовку, по  данному началу, предполагая возможное развитие основной мысли (задания типа как вы полагаете, какую новую информацию должен этот текст содержать и т. п.) словарная работа, предусматривающая уточнение лексического значения ключевых слов, известных учащимся, или новых терминов, разъяснению которых и посвящен новый текст; просмотровое чтение текста (в течение 30-40 секунд дети знакомятся с текстом с целью выяснения его структуры, графического оформления: каким образом выделена ключевая информация, имеются ли схемы, таблицы, рисунки и т. п.)

2. Этап ознакомительного чтения текста. Цель работы – достичь понимания основного содержания текста.

На данном этапе необходимо прежде всего организовать чтение текста вслух сильным учеником или про себя, для активизации внимания учащихся чтение сопровождается заданиями такого типа:

постановка целевого вопроса перед чтением (например: Читая текст, определите, какая информация в нем является для вас новой, а какие сведения вам уже известны); уточнение темы и основной мысли текста; составление плана (простого или сложного); составление схем, таблиц на основе текста; подбор заголовка; оценка понимания текста (например, выяснение того – в чем необычность в подаче материала, какая информация осталась непонятной и т. п.);

3. Информационно-смысловая обработка текста. Цель заключается в том, чтобы понять и запомнить данный текст.

Информационно-смысловая обработка текста предполагает смысловой, структурный и языковой анализ. Учащиеся комментируют и оценивают главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию, выделяют информацию иллюстрирующую, аргументирующую, фиксируя ее на письме в виде плана, тезисов, опорных схем, конспекта, резюме.

4. Выразительное чтение текста. Цель этого этапа не только в том, чтобы целенаправленно обрабатывать у учащихся навыки выразительного чтения научного текста, но и в том, чтобы, например, при изучении тем “Причастие” и “Деепричастие” семиклассники после подробного анализа фрагментов текста получили возможность еще раз внимательно изучить его содержание в полном объеме.

5. Пересказ текста. На этом этапе учитель отслеживает процесс освоения учащимися языка науки, развитие способностей строить достаточно объемное высказывание на лингвистическую тему. Пересказ может быть полным и сжатым, устным и письменным. Необходимо время от времени предлагать учащимся, начиная с 5-го класса, письменное изложение текста из учебника русского языка, знакомя их с основными приемами конспектирования научного текста.

Развитие речевой грамотности – это, конечно, главная задача уроков русского языка, это постоянная работа на каждом уроке, работа, направленная, прежде всего, на усвоение основных норм русского литературного языка. Необходимо вводить в структуру урока рубрики такого типа, как “Произноси правильно”, “Правильно ставь ударение”, “Почему мы так говорим”, “В мире слов”. А на уроках развития речи в целях совершенствования речевой культуры школьников необходимо формировать еще и речевой самоконтроль учащихся, обучать их умению совершенствовать написанное, контролировать логику изложения мыслей, своевременно замечать ошибки и недочеты как в содержании, так и в языковом оформлении текста. Должное внимание необходимо уделять редактированию письма.

Результативность процесса формирования навыков устной речи во многом зависит от того, насколько хорошо осознают ученики требования к устному высказыванию. Именно поэтому очень полезно приучать школьников к систематическому рецензированию ответов учащихся. Практика показывает, что эффективность такой работы значительно увеличивается, если ребенок приучен давать рецензию своему ответу Таким образом, основные правила построения устной речи можно выразить шестью словами: уместно, убедительно, логично, кратко, грамотно и выразительно. Эти слова (и, конечно, памятка) – руководство к созданию собственного высказывания и одновременно ключ к рецензированию прослушанного выступлени.
Приобщение человека к культуре происходит, конечно, не только на уроках русского языка, литературы, истории, но и под влиянием того, что мы читаем, слышим, видим, с кем общаемся, одним словом, под влиянием той среды, вернее той речевой среды, в которую мы погружены. Это влияние особенно чутко воспринимает ребенок. А что же делать, если мы  видим, что естественная речевая среда, окружающая детей, язык телевидения, газет, современных книг, реклам, речь взрослых и сверстников не приобщает к культуре, а отторгает от нее? Тем более, что многие родители смирились с тем, что ребенок мало читает, что общение с книгой вытесняется общением с компьютером, с телевизором.

Единственный выход в этой ситуации – это создавать на уроке русского языка развивающую речевую среду, способную приобщать школьника к культуре.
Важнейшим средством такой обучающей развивающей среды является художественный текст, при чтении которого дети знакомятся с правильной, грамотной и красивой речью.
Именно текст – основа создания той речевой среды, которая развивает, развивает чувство языка, творческую память, приобщает к культуре, способствуя духовному становлению личности, точнее языковой личности, владеющей не только всеми видами речевой деятельности, не только умением правильно и четко выражать мысли, но и обладающей индивидуальным авторским стилем.

Текст должен обладать определенными качествами, т. е. надо иметь в виду не только его содержание (о чем говорит автор?), а интересно ли это современному школьнику? Способен ли этот текст вызвать отклик у читателей, воспитать хороший вкус?
Для анализа необходимо предлагать тексты разных стилей. Но особенно важна работа с публицистическим текстом, т. к. при его анализе можно выражать не только мысли, но и чувства, проявляя при этом себя как личность, наделенную даром не только увидеть, понять, почувствовать, но и с помощью слова по-своему выразить это восприятие.
Комплексная  работа с художественном текстом на уроках языка предполагает проведение в ходе исследовательской деятельности учащихся наблюдений над особенностями употребления изобразительно-выразительных средств языка в тех “безукоризненных образцах”, какими являются произведения русской классики, выявление закономерностей использования языковых единиц в речи. Именно внимание к языку художественных произведений – это как раз то, что помогает воспитывать любовь к слову. Комплексная работа с текстом -  это многоаспектная деятельность, включающая сначала вопросы и задания, направленные на осмысление содержания, связанные с читательским восприятием текста как речевого произведения, затем – задания речеведческого характера, включающие такие понятия как “текст”, “стиль”, “тема”, “основная мысль”, основные средства связи между предложениями. За речеведческими заданиями следуют задания языкового характера по фонетике, лексике, грамматике. И, наконец, - вопросы по орфографии и пунктуации, разные виды разбора.

Задача учителя – правильно организовать на уроке ту речевую среду, которая поможет детям почувствовать гармонию и красоту русской речи.
Таким образом, речеведческое осмысление слова – это путь от слова в словаре через слово в художественном тексте к слову своему собственному: “ …всякое слово существует для говорящего в трех аспектах: как нейтральное и никому не принадлежащее слово языка, как чужое слово других людей, полное отзвуков чужих высказываний, и, наконец, как мое слово, ибо, поскольку я с ним имею дело в определенной ситуации, определенным речевым намерением, оно уже проникает моей экспрессией”. Результатом процесса речеведческого осмысления слова являются творческие работы учащихся, которые становятся более совершенными и грамотными у одиннадцатиклассников.



Скачано с www.znanio.ru

2