СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современная система образования опыт и перспективы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важнейших результатов этой работы явилось создание системы дополнительного образования. Этот вид образования исторически сложился как специфическая часть системы непрерывного образования, обеспечивающая развитие ребёнка в свободное время. Оно,  являясь самоценным и самостоятельным видом образования, ориентировано на свободный выбор ребёнком видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей.

Просмотр содержимого документа
«Современная система образования опыт и перспективы»

название секции: Дополнительное образование


Гиззатуллина А.Р.

МБУ ДО ДДТ «Радуга талантов»

Агрызского района РТ


Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях совершенствования дополнительного образования

Изменившаяся социокультурная ситуация развития нашего общества привела к пересмотру основных подходов к обучению и воспитанию личности. Существенным моментом развития образовательной системы страны, закрепленной в Законе «Об образовании», является ориентация на ее постоянное и непрерывное совершенствование и обновление.

Одним из важнейших результатов этой работы явилось создание системы дополнительного образования. Этот вид образования исторически сложился как специфическая часть системы непрерывного образования, обеспечивающая развитие ребёнка в свободное время. Оно, являясь самоценным и самостоятельным видом образования, ориентировано на свободный выбор ребёнком видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей.

Сегодня новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) все настойчивее входят не только в массовую школу, но и в учреждения дополнительного образования. По словам Д.А. Медведева, именно система дополнительного образования детей, в силу своей уникальности, способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребенка, но и подготовить его к условиям жизни в высоко конкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи. Анализ материалов по введению ФГОС нового поколения свидетельствует о том, что авторы особую роль отводят педагогу: он сам должен быть примером для подражания, находиться в постоянном поиске, самообразовываться, саморазвиваться, самосовершенствоваться. Работая по новым стандартам, актуализируется проблема повышения профессиональной компетентности педагога, чтобы развивать личность, надо быть компетентным. Быть компетентным означает способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт.

Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

Успешность решения проблемы самореализации личности ребенка, в условиях общеобразовательного учреждения при формировании системы дополнительного образования во многом зависит от уровня организованности системы.

Творчески саморазвивающийся учитель – это личность, у которой на высоком уровне находится стремление к самоактуализации, способность к саморазвитию, самообразованию, самореализации и т.д.

В процессе своей работы над саморазвитием профессионально значимых личностных качеств педагога мы опирались на принципы творческого саморазвития личности, над саморазвитием профессионально значимых личностных качеств педагога В.И.Андреевым предложены следующие принципы творческого саморазвития личности: принципы саморазвития личности, научного познания, информативности, самоуправления, оптимизации, социализации, индивидуализации. Чаще всего они используются в совокупности, выступая в качестве регуляторов процесса саморазвития личности педагога.

Самообразование педагога будет продуктивным, если реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию, если педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству, если при этом осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Внутренним условием выступает формирование готовности педагога к саморазвитию:

  • личное отношение к профессии;

  • понимание своих личных ограничений и ресурсов профессиональной деятельности;

  • личный опыт жизни в целом, а не профессиональные требования;

  • особенности индивидуального видения средств деятельности (являются основным содержанием формирования личности специалиста);

  • проблемные ситуации, цели и методы профессиональной деятельности;

  • создание индивидуальных программ саморазвития (портфолио педагога, инновации в работе, оформление стенда, аттестация, конкурс профессионального мастерства)

Форм активизации педагогического творчества сейчас достаточно. Частично педагог свободен в выборе технологий, учебных пособий, у него есть широкие возможности заниматься проектной, исследовательской, инновационной деятельностью. Занятие должно быть местом, где ученик имеет возможность заглянуть в себя будущего, если он приложит максимум усилий для этого. Именно возможность демонстрации на занятиях всей той глубины работы, которая выполнена учеником, создает условия для развития креативности, формирует безбоязненное отношение к миру, в котором скоро предстоит себя реализовать, закаляет волю, учит коммуникации со сверстниками и взрослыми. Формирует потребность в демонстрации своих знаний и умений, их отстаиванию в самых трудных ситуациях.

В своей работе я использую мониторинг результативности, диагностика оценки результативности, развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся и отслеживаю результативность в течение нескольких лет. Ведется проектная работа «Движение-жизнь!», «Сохраним свое здоровье», «Спорт-это жизнь!».

Одним из важнейших условий творческого саморазвития педагога является формирование у него потребности к самообразованию. Ведь самообразование учителя – это залог его мастерства, профессиональной компетентности. По творческому саморазвитию, повышение статуса педагога применяю: повышение квалификации, применение различных форм работы. Для претворения в жизнь моей основной цели предусмотрены следующие задачи:

  1. Активизация моей работы по творческому саморазвитию

  2. Совершенствование педагогического мастерства и педагогической культуры

  3. Обобщение передового педагогического опыта.

Таким образом, принцип творческого саморазвития личности становится сегодня одним из приоритетных и системообразующих, открывает новые педагогические стратегии. В наше время деятельность педагога-профессионала – это непрерывный процесс самообразования и саморазвития.

У современного педагога, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры, сформирована способность строить, свою педагогическую лабораторию, вырабатывать и постоянно обогащать свою собственную творческую программу, согретую как ярким умом, так и теплотой любви и уважения к ученику. Таким образом, современную школу создает учитель творческого типа. Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.