СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные образовательные технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии»

МБОУСОШ №2 имени И.И.Тарасенко станицы Выселки МО Выселковский район Краснодарского края









«Современные образовательные технологии на первой ступени обучения в школе».











учитель начальных классов

Фостенко Ирина Леонидовна









станица Выселки,2020г.




 Переход к обновлённой системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде.  В связи с этим возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность на уроке. Великий педагог К.Д. Ушинский считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые задания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал.Это должна быть системно организованная деятельность на основе использования окружающего мира ,как творческой лаборатории, через которую и происходит процесс познания, а также дает возможность добиваться высоких результатов обученности у обучащихся. В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения.

Признаки:

-технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая позиция автора;

-алгоритм операций, выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

-функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и обучающихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей;

-поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым учителем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми обучающимися

Хочу рассказать о современных технологиях, которые нашли отражение в моей педагогической деятельности.

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи.Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности обучающихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для детей.

На мой взгляд, метод проблемного обучения (или даже скорее проблемного диалога),лучше всего применять на уроках изучения нового материала,Хотя

проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

К достоинствам проблемного обучения можно отнести высокую самостоятельность обучающихся, формирование познавательного интереса и личностной мотивации обучающихся.

Проблемное обучение направлено на развитие САМО:

-учащиеся САМОстоятельно ищут пути решения проблемы,

-проводят САМОконтроль

-умеют провести САМОоценку.

Разноуровневое обучение

Разноуровневое обучение —это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.Темы, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения.

Организуя разноуровневое обучение, мы учитываем интеллектуальные способности детей и на конец 4 класса они выходят на уровень возрастной нормы, это говорит о положительном влиянии разноуровневого обучения на развитие ребенка.

Осуществляя дифференцированный подход, руководствуюсь следующими требованиями:

-создание атмосферы, благоприятной для учащихся;

-активное общение с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;

-обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому «взять» столько, сколько он может).

Для разноуровневого обучения использую:

-Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи;

-Альтернативные задания для добровольного выполнения;

-Задания, содержание которых найдено учеником;-

Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности.

Целенаправленная систематическая работа над общим развитием всех учащихся класса, в том числе и слабых.Здесь можно применять и групповую форму работы на уроках.

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.При дифференцированном процессе обучения возможен переход из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов и повышением интереса к получению знаний.

Технология проектного обучения

Чаще всего можно услышать не о проектном обучении, а о проектном методе. В России он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.). Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – «Все из жизни, все для жизни».Карл Фрей в своей книге «Проектный метод» (изд-во «Бельц», Германия, 1997) под этим понятием подразумевает путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

- в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;

-образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

- комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Алгоритм действий учителя и обучающихся

С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Разработка проектного задания

1.1. Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

обучающиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта.

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.

 

Учащиеся самостоятельно

подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.

1.2. Выделение подтем в теме проекта

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую.

 

Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает

себе роль).

1.3. Формирование творческих групп

 

Учитель проводит организационную работу

по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

 

1.4. Подготовка материалов к проектной работе:

формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы

Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

 

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.

Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом.

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Учитель принимает

участие в обсуждении

 

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата

проектной деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

2. Разработка проекта

Учитель консультирует,

координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся осуществляют

поисковую деятельность

3. Оформление результатов

Учитель консультирует,

координирует работу

учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с

принятыми правилами.

4. Презентация

Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др).

Докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других.

Желательна групповая рефлексия

Можно выделить по времени три вида учебных проектов: краткосрочные (2-6 часов); среднесрочные (12-15 часов); долгосрочные.Но обучающиеся в последнее время с большим увлечением выполняют именно ту деятельность, которая выбрана ими самими.Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процессе самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Проектный метод обучения в сочетании с традиционным является действенным элементом в организации самостоятельной работы учеников

.

Исследовательский метод обучения

При исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов.

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. В рамках исследовательского подхода обучение ведётся с опорой на непосредственный опыт учащихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира.

По мнению А. Шацкого учебно-исследовательская деятельность учащихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

- постановку проблемы;

- ознакомление с литературой по данной проблеме;

- овладение методикой исследования;

- сбор собственного материала;

- анализ;

- обобщение;

- выводы.

Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроке необходимо создавать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы.

Технология использования в обучении игровых методов

Наибольший интерес, в образовательном процессе, представляют игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение).При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.

Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.

Так например,на уроках литературного чтения это может быть продолжение истории ( сказки,рассказа,повести) или перестановке сценария произведения.

Технология обучения в сотрудничестве

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.

Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно ориентированного обучения, которая основана на следующих принципах:

- взаимозависимость членов группы;

- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;

- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

- общая оценка работы группы.

Существуют несколько вариантов данного метода обучения.

1 вариант (обучение в команде)

В этом варианте особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут в результате самостоятельной работе каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, вопросом, подлежащим изучению. Поэтому задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, чтобы каждый член команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы.

Этот вариант сводится к трем основным принципам:

а) «награды» команда получает одну на всех в виде балльной оценки, какого-то поощрения, значка отличия, похвалы или других видов оценки совместной деятельности. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на ее достижение;

б) индивидуальная ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому виду тестирования, контрольной проверке, которые могут быть предложены учителем любому ученику отдельно, вне группы;

в) равные возможности каждого ученика в достижении успеха означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает равные возможности продвинутым, средним и отстающим ученикам в получении очков для своей команды. Стараясь улучшить результаты предыдущего опроса или теста, ученик любого уровня, может принести своей команде равное количество баллов, что позволяет ему чувствовать себя полноправным членом команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную «планку».

2 вариант обучения в сотрудничестве «Пила»

Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу.

Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Поскольку единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом научиться преобразовывать выражения-это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кровно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученики команды ответить на любой вопрос по данной теме.

В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты учащихся суммируются. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается.

3 вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе»

Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы — награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности — работают и здесь.

Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. На учителя ложится ответственность по вопросу комплектации групп, (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания: отслеживания правильности выполнения заданий партнерами, мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи, а также культуры общения внутри группы. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую — достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или, скорее, социально-психологическую — осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо.Учитель также обязательно контролирует не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.

Для внедрения и использования организации обучения в сотрудничестве, для вовлечения каждого ученика в активную познавательную деятельность и к тому же чтобы уделять внимание обучению культуре общения, то необходимо приближаться к намеченной цели постепенно и терпеливо шаг за шагом, уча своих учеников:взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;

работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса.

Система инновационной оценки «Портфолио»

Портфолио (в широком смысле этого слова) — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

Важная цель портфолио — представить отчёт по процессу образования полростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов, в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способность практически применять приобретённые знания и умения.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся; закладывать дополнительные предпосылки возможности для успешной социализации.Введение портфолио повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что позволяет сделать выбор дальнейшего направления и формы обучения старшеклассниками более верными и ответственными.

Портфолио работ представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах,учебных лагерях, прохождение элективных курсов, разного рода практик, спортивных и художественных достижений. Данный раздел портфолио оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ.

Что может входить в «Портфолио»?

— исследовательские работы и рефераты;

— проектные работы;

— техническое творчество: модели, макеты, приборы;

— работы по искусству;

— элективные курсы и факультативы;

— различные практики;

— занятия в учреждениях дополнительного образования;

— участие в научных конференциях, учебных семинарах;

— спортивные достижения…

В моем классе у обучающихся «Портфолио» состоит из четырех показателей:

-«Личные данные»( здесь все данные на ребенка, характеристика и данные о месте рождения),

-«Моя результативность» ( это все успешные работы ,которые прошел ребенок за 4 года обучения),

-«Лестница моего успеха» ( ведется диаграмма участия и сразу делается вывод ( рефлексия) об участии в конкурсах, мероприятиях класса,акциях и проектах,

-«Мои достижения!» (учитываются сертификаты, грамоты,дипломы,благодарности ребенка за обучение в начальной школе )

Информационно-коммуникационные технологии

Внедрение ИКТ в образовательный процесс не столько насущная необходимость, сколько осознанный процесс технологизации рутинных процессов с целью высвобождения творческой энергии личности современного общества.

При переходе к новым формам обучения, использующим сетевые технологии, возникает тенденция – ориентироваться на сеть распределенных образовательных ресурсов нового поколения, которые могут применяться в режиме коллективного доступа многих учебных заведений к единым образовательным ресурсам по сети Интернет.Этот путь открывает ряд неоспоримых преимуществ: o создаются предпосылки для обеспечения единой базовой подготовки учащихся независимо от территориального расположения учебного заведения, наличия собственных высокопрофессиональных педагогических кадров, образовательных ресурсов и пр.; o повышается наукоемкость, результативность и дидактическая эффективность образовательных ресурсов за счет активного использования современных средств вычислительной техники; o значительно сокращаются затраты на создание, поддержку и развитие образовательных ресурсов за счет исключения их массового тиражирования; o становятся принципиально доступными многим образовательным учреждениям или отдельным учащимся уникальные образовательные ресурсы.

Здоровьесберегающие технологии

Цель здоровьесберегающей педагогики -обеспечить обучающемуся начальной школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

А что в итоге? Достигаемые результаты:

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Используя проектные методы обучения, дает нам возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

А исследовательское направление Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого ребенка .

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков, предполагает технология использования игровых методов.

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ и ИКТ технологий.

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности по средством ведения «Портфолио».

 А это и :

-Качество успеваемости – качество знаний, умений, навыков.

-Интерес к обучению, мотив ответственности, высокая мотивация достижения успеха, социально-нравственные ориентации.

-Бесстрессовое обучение, особенно в кризисные периоды развития.

-Стабильность здоровья учащихся.

-Удовлетворённость учителя своей работой.

При выборе технологий и методов необходимо знать, как методы обучения связаны с задачами урока, каждая задача наилучшим образом решается конкретными методами или их сочетанием. Метод – это способ достижения цели.

    Наиболее применяемые в школьной практике традиционные методы обучения: словесные, наглядные и практические (хотя в чистом виде каждый из них практически не используется).  Это может быть:

- рассказ (как образец речи) с целью вступления, повествования или заключения;

- беседа (разговор);

- лекция (системный характер освещения знаний);

- работа с книгой;

-демонстрация и иллюстрация чего-либо;

-лабораторный метод;

- упражнения;

- экскурсия;

-познавательные игры;

-обучающий контроль (устный, письменный, компьютерный, тестовый);

-рефлексия.

    В последнее время стали больше применять такие методы, как: учебная дискуссия, диалог, видеометод, деловые и ролевые игры и др. 

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования образовательный процесс в общеобразовательной организации должен предусматривать интерактивные учебные занятия.

Модель интерактивного обучения подразумевает обучение в общении, т. е. и ученики, и учитель становятся равноправными субъектами образовательного процесса: изначально предполагает применение на уроке активных методов обучения, что ставит ее в ряд педагогических технологий.Применение технологии модерации при проектировании уроков способствует решению сразу нескольких задач. Заложенные в ее основу активные методы обучения помогают создать на уроке комфортные условия, как для учителя, так и для учеников, что позволяет продуцировать большее количество идей и суждений. Познавательная деятельность на таком уроке предполагает активное и осознанное освоение учебной информации. Модель интерактивного обучения реализуется в первую очередь через диалог. Все действия учителя направлены на привитие ученикам культуры диалогового обучения и умений грамотно вести диалог в целях получения нужных для решения той или иной задачи сведений.Занятие, построенное по технологии модерации, всегда направлено на получение конкретного и прогнозируемого результата, т.е. диалог в этом случае является не простой формой общения, а средством для достижения образовательных результатов, требуемых в соответствии с ФГОС основного общего образования, — предметных, метапредметных и личностных. На таком занятии общение становится одним из механизмов, позволяющих воспитывать гражданские качества учащегося, необходимые для адекватной социализации личности.

Интерактивная лекция, или как ее еще называют — мини-лекция, должна длиться не более 10–15 мин.

Таблица Донны Огл («Знаю — Хочу знать — Узнал») может быть дополнена графами: используемые источники информации и предполагаемые. Такая таблица используется для развития умения самостоятельно определять направления в работе с информацией. Могут быть модификации: электронные файлы с соответствующими названиями, отдельные листы на доске-флипчарте и др. Могут быть и модификации стратегии (при чтении текста дается инструкция заполнить таблицу «Уже знал (или догадывался) — Узнал — Осталось непонятным»).

«Трехчастные дневники» (автор Черил Форбс)

Моя идея

 Мое предположение

 

Письмо к учителю

Таким образом, получается, что каждый ученик использует для записи лекции какой-то один прием. Это позволит при завершении записи обсудить достоинства и недостатки каждого из них как в малых группах, так и в ходе коллективного обсуждения перед переходом к следующему этапу занятия — «Проработка содержания».

Самыми длительными фазами урока по технологии модерации являются интерактивная лекция и проработка содержания учебного материала. Причем в ходе и той, и другой фазы учащиеся работают самостоятельно. В течение лекции с помощью приемов активного слушания работают индивидуально, а при проработке учебного материала — в малых группах до 5 чел. Модератор — педагог, который учит учиться, мыслить, работать с информацией, сотрудничать.

Отдельно остановимся на таком важном для модерации процессе, как визуализация учебного материала. Именно она позволяет материализовать ход обучения. Выделим следующие пути визуализации:

-использование элементов цветового кодирования;

-древо — структурирование сведений. Приемы: древо ожиданий, древо целей, древо решений, древо оценки;

-интеллект-карта (известная также как диаграмма связей, карта мыслей, или ассоциативная карта) -способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Удобная техника альтернативной записи;

-алгоритм-точное пошаговое предписание совершить определенную последовательность действий для достижения поставленной цели;

-графы — способ выделения из текста существенных признаков понятия;

-модель — образ или прообраз (образец) какого-то объекта или системы объектов («оригинала» данной модели);

-график, диаграмма;

-фрейм — способ представления знаний в искусственном интеллекте в виде схемы действий в реальной ситуации. Продуктивно использовать его на этапе подведения итогов урока и на стадии рефлексии, когда необходимо сформулировать новую информацию, полученную на уроке, из минимально возможного количества слов;

-смысловое поле — метод, служащий для сужения проблем выбранной темы. Участникам предлагается заполнить таблицу с предложенными блоками вопросов;

-кластер — это графический прием систематизации материала. В центре рисуется овал, в котором записывается тема урока, вокруг располагаются крупные смысловые единицы, определяющие суть главного слова.

Преимущество данных методов визуализации — в большой информационной емкости, интегративности и универсальности, что позволяет уплотнить материал, систематизировать его, выявить существенные связи, перевести вербальную информацию в визуальную (образную).

На интерактивном учебном занятии по технологии модерации происходит обучение в сотрудничестве, обучение действием, что способствует осмыслению и ясному пониманию учебного материала и определяет активный статус новых знаний.

Результативность педагогического опыта.

В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации. Современный человек постоянно находится перед выбором. Ваш ребёнок должен будет выбирать профессию, друзей, место отдыха, жительства и т.д. В свой трудовой деятельности ваш ребёнок (как и вы сейчас, если хотите быть конкурентоспособными) должен видеть варианты выполнения своих обязанностей и выбирать наиболее продуктивные из них.

Условия для развития необходимых современному человеку качеств создаёт сегодняшние ФГОС НОО

Целью обучения школьников для меня-это достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений, и навыков. Под общим развитием понимаю целостное развитие ребёнка- его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья, причём каждому из этих компонентов придаю одинаково важное значение. Для меня на первый план выходят усвоение прочных знаний и умений посредством продвижения ребёнка в общем развитии. А это покажет и прямую зависимость качества обучения, жизненной успешности ребёнка от динамики его продвижения в общем развитии.

Важной особенностью является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребёнка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно – ориентированным, развивающим. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым». Вот почему, как мне кажется, в школе нет «главных» и «неглавных» предметов: каждый из предметов вносит свою, присущую ему лепту в общее развитие ребёнка и для кого-то явится тем предметом, который определит его дальнейшую жизнь.

Какое содержание осваивает ребёнок в классе?

Содержание строится с опорой на три кита:

1) цель – общее развитие каждого ребёнка;

2) учёт особенностей обучаемых;

3) ФГОС НОО.

Учитываю возрастные особенности обучаемых, в учебных курсах приоритет отдан эмоциональному фактору, который и даёт толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу.Учтена и такая особенность младших школьников, как синкретизм (слитность) мышления. Это потом, получив опыт обучения и жизненный опыт, ребёнок начнёт мыслить аналитически. Сначала он воспринимает мир целостно.Я воспользовалась этой способностью детей, предоставив для рассмотрения не отдельные факты и явления, а их связи, которые образуют доступное ребёнку целое.

Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Обучение не обещает ученикам лёгкой, беззаботной жизни. «Трудность», которую я предлагаю детям, рассчитана на её преодоление или самим учеником, или усилиями всего класса, или совместно с учителем.







5.Список литературы.

Используемая литература  и интернет-ресурсы:

1. http://ru.wikipedia.org

2. mailto:[email protected]

3. Яндекс. Презентация. Универсальные учебные действия (УУД).

4.Яндекс. Эффективные приемы, используемые на уроках в начальной школе.

5.Яндекс. Презентация «Развитие  коммуникативной компетенции  у детей младшего школьного возраста посредством использования  проблемно-диалогической технологии».

6.Пути повышения эффективности уроков по предметам в начальной школе.

Интернет-ресурсы.                      http://pedsovet.org

http://www. gramota.ru                  http://www. school.edu.ru  

http://www. vidod.edu.ru  

7.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.

8.Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.