Современные технологии формирования УУД на уроках литературного чтения
Выполнила учитель начальных классов МКОУ «Бабяковская СОШ №1» Егорушкина О.А.
Предназначение УУД: • обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; • обеспечивают целостность содержания образования.
Группы УУД
Личностные
Регулятивные
Знаково-
символические
Коммуникативные
Познавательные
Значение отдельных видов УУД
• Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся • Знаково-символические универсальные действия, обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала • Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей • Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности
Приёмы работы с информацией :
- Приёмы активного чтения
- Приёмы активизации ранее полученных знаний
- Приёмы графической организации учебного материала
- Приёмы, требующие творчества учащихся
- Методы и приёмы, используемые при групповой работе
Приёмы активного чтения:
- «Толстые и тонкие вопросы»
- «Чтение с остановками»
Приёмы активизации ранее полученных знаний :
- «Ассоциация»
- «Ключевые слова»
- «Да – нет-ка»
Приёмы графической организации учебного материала :
- «Составление кластера»
- «Перепутанные логические цепочки»
Приёмы, требующие творчества учащихся :
- «Синквейн» и «Диаманта»
- «Цветопись»
- «Пятиминутное эссе»
Методы и приёмы, используемые при групповой работе:
- « Шесть шляп критического мышления
- «Учебный мозговой штурм»
- «Письмо по кругу»
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Творческие задания практического действия
- Работа с иллюстрацией к тексту
- Рецензирование детьми созданных рисунков
- Моделирование обложки книги
Упражнения на определение смысловой структуры текста
- Подобрать к каждому заголовку ( пункту плана) соответствующую часть текста ( определить, где она заканчивается).
- Работа с деформированным текстом:
- собери рассыпанные слова в предложение;
- собери предложения из частей.
- Разбей текст на смысловые части. Выдели главную мысль в каждой смысловой части текста.
- Дополни предложение.
Упражнения на повышение уровня внимания и памяти:
- подчеркнуть в ряду буквы;
- найти среди буквенного набора слова, подчеркнуть их;
- найти общее понятие для слов каждого ряда;
- найди слово в слове;
- преобразуй слово;
- прочитай справа налево;
- восполнение пропусков букв в словах;
- поиск в тексте заданных слов;
- зрительные диктанты.
Задания творческого характера речевой деятельности
- Составление вопросов и тестов по данному тексту.
- Творческое пересказывание.
- Продолжение произведения (придумывание конца).
- Творческое сочинение.
- Словотворчество.
- Работа с читательским дневником.
- Письмо литературному герою. Письма любимым предметам.
Творческие задания игрового действия
- Работа с кроссвордами
- Составление викторин
- Драматизация
- Составление сказочных объявлений и телеграмм
- « Живые картинки»
Нестандартные уроки
- Урок – сказка
- Урок – путешествие
- Урок – КВН
- Урок – соревнование
- Урок – исследование
- Урок – деловая игра
- Урок – лекция
- Урок – экскурсия
Внеклассная работа:
РАБОТА С БИБЛИОТЕКОЙ
- тематические книжно - иллюстративные выставки;
- выставки к знаменательным и памятным датам;
- дискуссии;
- викторины и конкурсы рисунков;
- коллективное чтение;
- беседы;
- состязание чтецов;
- литературные гостиные;
- - библиотечные часы;
- - поэтические конкурсы:
Дневник читателя
- Цель ведения читательского дневника не только развить навыки чтения, привить любовь к книгам, но и развитие творческих способностей.
НАШЕ ТВОРЧЕСТВО
Виды театрализованной деятельности; -конкурсные программы; -игры.
Приглашаю на урок
I.
Вызов
«Филиппок»
«Косточка»
?
« Прыжок »
«Лев и собачка»
Л.Н.Толстой
О детях - «Лгун», «Косточка»
О поступках людей - «Акула»
О животных - «Лев и собачка»
-О чём или о ком будем читать, предположите, аргументируйте!
-Посмотрите видеофрагмент, подумайте, зачем я предложила его вашему вниманию
?
И
Б
Е
Д
Л
Е
-Расшифруйте слово, о чём можно догадаться?
Л.Н.Толстой «ЛЕБЕДИ»
ЗНАЕМ
ХОТИМ УЗНАТЬ
- Красивые
- Грациозные
- Величавые
- Верные
- Любящие
- О них слагают песни
УЗНАЛИ
- Как зимуют?
- Чем питаются?
- Как выращивают птенцов?
- Характер
- Повадки
ДОЗАПОЛНИТЬ МОЖНО ДОМА
II.
Осмысление информации.
Как лебеди живут, чем питаются, как выводят птенцов, научно-популярный текст
Случай с этими птицами, что-то поучительное
Тема:
По жизненному опыту, по мультфильму, по рассказу мамы…
По началу
?
По иллюстрации
По ключевым словам
По фамилии автора
По названию
чтение
Чтение учителем;
Слушание со слежением по тексту;
Чтение самостоятельное;
Чтение цепочкой;
Чтение с остановками.
Прием «Инсерт»
« V » - это уже известно
« – » - это противоречит представлению
« + » - это является интересным и
неожиданным
« ? » - неясно, возникло желание узнать
больше
Маркировка текста значками по мере его чтения
Приём толстых и тонких вопросов
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
- кто...
- когда...
- может...
- будет...
- мог ли...
- было ли...
- согласны ли вы...
- дайте объяснение, почему...
- почему вы думаете...
- почему вы считаете...
- предположите, что будет, если...
- что, если…
смелый
Молодой лебедь
целеустрем
лённый
Герои
произведения
верный
Корзина непонятных слов
Корзина антонимов
III.
Рефлексия
Не забыть вернуться к дереву предсказаний, корзине идей и т.д.
“ Синквейн”.
Правила написания синквейна:
- На 1 строчке записывается одно слово – существительное .
Это и есть тема синквейна.
- На 2 строчке надо написать два прилагательных , раскрывающих
тему синквейна.
- На 3 строчке записываются три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
- На 4 строчке размещается целая фраза , крылатое выражение,
с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме.
- 5 строчка – это слово-резюме ,которое позволяет выразить к теме
личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть
по – возможности эмоциональной.
Лебедь. Молодой, слабый. Отстал, спустился, отдыхал. Кто храбр - тот жив, кто смел - тот цел. Молодец!
Ночь.Месяц.Звёзды.
Яркие, далёкие.
Мерцают, волнуют, пугают.
Колдовские силы!
Темнота.
Эссе
Это свободное письмо (индивидуальные впечатления) на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации.
Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ, ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ!
Определяем тему урока
ДАХГЦНЩИЛЯ
ЧБЩАЙРМТУО
Д А Х Г Ц Н Щ И Л Я
Ч Б Щ А Й Р М Т У О
Сформулируйте задание
… .. Львовна Барто (1906-1981) …….. 17 февраля в Москве. В семье ветеринарного ….. . В детстве ………. танцами. ……. в хореографическом училище. Хотела ….. балериной. Но начала серьезно ………. литературной работой. Своими учителями считала В.В. Маяковского, К.И. ………. , С.Я. Маршака. …… ….. вышла в 1925 году
Восстановить биографию автора
Агния Львовна Барто (1906-1981) родилась 17 февраля в Москве. В семье ветеринарного врача. В детстве увлекалась танцами. Училась в хореографическом училище. Хотела стать балериной. Но начала серьезно заниматься литературной работой. Своими учителями считала В.В. Маяковского, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака. Первая книга вышла в 1925 году.
Сформулируйте задание
- Ф.И. Тютчев «Акула»
- Н.Н. Носов «Друг детства»
- Л.Н. Толстой «Зима не даром злится»
- В.Ю. Драгунский «Фантазеры»
Почему выделен данный автор и его произведение?
- Ф.И. Тютчев «Акула»
- Н.Н. Носов «Друг детства»
- Л.Н. Толстой «Зима не даром злится»
- В.Ю. Драгунский «Фантазеры»
- Сегодня будем его изучать .
- Фамилия автора и название его произведения начинается с одной буквы Д
Физкультминутка
- Присядьте столько раз, сколько Финист ясный сокол прилетал к Марьюшке.
- Наклонись столько раз, сколько Марьюшка приходила к Бабе Яге.
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану
- Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
- Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).