СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные технологии формирования УУД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы учителя

Просмотр содержимого документа
«Современные технологии формирования УУД»

Современные технологии формирования УУД на уроках литературного чтения Выполнила учитель начальных классов МКОУ «Бабяковская СОШ №1» Егорушкина О.А.

Современные технологии формирования УУД на уроках литературного чтения

Выполнила учитель начальных классов МКОУ «Бабяковская СОШ №1» Егорушкина О.А.

Предназначение УУД:   • обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;  • обеспечивают целостность содержания образования.

Предназначение УУД: обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; обеспечивают целостность содержания образования.

Группы УУД Личностные Регулятивные Знаково- символические Коммуникативные Познавательные

Группы УУД

Личностные

Регулятивные

Знаково-

символические

Коммуникативные

Познавательные

Значение отдельных видов УУД • Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся   •  Знаково-символические универсальные действия, обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала   •  Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей  • Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности

Значение отдельных видов УУД

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся Знаково-символические универсальные действия, обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей • Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности

Приёмы работы с информацией : Приёмы активного чтения Приёмы активизации ранее полученных знаний Приёмы графической организации учебного материала Приёмы, требующие творчества учащихся Методы и приёмы, используемые при групповой работе

Приёмы работы с информацией :

  • Приёмы активного чтения
  • Приёмы активизации ранее полученных знаний
  • Приёмы графической организации учебного материала
  • Приёмы, требующие творчества учащихся
  • Методы и приёмы, используемые при групповой работе
 Приёмы активного чтения:      « Чтение с пометами»  «Толстые и тонкие вопросы»  «Чтение с остановками» Приёмы активизации ранее полученных знаний :  «Ассоциация»  «Ключевые слова»  «Да – нет-ка» Приёмы графической организации учебного материала :  «Составление кластера»  «Перепутанные логические цепочки» Приёмы, требующие творчества учащихся :  «Синквейн» и «Диаманта»  «Цветопись»  «Пятиминутное эссе» Методы и приёмы, используемые при групповой работе:  « Шесть шляп критического мышления  «Учебный мозговой штурм»  «Письмо по кругу»

Приёмы активного чтения:

  • « Чтение с пометами»
  • «Толстые и тонкие вопросы»
  • «Чтение с остановками»

Приёмы активизации ранее полученных знаний :

  • «Ассоциация»
  • «Ключевые слова»
  • «Да – нет-ка»

Приёмы графической организации учебного материала :

  • «Составление кластера»
  • «Перепутанные логические цепочки»

Приёмы, требующие творчества учащихся :

  • «Синквейн» и «Диаманта»
  • «Цветопись»
  • «Пятиминутное эссе»

Методы и приёмы, используемые при групповой работе:

  • « Шесть шляп критического мышления
  • «Учебный мозговой штурм»
  • «Письмо по кругу»

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ   Творческие задания практического действия Работа с иллюстрацией к тексту  Рецензирование детьми созданных рисунков  Лепка и аппликация  Моделирование обложки книги  Книжки – самоделки

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Творческие задания практического действия

  • Работа с иллюстрацией к тексту
  • Рецензирование детьми созданных рисунков
  • Лепка и аппликация
  • Моделирование обложки книги
  • Книжки – самоделки
Упражнения на определение смысловой структуры текста  Подобрать к каждому заголовку ( пункту плана) соответствующую часть текста ( определить, где она заканчивается).  Работа с деформированным текстом:  - собери рассыпанные слова в предложение;  - собери предложения из частей.  Разбей текст на смысловые части. Выдели главную мысль в каждой смысловой части текста.  Дополни предложение.

Упражнения на определение смысловой структуры текста

  • Подобрать к каждому заголовку ( пункту плана) соответствующую часть текста ( определить, где она заканчивается).
  • Работа с деформированным текстом:

- собери рассыпанные слова в предложение;

- собери предложения из частей.

  • Разбей текст на смысловые части. Выдели главную мысль в каждой смысловой части текста.
  • Дополни предложение.
Упражнения на повышение уровня внимания и памяти: подчеркнуть в ряду буквы;  найти среди буквенного набора слова, подчеркнуть их;  найти общее понятие для слов каждого ряда;  найди слово в слове;  преобразуй слово;  прочитай справа налево;  восполнение пропусков букв в словах;  поиск в тексте заданных слов;  зрительные диктанты.

Упражнения на повышение уровня внимания и памяти:

  • подчеркнуть в ряду буквы;
  • найти среди буквенного набора слова, подчеркнуть их;
  • найти общее понятие для слов каждого ряда;
  • найди слово в слове;
  • преобразуй слово;
  • прочитай справа налево;
  • восполнение пропусков букв в словах;
  • поиск в тексте заданных слов;
  • зрительные диктанты.
Задания творческого характера речевой деятельности  Составление вопросов и тестов по данному тексту.  Творческое пересказывание.  Продолжение произведения (придумывание конца).  Творческое сочинение.  Словотворчество.  Работа с читательским дневником.  Письмо литературному герою. Письма любимым предметам.

Задания творческого характера речевой деятельности

  • Составление вопросов и тестов по данному тексту.
  • Творческое пересказывание.
  • Продолжение произведения (придумывание конца).
  • Творческое сочинение.
  • Словотворчество.
  • Работа с читательским дневником.
  • Письмо литературному герою. Письма любимым предметам.
Творческие задания игрового действия  Работа с кроссвордами  Составление викторин  Драматизация  Составление сказочных объявлений и телеграмм  « Живые картинки»

Творческие задания игрового действия

  • Работа с кроссвордами
  • Составление викторин
  • Драматизация
  • Составление сказочных объявлений и телеграмм
  • « Живые картинки»
Нестандартные уроки Урок – сказка  Урок – путешествие  Урок – КВН  Урок – соревнование  Урок – исследование  Урок – деловая игра  Урок – лекция  Урок – экскурсия

Нестандартные уроки

  • Урок – сказка
  • Урок – путешествие
  • Урок – КВН
  • Урок – соревнование
  • Урок – исследование
  • Урок – деловая игра
  • Урок – лекция
  • Урок – экскурсия
Внеклассная работа: Работа с родителями Работа с библиотекой Внеклассные мероприятия

Внеклассная работа:

  • Работа с родителями
  • Работа с библиотекой
  • Внеклассные мероприятия
РАБОТА С БИБЛИОТЕКОЙ  тематические книжно - иллюстративные выставки;  выставки к знаменательным и памятным датам; дискуссии; викторины и конкурсы рисунков; коллективное чтение; беседы; состязание чтецов; литературные гостиные;  - библиотечные часы; - поэтические конкурсы:

РАБОТА С БИБЛИОТЕКОЙ

  • тематические книжно - иллюстративные выставки;
  • выставки к знаменательным и памятным датам;
  • дискуссии;
  • викторины и конкурсы рисунков;
  • коллективное чтение;
  • беседы;
  • состязание чтецов;
  • литературные гостиные;
  • - библиотечные часы;
  • - поэтические конкурсы:
Дневник читателя Цель ведения читательского дневника не только развить навыки чтения, привить любовь к книгам, но и развитие творческих способностей.

Дневник читателя

  • Цель ведения читательского дневника не только развить навыки чтения, привить любовь к книгам, но и развитие творческих способностей.
НАШЕ ТВОРЧЕСТВО

НАШЕ ТВОРЧЕСТВО

Виды театрализованной деятельности;  -конкурсные программы;  -игры.

Виды театрализованной деятельности; -конкурсные программы; -игры.

Приглашаю   на урок

Приглашаю на урок

I. Вызов

I.

Вызов

«Филиппок» «Косточка» ? « Прыжок » «Лев и собачка»

«Филиппок»

«Косточка»

?

« Прыжок »

«Лев и собачка»

Л.Н.Толстой

Л.Н.Толстой

О детях - «Лгун», «Косточка» О поступках людей - «Акула» О животных - «Лев и собачка» -О чём или о ком будем читать, предположите, аргументируйте!

О детях - «Лгун», «Косточка»

О поступках людей - «Акула»

О животных - «Лев и собачка»

-О чём или о ком будем читать, предположите, аргументируйте!

-Посмотрите видеофрагмент, подумайте, зачем я предложила его вашему вниманию ?

-Посмотрите видеофрагмент, подумайте, зачем я предложила его вашему вниманию

?

И Б Е Д Л Е -Расшифруйте слово, о чём можно догадаться?

И

Б

Е

Д

Л

Е

-Расшифруйте слово, о чём можно догадаться?

Л.Н.Толстой  «ЛЕБЕДИ»

Л.Н.Толстой «ЛЕБЕДИ»

ЗНАЕМ ХОТИМ УЗНАТЬ Красивые Грациозные Величавые Верные Любящие О них слагают песни УЗНАЛИ Как зимуют? Чем питаются? Как выращивают птенцов? Характер Повадки ДОЗАПОЛНИТЬ МОЖНО ДОМА

ЗНАЕМ

ХОТИМ УЗНАТЬ

  • Красивые
  • Грациозные
  • Величавые
  • Верные
  • Любящие
  • О них слагают песни

УЗНАЛИ

  • Как зимуют?
  • Чем питаются?
  • Как выращивают птенцов?
  • Характер
  • Повадки

ДОЗАПОЛНИТЬ МОЖНО ДОМА

II. Осмысление информации.

II.

Осмысление информации.

Как лебеди живут, чем питаются, как выводят птенцов, научно-популярный текст Случай с этими птицами, что-то поучительное Тема: По жизненному опыту, по мультфильму, по рассказу мамы… По началу ? По иллюстрации По ключевым словам По фамилии автора По названию

Как лебеди живут, чем питаются, как выводят птенцов, научно-популярный текст

Случай с этими птицами, что-то поучительное

Тема:

По жизненному опыту, по мультфильму, по рассказу мамы…

По началу

?

По иллюстрации

По ключевым словам

По фамилии автора

По названию

чтение Чтение учителем; Слушание со слежением по тексту; Чтение самостоятельное; Чтение цепочкой; Чтение с остановками.

чтение

Чтение учителем;

Слушание со слежением по тексту;

Чтение самостоятельное;

Чтение цепочкой;

Чтение с остановками.

Прием «Инсерт» « V » - это уже известно « – » - это противоречит представлению « + » - это является интересным и  неожиданным  « ? » - неясно, возникло желание узнать  больше Маркировка текста значками по мере его чтения

Прием «Инсерт»

« V » - это уже известно

« » - это противоречит представлению

« + » - это является интересным и

неожиданным

« ? » - неясно, возникло желание узнать

больше

Маркировка текста значками по мере его чтения

Приём толстых и тонких вопросов Тонкие вопросы Толстые вопросы кто... когда... может... будет... мог ли... было ли... согласны ли вы... дайте объяснение, почему... почему вы думаете... почему вы считаете... предположите, что будет, если... что, если…

Приём толстых и тонких вопросов

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

  • кто...
  • когда...
  • может...
  • будет...
  • мог ли...
  • было ли...
  • согласны ли вы...
  • дайте объяснение, почему...
  • почему вы думаете...
  • почему вы считаете...
  • предположите, что будет, если...
  • что, если…
смелый Молодой лебедь целеустрем лённый Герои произведения верный

смелый

Молодой лебедь

целеустрем

лённый

Герои

произведения

верный

Корзина непонятных слов Корзина антонимов

Корзина непонятных слов

Корзина антонимов

III. Рефлексия Не забыть вернуться к дереву предсказаний, корзине идей и т.д.

III.

Рефлексия

Не забыть вернуться к дереву предсказаний, корзине идей и т.д.

“ Синквейн”. Правила написания синквейна: На 1 строчке записывается одно слово – существительное .  Это и есть тема синквейна.  На 2 строчке надо написать два прилагательных , раскрывающих  тему синквейна.  На 3 строчке записываются три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.  На 4 строчке размещается целая фраза , крылатое выражение,   с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме.  5 строчка – это слово-резюме ,которое позволяет выразить к теме  личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть  по – возможности эмоциональной.

Синквейн”.

Правила написания синквейна:

  • На 1 строчке записывается одно слово – существительное .

Это и есть тема синквейна.

  • На 2 строчке надо написать два прилагательных , раскрывающих

тему синквейна.

  • На 3 строчке записываются три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

  • На 4 строчке размещается целая фраза , крылатое выражение,

с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме.

  • 5 строчка – это слово-резюме ,которое позволяет выразить к теме

личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть

по – возможности эмоциональной.

Лебедь.  Молодой, слабый.  Отстал, спустился, отдыхал.  Кто храбр - тот жив, кто смел - тот цел.  Молодец!     Ночь.Месяц.Звёзды. Яркие, далёкие. Мерцают, волнуют, пугают. Колдовские силы! Темнота.

Лебедь. Молодой, слабый. Отстал, спустился, отдыхал. Кто храбр - тот жив, кто смел - тот цел. Молодец!

Ночь.Месяц.Звёзды.

Яркие, далёкие.

Мерцают, волнуют, пугают.

Колдовские силы!

Темнота.

Эссе  Это свободное письмо (индивидуальные впечатления) на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации.   Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Эссе

Это свободное письмо (индивидуальные впечатления) на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации.

Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ, ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ!

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ, ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ!

Определяем тему урока ДАХГЦНЩИЛЯ ЧБЩАЙРМТУО

Определяем тему урока

ДАХГЦНЩИЛЯ

ЧБЩАЙРМТУО

Д А Х Г Ц Н Щ И Л Я Ч Б Щ А Й Р М Т У О

Д А Х Г Ц Н Щ И Л Я

Ч Б Щ А Й Р М Т У О

Сформулируйте задание … .. Львовна Барто (1906-1981) …….. 17 февраля в Москве. В семье ветеринарного ….. . В детстве ………. танцами. ……. в хореографическом училище. Хотела ….. балериной. Но начала серьезно ………. литературной работой. Своими учителями считала В.В. Маяковского, К.И. ………. , С.Я. Маршака. …… ….. вышла в 1925 году

Сформулируйте задание

… .. Львовна Барто (1906-1981) …….. 17 февраля в Москве. В семье ветеринарного ….. . В детстве ………. танцами. ……. в хореографическом училище. Хотела ….. балериной. Но начала серьезно ………. литературной работой. Своими учителями считала В.В. Маяковского, К.И. ………. , С.Я. Маршака. …… ….. вышла в 1925 году

Восстановить биографию автора Агния Львовна Барто (1906-1981) родилась 17 февраля в Москве. В семье ветеринарного врача. В детстве увлекалась танцами. Училась в хореографическом училище. Хотела стать балериной. Но начала серьезно заниматься литературной работой. Своими учителями считала В.В. Маяковского, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака. Первая книга вышла в 1925 году.

Восстановить биографию автора

Агния Львовна Барто (1906-1981) родилась 17 февраля в Москве. В семье ветеринарного врача. В детстве увлекалась танцами. Училась в хореографическом училище. Хотела стать балериной. Но начала серьезно заниматься литературной работой. Своими учителями считала В.В. Маяковского, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака. Первая книга вышла в 1925 году.

Сформулируйте задание  Ф.И. Тютчев «Акула»  Н.Н. Носов «Друг детства» Л.Н. Толстой «Зима не даром злится» В.Ю. Драгунский «Фантазеры»

Сформулируйте задание

  • Ф.И. Тютчев «Акула»
  • Н.Н. Носов «Друг детства»
  • Л.Н. Толстой «Зима не даром злится»
  • В.Ю. Драгунский «Фантазеры»
Почему выделен данный автор и его произведение?  Ф.И. Тютчев «Акула»  Н.Н. Носов «Друг детства» Л.Н. Толстой «Зима не даром злится» В.Ю. Драгунский «Фантазеры» Сегодня будем его изучать . Фамилия автора и название его произведения начинается с одной буквы Д

Почему выделен данный автор и его произведение?

  • Ф.И. Тютчев «Акула»
  • Н.Н. Носов «Друг детства»
  • Л.Н. Толстой «Зима не даром злится»
  • В.Ю. Драгунский «Фантазеры»
  • Сегодня будем его изучать .
  • Фамилия автора и название его произведения начинается с одной буквы Д
Физкультминутка Присядьте столько раз, сколько Финист ясный сокол прилетал к Марьюшке. Наклонись столько раз, сколько Марьюшка приходила к Бабе Яге.

Физкультминутка

  • Присядьте столько раз, сколько Финист ясный сокол прилетал к Марьюшке.
  • Наклонись столько раз, сколько Марьюшка приходила к Бабе Яге.
Регулятивные УУД:   определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану
  • Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:   ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
  • Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:   оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!