СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание учителем условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Создание учителем условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта. (2)»

Создание учителем условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта.

Я в качестве классного руководителя успешно работает уже 33 года. За время работы в школе была классным руководителем : 5 «А»- 10 «А» с1987 по 1993г , 5 «А»- 11 «А» с1995 по 2002год , 5 «А» - 11 «А» с 2002 по 2009 год.,5»А »-11»А» с 2009 по 2016, 5»Д с 2015года Сейчас являюсь классным руководителем 8 «Д» класса. Когда ребята приходили в 5 класс, моей задачей было: сохранить «лицо» класса, сформированного в начальной школе, обеспечить скорейшею адаптацию ребят в среднем звене и развить интеллектуальный потенциал класса. Лучше узнать ребят на I этапе помогала диагностика и анкетирование. Стараюсь всегда работает вместе с психологом школы. Анализ диагностики и анкетирования помогал правильно ставить воспитательные задачи, которые необходимо было решать, и давал мне возможность правильно выбирать методы реализации этих задач.

Классы , в которых я работаю, очень активные в учебной деятельности, инициативные в общественной жизни. Мне приходиться много своего времени отдавать детям. В классе у меня каждый ученик знает, за что он отвечает. Выпуск «Молний» о учебе, о результатах трудовых десантов, о достижениях в спорте, листов здоровья и др. говорит о том , что дети не безразличны к своей жизни в классе. Поездки, экскурсии, походы, проведение различных воспитательных мероприятий у нее направлены на воспитание общественно – активной личности, умеющей отстаивать свои взгляды. Я понимала, что время диктует отказаться от педагогики авторитаризма и насилия и дать обществу свободного человека, хозяина собственной судьбы. Очевидно, что успешно интегрироваться в современное общество, стремится к его совершенствованию, а заодно к совершенствованию и реализации самого себя может только человек, с развитым мотивом достижения. И это стало главным в мой воспитательной работе. Если ребёнок не может утвердиться в учёбе, ее задача была - помочь ему, найти дело по душе, по способностям, по интересам, чтобы он смог почувствовать себя в нём достойным человеком. Я всегда отмечаю , что у ребенка могут быть разные признаки одаренности и стараюсь увидеть и развить в меру психологических возможностей эти задатки.

Я создала свою воспитательную систему и назвала её «Успех».


Концепция воспитательной системы «Успех» учителя МОУ СОШ №1 г. Лиски Воронежской области Ждановой Ольги Анатольевны

Цель воспитательной системы: Формирование личности с позитивной мотивационной направленностью и с высоким уровнем потребностей в достижении успеха.

Задачи:

1.Создать условия для возможности достижения значимых результатов в деятельности ребенка и коллектива в целом.

2. Выявление потенциала личности учащегося .

3. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся .

4.Дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижений, осознать свои возможности, поверить в себя.

5.Воспитывать нравственные качества , формировать человека нацеленного на совершенствование общества.

6.Стремление сделать здоровый образ жизни нормой жизни.(приложение1)

Чтобы правильно ставить воспитательные задачи я проводит различные диагностики. Результаты их учитываю при построении своей воспитательной работы.

Мониторинг позволяет проследить и изучить внутреннее состояние ребенка, выявить его отношение к учебной задаче, к цели и обстоятельствам осуществляемой им деятельности .Дает возможность выяснить причины неудач школьника и наметить пути индивидуальной работы с ним и ,главное, определить вид поддержки.

Мониторинг успеваемости, качества знаний, степень обученности класса за последние три года.

Смооценка – это оценка ребенка самого себя , своих возможностей. Качеств и места среди людей .Она является важным регулятором поведения личности. От самооценки зависит взаимоотношения ребенка с окружающим его коллективом, его критичности. Требовательности к себе , отношение к успехам и неудачам .Поэтому я уделяет большое внимание самооценке своих учеников. В режиме мониторинга отслеживается уровень оценки ученика (по Дембо-Рубенштейну). Ученикам предлагаться оценить себя от 0% до 100% по предложенным критериям: здоровье, красота, умелые руки, авторитет у товарищей, счастье, ум. (Приложение №3) . На протяжении всего обучения прослеживают уровень воспитанности учащихся. На основании этой диагностики прослеживаю изменения в личности учащегося и, в связи с этим, меняю или корректирую поставленные воспитательные задачи. Изменение уровня воспитанности с начало прослеживаю каждого учащегося, чтобы увидеть какую индивидуальную работу необходимо проводить с каждым учащимся, а затем анализирую показатели всего класса (Приложение №4) . Каждый провожу тестирование на определения социального статуса своих учеников ( Приложение№5).Эта воспитательная система оправдывает себя . Коллектив класса сплочен. Ребята активно участвуют во всех мероприятиях школы и города, защищая честь школы и класса. Это и подготовка , активное участие в проведении таких традиционных праздников как « День учителя», « Новый год», «Встреча с выпускниками нашей школы», « День защитника отечества», « 8 марта»и др. Ни один районный смотр художественной самодеятельности школы не прошел без участия ребят. Они участвовали в муниципальном конкурсе на лучший литературный праздник , посвященный Году книги Воронежской области , где заняли 1 место, принимали участие в работе детско- ветеранского единения, где одна из учениц была командиром отряда и была отмечена грамотой за боевой дух и умение вести за собой коллектив. Участвовали в областной акции « Будущее без наркотиков», в работе школы гражданского становления личности. Учащиеся имеют много грамот за участие в различных олимпиадах и конкурсах. Класс был победителем школьного конкурса « Самый классный класс». За все время работы учащиеся не имели правонарушений.

Губернаторский резерв. Отбор кандидатов для включения в программу был произведён на основе рейтинга успешности выпускников общеобразовательных школ, который формировался с опорой на суммарный балл результатов ЕГЭ по четырем предметам учебного плана. На основе полученных результатов отбор прошли 7 выпускников из социально незащищенных семей области. Во время обучения будущие специалисты становятся членами интеллектуального "Губернаторского клуба", регулярно участвуют во встречах и обсуждениях с губернатором, членами правительства, промышленной и бизнес- элитой региона. Ученица Насонова Татьяна , которая одна из семи выпускников области прошла отбор ,вошла в программу «Губернаторский резерв».

Голева Юлиана- лауреат районного конкурса по поддержке талантливой молодежи в номинации « Учебная научно-исследовательская деятельность»,Железняк Олег - лауреат районного конкурса по поддержке талантливой молодежи в номинации «Любительский спорт».Чернова Ангелина и Железняк Олег получали губернаторскую степендию .





Концепция воспитательной системы «Успех» учителя МОУ СОШ №1 г. Лиски Воронежской области Ждановой Ольги Анатольевны .



Цель воспитательной системы: Формирование личности с позитивной мотивационной направленностью и с высоким уровнем потребностей в достижении успеха.

Задачи:

1.Создать условия для возможности достижения значимых результатов в деятельности ребенка и коллектива в целом.

2. Выявление потенциала личности учащегося .

3. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся .

4.Дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижений, осознать свои возможности, поверить в себя.

5.Воспитывать нравственные качества , формировать человека нацеленного на совершенствование общества.

6.Стремление сделать здоровый образ жизни нормой жизни.(приложение1)

Принципы построения воспитательной системы:

1.Принимать ребенка таким ,каков он есть.

2.Учитывать возрастные особенности учащегося.

3.Работать вместе, решать проблемы вместе, учиться вместе

4.Открытость и доброжелательность во всем.

Создание ситуации успеха для личностного развития .С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от того . что результат . которому стремилась личность в своей деятельности . либо совпадал с ее ожиданиями . надеждами .либо превзошел их. С педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетаний условий , при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности . так и коллектива в целом. Ситуация – это создание условий . которые обеспечивают успех . сам успех – результат подобной ситуации.

Задачи учителя:

  • Дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения.

  • Осознать свои возможности .

  • Поверить в себя.

Переживания учеником ситуации успеха:

1.повышает мотивацию и развивает познавательные интересы , позволяет ученику почувствовать удовлетворение от деятельности;

2. стимулирует к высокой результативности труда ;

3. корректирует личностные особенности такие ,как тревожность, неуверенность , самооценку;

4. развивает инициативность , креативность, активность;

5.поддерживает в классе благоприятный психологический климат.


Технологические операции создания успеха:

1.снятие страха

2.скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности;

3.авансирование успешного результата;

4.мобилизация активности или педагогическое внушение;

5.внесение мотива;

6.персональная исключительность.

Высокая оценка детали


Критерии личности

Характеристика

1.Целеустремленность


2.Организованность

Планомерное, последовательное стремление к цели и самоконтроль.

3.Конструктивное отношение к жизни

Создание положительного настроя даже в критических ситуациях. Превращение проблем в задачи и получения удовольствия от их решения

4.Компетентность

Способность применять некие знания для достижения цели



Успешный человек =Позитив + ответственность + умение и привычка ставить цели + направленность на результат = здоровье и энергетика + воля =развитое мышление + креатив.

Показатели успешности гуманно – личностного процесса


1

Успешность личности

Умственные способности



.Положительная динамика академической успеваемости.

2.Развитие интеллектуально – познавательной сферы (интеллект)

3

Социум

Ценностные ориентиры

.Формирование ключевых компетенций.

4.Становление моральных способностей (воспитанности)

5. Общее личностное развитие.


Умственные способности.


1.Достижения в учебе.


2.Интелект.



Классный руководитель

дети

Родители

5-7

класс

Тестирование: темперамент ,интеллект.

Мониторинг обученности

Анкетирование: ситуация в семье, тип семейных отношений, диагностика тревожности.

Определение нормы учебной нагрузки.

Кл. ч. «Я пятиклассник»,познавательные экскурсии ,создание научного общества в классе подведение итогов успеваемости, в конце года кл . ч. «Наши успехи».

Участие в олимпиадах ,конкурсах, оформление предметных газет, разработка и защита различных проектов, написание докладов, участие в предметных КВН и играх.

Оформление портфолио.

Кл. род. соб:

1.Трудности адаптации пятиклассника к школе.

2.О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника.


8-9 класс

Тестирование :интеллект (Вандерлиг),мониторинг обученности.

Интерактивные игры, проведение предметных недель

Участие в олимпиадах. конкурсах, научно – исследовательской деятельности, подготовка к экзаменам, ведение портфолио.


Кл. род. соб:

1 . «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам».

2. «Вопросы, которые нас волнуют: трудный диалог с учебой».

10-11

класс

Мониторинг обученности, тестирование на интеллект (Вандерлиг).

Интеллектуальные игры.

Участие в олимпиадах и конкурсах, выполнение различных заданий высокого мыслительного уровня.

Кл. род. соб:

1. «Выпускной не за горами».

2

.«Особенности организации учебного труда школьников в 10 классе, роль родителей в этом процессе».



Ценностные ориентиры.


1. Патриотизм.

2.Адекватная самооценка.

3. Необходимый уровень воспитанности.

4.Умение отстаивать свои взгляды и убеждения.

5.Активная жизненная позиция.



Классный руководитель

Дети

Родители

5-7

Класс

Тестирование :самооценка.

Кл. ч «Моя школа», «Край мой родной»,

«Они защищали Родину», кл .ч. цикла духовно – нравственного развития: а) доброта; б) дружба.

Экскурсии по родному краю.

Посещение краеведческого музея города, участие в акции «Доброе сердце» и «Милосердие». Работа над летописью нашего края, создание родословного древа семьи. Изучение прав и обязанностей школьника. Изучение правил поведения: 1) умение вести себя на улицах и общественных местах, 2) поведение на природе.

Род. соб: « Первые проблемы подросткового возраста»,

«Агрессия ее причины и последствия»,

Организация родительского комитета и вовлечение родителей в дела класса.

8-9

Класс

Тестирование : самооценка(по

Дембо-Рубинштейну)

Кл. ч. цикла «Судьба и Родина едины»

Кл.ч. цикла духовно – нравственного развития: любовь.

Кл.ч. цикла «Профессия моих родителей».

Участие в акции « Гражданин».

Работа над летописью нашего края.

Посещение театров и выставок.

Знакомство с работой предприятий города, с разными профессиями.

Род. соб:

«Как уберечь подростка от насилия», «Ваш ребенок влюбился..»,

«Курение и статистика»,


10-11

класс

Тестирование: самооценка (по Дембо- Рубенштейну).

Кл.ч. цикла «Что значит быть культурным человеком», «Экологические проблемы страны и родного края»


Посещение музеев ,театров и выставок.


Род. соб:

«Характер моего ребенка», «Закон и ответственность»

«Ответственность, самооценка и контроль. Как их в себе развить?»


Социум.

1.Взаимовыручка.

2.Взаимопонимание.

3.Толерантность.

4.Критичность к себе.

5.Умение противостоять негативным проявлениям.

6.Способность отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом к своему собеседнику.



Классный руководитель

Дети

Родители

5-7

Класс

Профилактика травматизма первая медицинская помощь.

Тестирование : социометрия. Выявление интересов и склонностей.

Реклама кружков секций.

Кл. ч: « Мои увлечения»

Экологические десанты Аэрофитомодуль. Развитие органов самоуправлении- программа «Лидер».Ведение портфолио.

Род. соб: « Первые проблемы подросткового возраста»,

«Агрессия ее причины и последствия»,

Организация родительского комитета и вовлечение родителей в дела класса.

8-9

Класс

Тестирование : социометрия. Экскурсии в театры. Мониторинг «Свободное время учащихся».

Тестирование: «Выявление интересов и склонностей».

Экологические десанты, акция «Сделай микрорайон чище».

Участие в спортивных праздниках, соревнованиях. День здоровья.

Ведение порфолио.

Род. соб:

«Как уберечь подростка от насилия», «Ваш ребенок влюбился..»,

«Курение и статистика»,

«Склонности и интересы в выборе профессии».


10-11

класс

Тестирование: социометрия.

Кл.ч. цикл «Я и моя будущая профессия», «Мы говорим наркотикам – нет !», анкета выявления уровня безопасности в классе и в школе.

«Спид – реальность или миф?»

Участие в акции « Сделай микрорайон чище», экологический десант.


Род. соб:

«Об этом с тревогой говорят родители. Наркомания. Что нужно знать».

«Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения».

« Профессии, которые выбирают наши дети».



Приложение №3.

Самооценка учащихся класса и ее мониторинг.




2013-2014

2014-2015

2015-2016

Высокий

78%

86%

86%

Средний

22%

14%

14%

Низкий

0%

0%

0%

1-высокая;;2- средняя; 3- низкая.

Отборка данных: ( здоровье не учитывается) . Самооценка = сумма значений по 5 критериям . Средняя величина самооценки 45- 55%. Мы видим ,что в данном классе высокая самооценка.

Так же в режиме мониторинга отслеживается уровень социального статуса ученика. Социальный статус ученика заполняется на основе результатов социометрии по вопросам:

-Кого бы ты пригласил на день рождения (3 чел.)

-Кого бы ты взял работать с собой в кооператив ,где надо работать и честно делить деньги поровну.

-Кого бы ты назвал «Умелые руки»

-Кого бы ты назвал организатором класса.

- Кого бы ты взял с собой в поход.

-Кого бы ты взял из класса на конкурс « Веселый праздник».

По приведенному ниже графику видно , что « одиночества» в классе не было и нет , а процент учеников с низким статусом личности уменьшился с 17% до 14%



Приложение №4.

Уровень воспитанности класса.


1 . уровень воспитанности каждого ученика(за 3 года), например :



2.Показатели класса ( 3 года):











3. Уровень воспитанности класса:



Уровень воспитанности:

касс

высокий

средний

низкий

7 класс

27%

73%

0%

8класс

32%

68%

0%

9класс

31%

68%

0%

10класс

21%

79%

0%

11класс

33%

67%

0%













Приложение№5.

Социометрия класса:



2013-

2014


2014-2015


2015-2016

высокий

46%

46%

46%

средний

38%

42%

42%

низкий

17%

14%

14%

1 ряд- высокий

2 ряд – средний

3 ряд - низкий