СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальная индивидуальная программа развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа описывает рутинные ежедневные действия ребенка и ухаживающего, дробит на элементарные этапы каждое действие, создавая среду, в которой можно найти этап запавшей функции организма.

Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития»

4. Содержание образования в условиях организации и семьи

4.1. Базовые учебные действия


Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Формирование учебного поведения




- поддержание правильной позы во время занятия

- ровно лежит в течение 2 минут

- сидит при поддержке спины и головы взрослым

- может сидеть в коляске за столом в течение 1 занятия

-

+

+

+


- направленность взгляда:



  • на говорящего взрослого в течение 5 минут

+


  • на задание в течение 10 секунд

+


- выполнение инструкций педагога:



  • «Зажми»

  • «Удержи»

+

+


  • «Отпусти»

-


  • «Тянись за руку с поворотом лежа вправо»

-


  • «Тянись за руку с поворотом лежа влево»

-


  • «Посмотри»

  • «Включи»

  • «Выключи»

  • «Роняй»

  • «Свали на бок»


+

-

-

+

+


- использование по назначению учебных материалов

  • Листать страницы книги

  • Удерживать взгляд на картинках


+

-


- выполнение действия



  • манипуляции тела

  • по подражанию

+

+


  • по образцу

+


  • по упрощенной словесной инструкции

+


- выполнение задания от начала до конца

-


- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

-


Коррекция поведенческих проблем




- коррекция негативизма

-


- коррекция неадекватного крика, смеха

-


- коррекция аффективных вспышек

-






4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.

Содержание

1 полугодие

2 полугодие


Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация


Коммуникация



Установление контакта



- установление зрительного контакта

+


- приветствие собеседника в ответ на его приветствие:

взглядом

улыбкой

движением тела

жест

словом (привет, доброе утро)

фразой (Олеся, привет и др.)

+

+

+

-

-

-


Поддержание контакта

+


- поддержание зрительного контакта

+


- выражение своих желаний:

движением тела

жестами

эмоциями

словом

предложением


+

-

-

-

-


- выражение согласия:

улыбка

активность двигательная

жестом (кивок головы)

словом «Да»

+

+

-

-


Завершение контакта



- прощание с собеседником

взгляд

улыбка

движением тела

жестом

словом (пока, до свидания)

фразой (Олеся, пока и др.)


+

+

+

-

-

-


Развитие речи



Устная речь



Импрессивная речь



- понимание названий предметов по темам:

«Мебель»

«Одежда»

«Обувь»

«Посуда»

«Бытовая техника»

«Инструменты»

«Насекомые»

«Грибы»

«Ягоды»

«Игрушки»

-

-

-

-

+

+

-

-

-

+


- понимание обобщающих понятий:

  • мебель

  • одежда

  • обувь

  • посуда

  • бытовая техника

  • инструменты

  • насекомые

  • грибы

  • ягоды

  • игрушки

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

+


- соотнесение предметов с их изображениями:

  • бытовая техника

  • игрушки

  • инструменты

  • транспорт

+

+

+

+


- понимание названий действий:

  • включи

  • выключи

  • открой

  • закрой

  • толкай

  • тяни

  • складывай

  • вынимай

  • развязать

  • поднимать

+

+

+

+

+

+

-

-

-

-


- понимание прилагательных:

  • большой

  • маленький

  • длинный

  • короткий

-

-

-

-


-понимание направлений:

  • вперед

  • назад

  • вниз

  • вверх

+

+

+

+


- понимание наречий:

  • громко

  • тихо

  • быстро

  • медленно

+

+

+

+



- понимание местоимений:

  • он

  • она

  • они

-

-

-



- понимание предлогов:

  • на

  • под

  • в

-

-

-



- понимание простых распространенных предложений (Собака спит в будке и др.)


-



Экспрессивная речь



- употребление названий предметов по темам:

«Мебель»

«Одежда»

«Обувь»

«Посуда»

«Бытовая техника»

«Насекомые»

«Грибы»

«Ягоды»

-

-

-

-

-

-

-

-


- употребление обобщающих понятий:

  • мебель

  • одежда

  • обувь

  • посуда

  • бытовая техника

  • насекомые

  • грибы

  • ягоды

-

-

-

-

-

-

-

-


- употребление названий действий

-


- употребление прилагательных:

  • большой

  • маленький

  • длинный

  • короткий

-

-

-

-


- употребление наречий:

  • громко

  • тихо

  • быстро

  • медленно

-

-

-

-


- употребление местоимений:

  • он

  • она

  • они

-

-

-


- употребление предлогов:

  • на

  • под

  • в


-

-

-


- употребление простых распространенных предложений (Собака спит в будке и др.)

-


- ответы на вопросы по содержанию текста

-


- определение последовательности событий


-



Математические представления


Количественные представления



- нахождение одинаковых объектов:



  • предметов

-


  • изображений

-


- различение множеств



  • один

-


  • много

-


  • пусто

-


Пространственные представления



- составление упорядоченного ряда из однородных предметов

-


- разделение предмета

  • пополам

  • на 2 части

-

+


- составление предмета (изображения):



  • из 2-х частей

-


  • из 3-х частей

-


- группировка предметов по цвету

-


Представления о поверхности

  • мягкий

  • твердый

  • гладкий

  • шершавый

+

+

+

+


Представления о форме



- группировка предметов по форме

-


- соотнесение объемных форм с геометрическими фигурами

-


Представления о величине



- группировка предметов по величине

-


различение предметов по форме

  • круг

  • квадрат

-

-


-различение предметов по величине в соотношении с частями собственного тела (ладонь, пальцы рук)

  • большой предмет (не вмещается в ладонь)

  • маленький предмет (вместился в ладонь)


+

+



Окружающий природный мир


Животный мир



- различение диких животных:



  • лиса

-


  • заяц

  • лось

  • белка

  • еж

-

-

-

-


  • волк

-


  • медведь


-


- различение домашних животных:



  • корова

+


  • свинья

-


  • лошадь

  • овца

  • баран

  • коза

-

+

-

-


  • кот

+


  • собака

+


- различение насекомых:

  • кузнечик

  • жук

  • бабочка

  • стрекоза

  • муха

  • пчела

-

-

-

-

-

-

-


Растительный мир



- различение отдельных фруктов:



  • яблоко

+


  • груша

-


  • банан

+


  • лимон

  • киви

-

-


  • апельсин

-


- различение отдельных овощей:



  • помидор

-


  • огурец

+


  • капуста

-


  • морковь

  • лук

  • картофель

  • перец

  • баклажан

-

-

-

-

-




Человек


Самообслуживание

-


Прием пищи



- еда ложкой:

-


  • захват ложки

+


  • зачерпывание ложкой пищи из тарелки

-


  • поднесение ложки с пищей ко рту

-


  • снятие с ложки пищи губами

-


  • опускание ложки в тарелку

  • захват пищи в рот, глотание

-

+


- еда вилкой:



  • захват вилки

+


  • накалывание кусочка пищи

-


  • поднесение вилки ко рту

-


  • снятие губами с вилки кусочка пищи

-


  • опускание вилки в тарелку

-


- питье из кружки

- питье из бутылки специальным горлышком

- глотание

+

+

+


Обращение с одеждой й и обувью



Раздевание



- расстегивание:



  • липучек

-


  • молнии

-


  • кнопок

-


- снятие куртки:



  • захват рукава куртки за край

-


  • стягивание рукава куртки

-


- снятие брюк:



  • захват брючины за край

-


  • стягивание брючины

  • помогает вынуть ноги при стягивании брюк

  • стягивание носков

-

+

-


- снятие обуви:



  • расстегивание обуви (на липучках)

-


  • стягивание

-


Одевание



- застегивание:



  • липучек

-


  • кнопок

-


  • молнии

-


- надевание брюк:



  • захват брючины за край

-


  • вставление ноги в штанину с поддержкой взрослого

+


  • натягивание брючины

-


- надевание куртки:



  • расслабляет руки при одевании

  • позволяет надеть на него одежду

  • движением тела сообщить о неудобстве

  • захват куртки левой рукой

+

+

+

-


  • вставление правой руки в пройму

+


  • натягивание рукава

-


  • вставление левой руки (за спиной) в пройму

-


  • натягивание рукава

  • словесно сообщить о неудобстве


-

-


- обувание ботинок:





+

+



  • позволяет надеть обувь на ногу

  • удерживать упор ноги при одевании носков, обуви

  • дотянуться до обуви

  • натягивание ботинок (сапог)

-

дд


  • застегивание ботинок (сапог)

  • застегивание липучек

-

дд


Туалет



- сообщение о желании сходить в туалет словом

-


-сообщить о желании сходить в туалет взглядом

+


-сообщить о желании сходить в туалет движением тела

дд


-сообщить о желании сходить в туалет жестом

-


- пользование туалетной бумагой

-


-позволяет маме использование бумаги

+


-понимает последовательность использования бумаги перед одеванием

+


- соблюдение последовательности действий в туалете:



  • поднимание крышки (опускание сидения)

-


  • спускание одежды (брюк, колготок, трусов)

-


  • сидение на унитазе

-


  • оправление нужды в унитаз

-


  • пользование туалетной бумагой

-


  • одевание одежды (трусов, колготок, брюк)

-


  • нажимание кнопки слива воды

-


  • мытье рук

-


Гигиена тела



Уход за руками



- выполнение отдельных действий при мытье и вытирании рук:



  • открывание крана

  • подставить руки под струю

+

+


  • намачивание рук

+


  • намыливание рук

-


  • смывание мыла с рук

-


  • закрывание крана

-


  • вытирание рук

-


Уход за полостью рта



- чистка зубов

-


- полоскание полости рта

-


Уход за волосами



- расчесывание волос

-


Представления о себе



- различение частей тела:

  • рука

  • нога

  • туловище

  • голова

  • живот

  • шея

  • волосы

  • уши

+

-

-

+

-

-

-

-






- различение частей лица:

  • нос

  • рот

  • глаза

  • брови

  • зубы

  • язык

+

+

-

-

-

-



Окружающий социальный мир


- узнавание предметов одежды:

  • куртка

  • шапка

  • шарф

  • брюки

  • трусы

  • майка

  • футболка

  • рубашка

  • свитер


-

-

-

-

-

-

-

-

-



- узнавание предметов обуви:

  • сапоги

  • ботинки

  • кроссовки

  • тапки

  • сандалии


-

-

-

-

-



- узнавание предметов мебели:

  • стол

  • стул

  • шкаф

  • кровать

  • диван

  • кресло

  • табурет

-

-

-

-

-

-

-


- узнавание предметов посуды:

  • кружка

  • тарелка

  • ложка

  • вилка

  • нож

  • кастрюля

  • чайник

  • сковорода


-

-

-

-

-

-

-

-




- узнавание предметов бытовой техники:

  • телевизор

  • утюг

  • холодильник

  • компьютер

  • магнитофон

  • стиральная машина

  • пылесос

  • телефон

+

+

-

-

+

+

-

-

+



-узнавание предметов инструменты по ремонту

  • шуруповерт

  • дрель

  • ключи

  • газовый ключ

  • отвертки

  • стаместка

  • ножовка

  • молоток

+

+

+

+

-

+

-

-

-




Изобразительная деятельность


Рисование



Приемы работы с карандашом и кистью



- соблюдение последовательности действий при работе с красками:




  • опускание кисти в баночку с водой

-


  • снятие лишней воды с кисти

-


  • опускание ворса кисти в краску

-


  • снятие лишней краски о край баночки

-


  • рисование на листе бумаги

  • оставление отпечатков руки на листе краской

-

+


  • опускание кисти в воду и т.д.

-


Рисование основных элементов



- рисование точек

+


- соединение точек

-


- рисование линий



  • вертикальных

-


  • горизонтальных

-


Предметное рисование



- рисование контура предмета:



  • по контурным линиям

-


  • по опорным точкам

-


Выполнение работы в контуре



- закрашивание внутри контура

-


Лепка



Подготовка материала к работе



- разминание материала

+


Деление на части



- отрывание куска материала от целого куска

-


- откручивание куска материала от целого куска


-


Придание формы



- катание шарика

-


- катание колбаски

-


- выдавливание формы формочками

-


Видоизменение формы



- сгибание колбаски в кольцо

-


Аппликация



Работа с бумагой



- сминание бумаги

+


- разрывание бумаги

+


Работа с клеем



- намазывание всей поверхности клеем

-


Работа с шилом



- выкалывание шилом по контуру

-


Составление аппликации



- сборка изображения объекта из нескольких деталей

-



Предметно-практические действия


Действия с материалами




- разминание материала

-


- сминание материала (бумага)

+


- разрывание материала (бумага)

+


- размазывание материала

-


- переливание материала (вода) двумя руками из одной емкости в другую

-


- пересыпание материала (крупа) двумя руками из одной емкости в другую

-


- захват сыпучего материала ладонью и рассыпание

+


- наматывание нити на клубок (шпагата, шерстяной нити)

-


Удерживание и проскальзывание нити разной толщины в сжатой ладони

+


Действия с предметами




- сжимание предмета:

  • мокрая губка

  • прищепка

  • пинцет

+

+

-




- нанизывание предметов на нить

  • кольца пирамидки

  • бусы

  • кольца кольцеброса


+

-

+


- вставление предметов

  • мелких деталей мозаики в отверстия

  • нанизывание колец пирамидки на стержень

  • вкладыши в доске Сегена

  • контейнеры складывать по величине

  • карандаши в стакан или в банку

+

-

+

-

+

+


- вращение предмета

  • открывание и закрывание пластиковых бутылок

  • поворот замка

  • вращение колеса)

-

+

+


- закрывание предмета:

  • коробок

  • банок (с капроновыми крышками)


-

-