СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальная индивидуальная программа развития для обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с ТМНР

Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития для обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

ГКОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа — интернат VIII вида».

_______________________________________________________________________________

РБ, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, 5., тел. 830136 53302



УТВЕРЖДЕНО:

Протокол педсовета

от «___» ________ 2017 г.

Приказ № _________

Директор ___________Будаев С.О.

«_____ »______________2017 г


СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

для обучающейся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Вариант 2

Возраст: 7лет

Срок реализации программы: 1 год



2017

Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с ТМНР и составлена на основе:

  • «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.

  • Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ

  • ФГОС НОО для детей с ОВЗ

Актуальность выбора данной программы

Обучающаяся – ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие девочке не позволяет освоить АООП (вариант 1).

Целью реализации такой программы является обретение обучающейся таких жизненных компетенций, которые позволяют ей достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают её включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.

Данная учебная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом. В данной программе в качестве основного средства взаимодействия, осуществляющейся на основе тщательной оценки возможностей ребенка для овладения словесной речью, является невербальная коммуникация. Система коммуникации включает различные средства: слово, жест, фотография, картинка, символ. Ребенок сам выбирает то, или иное средство общения в определенной ситуации. Также учитывается, что альтернативные средства общения (жестовый язык, пиктограммы, символы) не могут полностью заменить речь, поэтому жест постоянно подкрепляется словом.

Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.

По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученицы, темп прохождения материала замедляется или увеличивается. Этим обоснован выбор данной образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с ТМНР.



Психолого-педагогическая характеристика

Девочка обучается в школе-интернате с 1 сентября 2017 года.

По заключению РПМПК: обучающаяся с ограниченными возможностями здоровья; выявлены трудности в обучении, обусловленные особенностями психического развития.

Семья неполная, состоит из 2-х человек, но проживают с бабушкой. Мама работает бухгалтером. Мама и бабушка заботливо и доброжелательно относятся к девочке, заинтересованы в успешном развитии ребенка. В семье других детей нет. Семья социально благополучная. Культурно-бытовые условия в семье удовлетворительные.

У девочки синдром Дауна, Церебральная ишемия 2ст. Лечение в ОПН. Раннее психомоторное, речевое развитие с отставанием. Наследственность не отягощена. ДОУ не посещала. Продуктивному контакту труднодоступна, негативистические реакции, речевое недоразвитие, СНР тяжёлой степени. В поведении пассивна, эмоциональный фон снижен, раздражительна, эмоции однообразные, реакции поверхностные, незрелые, неустойчивые. В речи - отсутствие самостоятельной речи, наличие отдельных слогов, фразы нет, отдельные примитивные звукоподражания, словарь ограничен несколькими словами, использует в быту жесты. Критика нарушена.

В настоящее время девочка не проявляет интереса к общению с педагогом, не всегда откликается на свое имя. В контакт вступает с трудом, часто это может зависеть от настроения и самочувствия. Негативная реакция на просьбы выполнения инструкций. Не все речевые инструкции доступны. Зрительный контакт не всегда фиксированный, часто проявляется «скользящий» взгляд. Невербальные средства общения не сформированы. Предметная деятельность на манипулятивном уровне. Яркие игрушки могут вызвать интерес. К деятельности целенаправленной не привлекается. Нарушена регуляция произвольного внимания, пресыщаемость. Познавательные потребности не сформированы. Сведениями о себе не владеет. Сенсорные эталоны не сформированы. Пирамидку из трех колец, вкладыши с геометрическими фигурами, складывает. Не соотносит картинки с названием домашних животных, предметов обихода. Знания и представления ограниченны. ЭВС характеризуется незрелостью, частые перемены настроения, реакции неустойчивые, проявляет иногда самоагрессию, бьется головой.

В настоящее время задания выполняет только с помощью педагога. Лепка и рисование не вызывают интерес. Потребность к самостоятельности не сформирована. Проявляет реакции протеста, самоконтроль не развит. Общая и мелкая моторика, навыки самообслуживания развиты недостаточно, движения неточные.

Выраженное недоразвитие познавательных процессов, отсутствие речи, двигательные нарушения, несформированность навыков самообслуживания обуславливает выбор таких разделов из программы обучения, которые направлены на их коррекцию. Таким образом, выстраивается интегрированная модель коррекционно-образовательной программы.

Приоритетные образовательные предметы:

1.Речь и альтернативная коммуникация.

  1. Математические представления

  2. Окружающий природный мир

  3. Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация).

Индивидуальный учебный план на 2017-2018 учебный год

Исходя из структуры нарушений, приоритетными областями являются:

Образовательные:

    • Язык и речевая практика. Учебный предмет - Речь и альтернативная коммуникация.

    • Математика. Учебный предмет – Математические представления.

    • Окружающий мир. Учебный предмет - Окружающий природный мир.

    • Искусство. Учебный предмет – Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация).

Коррекционно-развивающие:

  • Коррекционно-развивающие занятия (логопедические занятия, сенсорное развитие)

  • Предметно-практические действия (дефектологические занятия).


Предметные области

Предмет

Индивидуальные занятия

Количество часов в неделю

Учитель

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Учитель музыки

Учитель физкуль

туры

Учитель-дефек

толог

Язык и

речевая практика

Речь и альтернативная (доп.) коммуникация

3






Математика

Математические представления

2






Окружающий мир

Окружающий природный мир

1






Искусство

Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация)

1






Музыка и движение




1



Физическая культура

Адаптивная физкультура ИЛИ Двигательное развитие





1


Коррекционно-развивающие области

Сенсорное развитие



1




Коррекционно-развивающие занятия







Предметно-практич. действия








Всего

7


1

1

1


Итого: 10 ч

Индивидуальный учебный план составлен с учетом психофизического состояния девочки. С согласия мамы в учебный план внесены занятия из коррекционно-развивающих областей. Темы уроков-занятий какой-либо области находят свое логическое продолжение в темах уроков-занятий других областей.

Программа рассчитана на один учебный год.

Продолжительность урока-занятия 35 минут. Урок может быть сокращен из-за обострения реактивного состояния ребенка.

Планируемые результаты освоения обучающейся АООП НОО

Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с умеренной степенью нарушения интеллекта будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков. Основным ожидаемым результатом освоения АООП НОО является развитие жизненной компетенции ребенка с умеренной степенью нарушения интеллекта. Формирование жизненной компетенции составляет основное содержание специальной индивидуальной программы. В СФГОС направления коррекционной работы в сфере жизненной компетенции занимают место в содержании различных учебных программ и курсов.

Жизненные компетенции

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях: умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни: прогресс в самостоятельности и независимости в быту; стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, прогресс в этом направлении.

Овладение навыками коммуникации: умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).


Ожидаемые личностные результаты:

1. Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.

2. Принятие роли ученика.

Предметные результаты:

  1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

  2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

  3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:

- выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;

- узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.

  1. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:

- показывать на себе части тела и лица;

- выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.

  1. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагировать на простую инструкцию педагога:

- при общении использовать мимику и жесты;

- определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;

- понимать и выполнять действия с игрушкой;

- повторять один и тот же слог, подражая взрослому;

- адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.

- использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;

- выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»).

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР.

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. По итогам освоения задач и анализа результатов обучения оценивается динамика развития его жизненных компетенций. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением, обучающимся специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения обучающегося, важно учитывать затруднения в освоении отдельных предметов (курсов), которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом).

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной), по образцу», «выполняет действие с помощью учителя». В случае затруднений в оценке, в связи с отсутствием видимых изменений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

Условия реализации потребности в уходе и присмотре

В создании особых условий реализации потребности в уходе и присмотре, а также в организации обучения не нуждается.

Учебное место включает школьный стол и стул, которые соответствуют росту ребенка. Уроки-занятия оснащены ярким предметно-дидактическим и наглядным материалом.

В классе выделена игровая зона для отдыха, которая застилается ковром.

Требования, предъявляемые к учебным занятиям, состоят в следующем:

- наличие положительного эмоционального контакта между ребенком и педагогом;

- обучение, воспитание и развитие ребенка строить в совместной деятельности и общении со взрослым;

- выбор и обучение новым навыкам происходит в ситуации, максимально приближенной к повседневной деятельности ребенка;

- обучение ведется в рамках эмоционально-значимой деятельности;

- уделять внимание повышению общего уровня активности ребенка;

- алгоритм занятий устойчив по структуре;

- содержание занятий, предлагаемые ситуации носят повторяющийся характер;

- использование внешних опор для планирования деятельности, контроля, общения и получения обратной связи;

- деятельность педагога осуществляется совместно с родителями ребенка.

Содержание образования СИПР

Цель - достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества посредством индивидуального поэтапного и планомерного расширения жизненного опыта повседневных социальных контактов.

Задачи:

- Создание условия, способствующих развитию способностей обучающегося.

- Формирование у ребенка положительной мотивации к взаимодействию с педагогом в ходе содержательной деятельности.

- Создание условий для возникновения речевой активности и использования речевого материала в повседневной жизни.

Программа формирования базовых учебных действий

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

1.Подготовка ребенка к нахождению и обучению в школе, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогами.

2.Формирование учебного поведения:

- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

- умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);

- использование по назначению учебных материалов;

- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3.Формирование умения выполнять задание:

- в течение определенного периода времени,

- от начала до конца,

- с заданными качественными параметрами.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающегося. Решение поставленных задач происходит как на индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающегося с умеренной умственной отсталостью направлена на формирование готовности к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)

Содержание программы подробно раскрывается через программы учебных предметов и коррекционных курсов.









Коррекционный курс «Сенсорное развитие»

Коррекционный курс «Сенсорное развитие» составлен на основе:

- ФГОС НОО для детей с ОВЗ;

- программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева.

Особое значение на ранних этапах развития ребенка с умеренной умственной отсталостью приобретает развитие процесса восприятия, формирование процессов зрения, слуха, осязания. На начальных этапах восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного). Образы восприятия при этом имеют диффузный, слабо дифференцированный характер. В процессе целенаправленной коррекционной работы эти образы постепенно становятся более дифференцированными и систематизированными за счет формирования внутри определенного анализатора и межанализаторных связей.

Начальной ступенью развития ребенка с умеренной умственной отсталостью служит чувственное познание, которое играет огромную роль в его психологическом и социальном развитии. Очень важно организовать вовремя и правильно систему коррекционной работы. Направленный на коррекционные цели комплекс сенсомоторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, интеллектуальное развитие ребенка. Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития ребенка, т.е. от того, насколько полно он воспринимает окружающий мир. У ребенка с нарушением интеллектуального развития сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который является результатом накопления возникающих ощущений. Такой ребенок наиболее чувствителен к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать его дальнейшему психическому и физическому развитию.

Целью обучения является обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.



Задачи курса:

- коррекция познавательного развития путём систематического целенаправленного развития у ребенка восприятия цвета, формы, величины;

- развитие слухового восприятия;

- исправление недостатков моторики;

- коррекция зрительно-моторной координации;

- формирование целенаправленности движений и действий.

Содержание коррекционного курса:

  1. Развитие крупной и мелкой моторики, графо-моторных навыков.

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

2. Тактильно-двигательное восприятие.

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.

3. Кинестетическое и кинетическое развитие.

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение их выделения основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый). Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали).

4. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Зрительная гимнастика.

5. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).

Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый – лёгкий).

6. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

7. Восприятие пространства.

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога.

8. Восприятие времени.

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Ожидаемые личностные результаты:

Зрительное восприятие: фиксация взгляда на лице человека, фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки), фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка), прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад), узнавание (различение) цвета объектов.

Слуховое восприятие: локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии; прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука; локализация неподвижного удаленного источника звука; соотнесение звука с его источником; нахождение объектов, одинаковых по звучанию.

Кинестетическое восприятие: адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека, адекватная реакция на соприкосновение с материалами различными по температуре, фактуре, вязкости; адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное); адекватная реакция на положение частей тела; адекватная реакция на соприкосновение тела.

Восприятие запаха: адекватная реакция на запахи.

Восприятие вкуса: адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам, консистенции.

Формы организации учебного процесса:

Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий – 20 минут.

Календарно-тематическое планирование по коррекционному курсу

«Сенсорное развитие» 1 класс

Часы

Раздел

Содержание

Дата

1

5 ч.

Развитие крупной и мелкой моторики, графо-моторных навыков

Игровые задания по развитию крупной моторики способствующие развитию движений рук и ручной умелости, пальчиковая гимнастика и игры, упражнения для развития ручной умелости, творческий труд, работа с трафаретами.



2

4 ч.

Тактильно-двигательное восприятие

Игровые задания по развитию ручной умелости, работа с мозаикой, работа с пластичными материалами, работа со шнуровкой.


3

4 ч.

Кинестетическое и кинетическое развитие

Игровые задания по развитию кинетических и кинестических навыков, упражнения для развития кинетической и кинестестической основы движений руки.



4

3 ч.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Игровые задания для развития восприятия формы, величины, цвета: сравнивание предметов по высоте, между собой; сравнивание плоскостных изображений: подбор одежды нужного размера для картонных кукол разной величины,сравнивание плоскостных геометрических фигур; работа с конструктором.


5

3 ч.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Игровые задания, направленные на развитие зрительной памяти и зрительного восприятия; зрительная гимнастика; классификация по типу: что лишнее, чего не стало.


6

3 ч.

Восприятие особых свойств предметов

Игровые задания для развития восприятия особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).


7

3 ч.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Игровые задания для развития слухового восприятия и слуховой памяти; подражание неречевым звукам.


8


4 ч.


Восприятие пространства

и времени

Игровые задания для развития восприятие пространства и времени; ориентировка в пространстве, ориентировка на собственном теле, ориентировка во времени суток.


9

1 ч.

Мониторинг усвоения программы

Диагностические мероприятия для определения эффективности программы коррекционного курса «Сенсорное развитие»