СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) II вариант

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) II вариант

Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) II вариант»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБОУ Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №2


«Согласовано»

Руководитель МО

И.И.Лодыга /________/

Протокол №___ от____

_____________2018г

«Согласовано»

Замест. дир. по УВР

Л.А.Осколкова /______/

«___»_________2018г

«Утверждаю»

Директор

ГБОУ СКОШИ №2

А.Н.Аюшеев /_________/

Приказ № ____

от «___»__________2018г


М.П.











СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Вариант 2.








Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №____

от «___»__________2019г.


Учитель: А.С. Будаева









г. Улан-Удэ 2019-2020г.

Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности и составлена на основе:

  • «Адаптированной основной общеобразовательной программы»

  • Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ

  • ФГОС НОО для детей с УО (ИН)

Актуальность выбора данной программы

Обучающийся – ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие мальчика не позволяет освоить АООП (вариант 1).

Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.

Данная учебная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом. В данной программе в качестве основного средства взаимодействия, осуществляющейся на основе тщательной оценки возможностей ребенка для овладения словесной речью, является невербальная коммуникация. Система коммуникации включает различные средства: слово, жест, фотография, картинка, символ. Ребенок сам выбирает то, или иное средство общения в определенной ситуации. Также учитывается, что альтернативные средства общения (жестовый язык, пиктограммы, символы) не могут полностью заменить речь, поэтому жест постоянно подкрепляется словом.

Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.

По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается. Этим обоснован выбор данной образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с умеренной умственной отсталостью.


Структура СИПР

  1. Общие сведения о ребенке;

  2. Психолого-педагогическая характеристика;

  3. Индивидуальный учебный план;

  4. Планируемые результаты освоения обучающимся АООП НОО; 5.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

6.Условия реализации потребности в уходе и присмотре. 7.Содержание образования.

    1. Программа формирования базовых учебных действий.

    2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

    3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания.

    4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

    5. Программа внеурочной деятельности.

  1. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

  2. Программа сотрудничества с семьей.

  3. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

  4. Приложение.

Общие сведения о ребёнке.

ФИО ребенка:

Возраст ребенка:

Место жительства:

Мать:

Отец:

Год обучения в ГКОУ СКОШИ: 2019/2020уч.год

Класс:3


Психолого-педагогическая характеристика

Мальчик обучается в ГКОУ СКОШИ №2 с 1 сентября 2015 года.

По заключению ПМПК у учащегося умеренная умственная отсталость. Рекомендовано обучение по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), разрабатываемой на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацеленной на образование детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью с учетом их индивидуальных образовательных потребностей. Имеется заключение врачебной комиссии об организации индивидуальной формы обучения.

Семья полная, состоит из 3 человек. Родители заботливо и доброжелательно относятся к сыну, заинтересованы в успешном развитии ребенка. В семье 1 ребенок. Семья социально благополучная. Культурно- бытовые условия в семье удовлетворительные.

В настоящее время мальчик проявляет интерес к общению с педагогом, откликается на свое имя. В контакт вступает с трудом, часто это может зависеть от настроения и самочувствия. Зрительный контакт не всегда фиксированный, часто проявляется «скользящий» взгляд. Внимание неустойчивое. Невербальные и вербальные средства общения не сформированы. Предметная деятельность на манипулятивном уровне. Познавательные потребности не сформированы. Сенсорные эталоны не усвоены. В настоящее время задания выполняет только с помощью педагога, требуется постоянная стимуляция.

Выраженное недоразвитие познавательных процессов, отсутствие речи, несформированность навыков самообслуживания обуславливает выбор таких разделов из программы обучения, которые направлены на их коррекцию.

Таким образом, выстраивается интегрированная модель коррекционно- образовательной программы.

Приоритетные образовательные предметы: 1.Речь и альтернативная коммуникация.

  1. Человек

  2. Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация)


Индивидуальный учебный план на 2019-2020 учебный год

Исходя из структуры нарушений, приоритетными областями являются:

1 -образовательные:

    • Язык и речевая практика. Учебный предмет - Речь и альтернативная коммуникация.

    • Математика. Учебный предмет – Математические представления.

    • Окружающий мир. Учебный предмет - Окружающий природный мир.

    • Искусство. Учебный предмет – Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация).

    • Физкультура. Учебный предмет – Адаптивная физкультура

2 – коррекционно - развивающие:

  • Сенсорное восприятие;

  • Альтернативная коммуникация;

  • Развитие речи


Предметныеобласти

Предмет

Учебные занятия

Количество часов в неделю

учитель

учитель- логопед

педагог- психолог

учительмузыки

Учитель физкультуры

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная (доп.) коммуникация

2





Математика

Математические представления

2





Окружающий мир

Окружающий природный мир

2





Окружающий социальный мир


2





Человек

2





Искусство

Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация)

3





Музыка и движение




2


Физкультура

Адаптивная физкультура





2

Коррекционно- развивающие области

Сенсорное развитие



1



Альтернативная коммуникация



2




Развитие речи


1





Всего

18

1

3

2

2


Итого:


Индивидуальный учебный план составлен с учетом психофизического состояния мальчика. С согласия родителей в учебный план внесены занятия из коррекционно- развивающих областей. Темы уроков-занятий какой-либо области находят свое логическое продолжение в темах уроков-занятий других областей.

Программа рассчитана на один учебный год.

Объем недельной нагрузки ученика начальной школы, обучающегося по очной форме – 22 часа.

Продолжительность урока- 40 минут. Индивидуального занятия – 20 минут. Урок может быть сокращен из-за обострения реактивного состояния ребенка.

Планируемые результаты освоения обучающимся АООП НОО

Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с умеренной степенью нарушения интеллекта будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков. Основным ожидаемым результатом освоения АООП НОО является развитие жизненной компетенции ребенка с умеренной степенью нарушения интеллекта.

Формирование жизненной компетенции составляет основное содержание специально

индивидуальной программы. В ФГОС направления коррекционной работы в сфере жизненной компетенции занимают место в содержании различных учебных программ и курсов.

Жизненные компетенции

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях

-Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

-Прогресс в самостоятельности и независимости в быту.

-Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, прогресс в этом направлении.

Овладение навыками коммуникации

-Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).

Ожидаемые личностные результаты:

1.Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.

2. Принятие роли ученика.

Предметные результаты:

  1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

  2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

  3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:

-выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;

-узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.

  1. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:

-показывать на себе части тела и лица;

-выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.

  1. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагировать на простую инструкцию педагога:

-при общении использовать мимику и жесты;

-определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;

-понимать и выполнять действия с игрушкой;

-повторять один и тот же слог, подражая взрослому;

-адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.

-использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;

-выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»).

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР.

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. По итогам освоения задач и анализа результатов обучения оценивается динамика развития его жизненных компетенций. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух

недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимся специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения обучающегося, важно учитывать затруднения в освоении отдельных предметов (курсов), которые не должны рассматриваться как показатель не успешности их обучения и развития в целом).

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:

«выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной), по образцу», «выполняет действие с помощью учителя». В случае затруднений в оценке, в связи с отсутствием видимых изменений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

Условия реализации потребности в уходе и присмотре

В создании особых условий реализации потребности в уходе и присмотре, а также в организации обучения нуждается.

Учебное место мальчика включает школьный стол и стул, которые соответствуют росту ребенка. Уроки оснащены ярким предметно-дидактическим и наглядным материалом.

Требования, предъявляемые к учебным занятиям, состоят в следующем:

    1. наличие положительного эмоционального контакта между ребенком и педагогом;

    2. обучение, воспитание и развитие ребенка строить в совместной деятельности и общении со взрослым;

    3. выбор и обучение новым навыкам происходит в ситуации, максимально приближенной к повседневной деятельности ребенка;

    4. обучение ведется в рамках эмоционально-значимой деятельности;

    5. уделять внимание повышению общего уровня активности ребенка;

    6. алгоритм занятий устойчив по структуре;

    7. содержание занятий, предлагаемые ситуации носят повторяющийся характер;

    8. использование внешних опор для планирования деятельности, контроля, общения и получения обратной связи;

    9. деятельность педагога осуществляется совместно с родителями ребенка.

Содержание образования СИПР

Цель–достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества посредством индивидуального поэтапного и планомерного расширения жизненного опыта повседневных социальных контактов.

Задачи:

  1. Создавать условия, способствующие развитию способностей обучающегося.

  2. Формировать у ребенка положительную мотивацию к взаимодействию с педагогом в ходе содержательной деятельности.

  3. Создавать условия для возникновения речевой активности и использования речевого материала в повседневной жизни.

Программа формирования базовых учебных действий

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

1.Подготовка ребенка к нахождению и обучению в школе, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогами.

2.Формирование учебного поведения:

-направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

-умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня»,

«покажи»);

-использование по назначению учебных материалов;

-умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3.Формирование умения выполнять задание:

-в течение определенного периода времени,

-от начала до конца,

-с заданными качественными параметрами.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающегося. Решение поставленных задач происходит как на индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающегося с умеренной умственной отсталостью направлена на формирование готовности к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)

Задачи

Личностные базовые учебные действия

  1. Готовить обучающегося к эмоциональному, коммуникативному и предметному взаимодействию с педагогом и другими взрослыми.

  2. Помочь ребенку освоить позицию ученика.

  3. Формировать учебное поведение (направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по подражанию).

  4. Формировать адекватные реакции и действия на обращения людей.

  5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Предметные базовые учебные действия

  1. Формировать умение учитывать знакомые свойства предметов в предметно- практической и игровой деятельности.

  2. Учить обучающегося совместно с учителем дифференцировать и выбирать предметы.


Содержание программы подробно раскрывается через программы учебных предметов и коррекционных курсов.


Речь и альтернативная коммуникация (3 часа в неделю)

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития данного ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими: Ученик имеет нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, у него отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности, а также отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. Кроме того, понимание речи данного ученика окружающими затруднено.

В связи с этим, обучение ребенка речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у него потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации социального общения.

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.

Ученик не владеет речью, ему подобраны альтернативные средства коммуникации. К ним относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (пиктограмма, фотография, цветная картинка, черно - белая картинка, напечатанное слово), электронные устройства (компьютер). Программа построена на основе содержания следующих разделов:

«Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде», «Это – я. Чтение телесных и мимических движений», «Чтение» изображений на картинках и пиктограммах», «Мои игрушки», «Моя семья».


Содержание учебного предмета


Название темы

Кол-во часов по данной теме

1.

Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно- развивающей среде


2.

Это-я. Чтение телесных и мимических движений.


3.

«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах.


4.

Мои игрушки.


5.

Моя семья.



Ожидаемые личностные результаты

Наличие:

- мотива к общению с педагогом;

-желания выполнять с педагогом предметные и игровые действия;

-умения понимать себя (весело, грустно, хочу, не хочу) и выражать свои чувства;

-осознание себя учеником.

Возможные предметные результаты

Наличие умения:

-понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;

-пользоваться средствами альтернативной коммуникации. Взгляд на нужный предмет. Жесты: приветствия, прощания, благодарности, отказа, указательные. Этюды: я ем, пью, слушаю, вижу, радуюсь, плачу, холодно, тепло, хочу, не хочу, идет дождь, идет снег, медведь, кошка, собака;

-совместно с учителем узнавать предметы по звучанию (барабан, колокольчик, мишка рычит), на ощупь (мяч, кубик, палочка), по описанию (у нее есть колеса, он катится, он рычит).



Календарно-тематическое планирование по предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»

Тема урока

Всего часов

Дата проведения урока

План

Факт


1 четверть – 27 ч.

Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно- развивающей среде.





Знакомство учащегося с учителем. Приветствие.

2




Прогулка по школе.

2




Привлечение внимания учащегося к предметам в классе.

2




Рассматривание предметов. Игра «Любимая игрушка».

2




Фиксация взгляда на объекте. Игра «В магазине игрушек».

2




Это – я. Чтение телесных и мимических движений.





«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале.

2




Упражнения на подражание выражению лица учителя и его действиям.

2




Движение по различным сенсорным дорожкам.

1




Двигательные упражнения «Покажи, как это делают».

2




Упражнения с использованием куклы «Слушай и показывай на кукле».

3




Игровые упражнения с куклой.

3




«Чтение» изображений на картинках.

3




Визуальные упражнения с картинками: покажи куклу, мячик.

1




2 четверть – 21 ч.





Мои игрушки.





Визуальные упражнения с картинками: покажи кубик, пирамидку.

3




Нахождение игрушки по картинкам

1




Узнавание игрушки по характерным звукам (звучащие игрушки).

1




Игры-имитации на передачу в движении образов животных (заяц, лисичка).

2




Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек.

4




Упражнения на движения по подражанию.

1




«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах.





Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе.

3




Упражнение «Слушай стишок и показывай картинку».

1




Знакомство с пиктограммами «нос», «голова», «ухо», «глаза».

3




Упражнения с картинками, которые выполняются по образцу, данному учителем: покажи машинку, мишку.

2




3 четверть – 30 ч





Упражнения с игрушками, которые выполняются по образцу, данному учителем: покажи зайчика, белочку.

3



4-5

Аудиальные и двигательные упражнения (речевые физминутки).

2



6-6

Игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию учителя.

1



7-7

Нахождение игрушки по картинкам.

1



8-11

Узнавание учениками знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь.

4




Мои игрушки




12-15

Свободные предметные игры с любимыми игрушками: катать машинку, бросать мяч, строить башню.

4



16-19

Игры с образными игрушками.

4



20-23

Игры на звукоподражания. Узнавание игрушек по звуковым параметрам.

4



24-26

Игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию учителя.

3



27-28

Нахождение игрушки по картинкам. Игровые ситуации.

2



29-30

Узнавание знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь.

2




4 четверть – 24 ч.




1-3

Узнавание знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь.

3



4-5

Знакомство с пиктограммами «игрушки», «кукла», «мяч», «машина».

2



6-8

Знакомство с пиктограммами «кукла»

3



9-11

Знакомство с пиктограммами «мяч»

3




Знакомство с пиктограммами «машина».




12-13

Пиктограммы: Я играю. Играю с машиной.

2



14-16

Совместные с учителем игры с сюжетными игрушками.

3




Моя семья




17-18

Рассматривание фотографий членов семьи. Показ их на фотографии.

2



19-19

Проигрывание в играх ситуаций, отражающих заботливое отношение членов семьи друг к другу.

1



20-21

Знакомство с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок», «дедушка»,

«бабушка».

2



22-24

Пиктограммы. Закрепление. Совместные с учителем игры с сюжетными игрушками.

3





Окружающий природный мир (2 ч. в неделю)

Важным аспектом обучения детей с умеренной умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающегося представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа построена на основе содержания следующих разделов: «Ознакомительно-ориентировочные действия в


предметно-развивающей среде», «Растительный мир», «Животный мир», «Объекты неживой природы», «Временные представления».

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь). Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними.

Формирование представлений у детей должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные/несъедобные грибы).

Содержание учебного предмета

Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.

Приветствие (вытянуть и согнуть руки). Прощание (пальцы в стороны). Привлечение внимания учащегося к предметам в классе. Выполнение простых подражательных движений за учителем «Делай вместе» (движения рук, кистей). «Утки», «Лапки», «Молоток». Катание, бросание шариков в определенном направлении. Перекладывание предметов из одной коробки в другую.

Растительный мир.

Узнавание растений (дерево, куст, трава). Узнавание деревьев (дуб, клён, ель).

Узнавание фруктов (яблоко, банан, апельсин, груша) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Узнавание овощей (лук, картофель, морковь) по внешнему виду (вкусу, запаху). Узнавание грибов (белый гриб, мухомор, лисичка) по внешнему виду. Различение съедобных и несъедобных грибов.

Животный мир.

Узнавание домашних животных (корова, свинья, лошадь, кот, собака). Узнавание детенышей домашних животных (котенок, щенок). Узнавание диких животных (лиса, заяц, волк, медведь). Узнавание детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок). Узнавание домашних птиц (курица (петух), утка). Узнавание детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок).

Объекты неживой природы.

Солнце. Узнавание Солнца в природе и на картинках. Луна. Узнавание Луны. Лес. Узнавание леса. Вода. Знакомство со свойствами воды. Узнавание воды. Игры с водой. Узнавание реки Огонь. Узнавание огня. Знакомство со свойствами огня. Правила обращения с огнем. Временные представления.

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Различение выходных и рабочих дней. Представление о годе как о последовательности сезонов. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений с временами года.

Ожидаемые личностные результаты

Наличие:

-понимания эмоционального состояния других людей;

- понимания языка эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.)

Возможные предметные результаты

Наличие:

-интереса к живой и неживой природе;

-элементарных представлений о течении времени: умение различать части суток, смена событий дня.

Календарно-тематическое планирование по предмету

«Окружающий природный мир»


Тема урока

Кол-вочас


1 четверть – 18 ч.

Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно- развивающей среде.


1

Приветствие (вытянуть и согнуть руки). Прощание (пальцы в стороны).

Привлечение внимания учащегося к предметам в классе.

3

2

Выполнение простых подражательных движений за учителем «Делай вместе» (движения рук, кистей). «Утки», «Лапки», «Молоток».

3

3

Катание, бросание шариков в определенном направлении. Перекладывание

предметов из одной коробки в другую.

3


Растительный мир.


4

Узнавание растений (дерево, куст, трава).

1

5

Узнавание деревьев (дуб, клён, ель).

1

6

Узнавание фруктов (яблоко, банан, апельсин, груша) по внешнему виду (вкусу, запаху).

3

7

Различение съедобных и несъедобных частей фрукта.

1

8

Узнавание овощей (лук, картофель, морковь) по внешнему виду (вкусу, запаху).

3


2 четверть – 14 ч.


1

Узнавание грибов (белый гриб, мухомор, лисичка) по внешнему виду. Различение съедобных и несъедобных грибов.

1


Животный мир.


2

Узнавание домашних животных (корова, свинья, лошадь, кот, собака).

4

3

Узнавание детенышей домашних животных (котенок, щенок).

3

4

Узнавание диких животных (лиса, заяц, волк, медведь).

1

5

Узнавание детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок).

1

6

Узнавание домашних птиц (курица (петух), утка).

3

7

Узнавание детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок).

1


3 четверть – 20 ч.



Объекты не живой природы.


1

Солнце. Узнавание Солнца в природе и на картинках.

6

2

Луна. Узнавание Луны.

1

3

Лес. Узнавание леса.

1

4

Вода. Знакомство со свойствами воды. Узнавание воды. Игры с водой.

5

5

Река. Узнавание реки.

1

6

Огонь. Узнавание огня. Знакомство со свойствами огня. Правила обращения с огнем.

1


Временные представления.


7

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь).

3

8

Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь).

2


4 четверть – 16 ч.


1

Соотнесение частей суток с видами деятельности.

2

2

Различение выходных и рабочих дней.

1

3

Представление о годе как о последовательности сезонов.

5

4

Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер).

4

5

Соотнесение явлений природы с временем года.

3

6

Рассказ о погоде текущего дня.

1



Математические представления (2 ч. в неделю)

Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку и т.п.

Таким образом, учебный предмет «математические представления» представляет практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у школьников с умеренной умственной отсталостью для их социально-бытовой адаптации.

Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

Задачи:

-социально-бытовая адаптация детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития;

-формирование элементарных математических представлений о форме, величине, количественных (до числовых), пространственных, временных представлениях.

-формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

-овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

Предмет «Математические представления» для учащихся с умеренной умственной отсталостью включает:

-ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде;

-упражнения, игровые ситуации, игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками);

-игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве;

-конструирование из строительного, природного и бросового материалов;

-формирование количественных представлений;

-«чтение» и письмо цифр;

-формирование представлений о форме;

-формирование представлений о величине;

-пространственно-временных представлений и ориентировок.

Формирование элементарных математических представлений ведется в игровой форме, с активным использованием дидактических игр и разнообразных игровых упражнений.


Программа построена на основе содержания следующих разделов: «Ознакомительно- ориентировочные действия в предметно-развивающей среде», «Упражнения и игровые ситуации со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно- разборными)», «Количественные представления», «Представления о форме»,

«Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

Ожидаемые личностные результаты

-социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми.

Возможные предметные результаты

-осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию, по образу);

-понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий с ними;

-выделять признаки цвета (красный и желтый, зеленый, синий),

формы (куб, шар, квадрат, круг), величины в предметах по подражанию действиям взрослого (задания типа «Найди такой же…»), по образу и по словесной инструкции;

-выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образу действиям взрослого;

-узнавать цифру 1 и соотносить с количеством пальцев и предметов;

-производить объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, круги, квадраты);

-перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно;

показывать на себе и на кукле основные части тела, лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши);

-перемещать различные предметы вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции.


Содержание учебного предмета

Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.

Знакомство учащихся с дидактическими сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом. Выбор наиболее интересного простого конструктора и сборно- разборной игрушки для конструирования вместе с учителем (пирамидки, матрешки, деревянные, пластмассовые и другие строительные наборы). Выполнение учителем простой постройки из двух-трех деталей: учащийся наблюдает, привлекается к совместным с учителем действиям. Рассматривание вместе с учащимся постройки из строительного материала, которую выполняет учитель, прибегая к помощи ученика (дай куб, дай еще фигуру), побуждая называть (показывать)конструкцию.

Упражнения и игровые ситуации со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными).

Воспроизведение учащимся (совместно с учителем и по подражанию) комбинаций из двух-трех элементов полифункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора, представляющих собой простую конструкцию (стол, стул, домик). Совместное с учениками обыгрывание постройки по предложенному учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.).

Количественные представления

Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).

Нахождение одинаковых предметов по форме, цвету (красный, желтый, зеленый, синий), величине. Количество один и показ пальца - один. Игры с пальчиками на соотнесение количества: много, один пальчик. Число 1. Цифра 1. Соотнесение с соответствующим количеством пальцев и предметов. Упражнения в набрасывании колец на игровой модуль.

Представление о форме

Тактильные и зрительные упражнении на выбор круглых предметов. Игры в сухом бассейне с шариками, с мячиком, катание и бросание мячей среднего размера — пластмассовых, резиновых, тряпичных. Игры: «Цветные шары», «Цветные кубики», «Цвет и форма», «Что катиться, что не катиться?». Хождение по коврику «Топ-топ».

Игры: выбрать из бассейна шарики, ориентируясь на цвет и заданное количество (много, мало, один, два, три). Катание «таблеток», колец от дидактического модуля «Пирамида» по комнате с помощью взрослого, подкрепляя действия словами катится, круглое колечко (говорит учитель).

Представления о величине

Совместные с учащимися упражнения по сопоставлению двух объектов по величине

{большой маленький мяч, большая маленькая пирамида).Показ пространственных отношений руками и совместные с учителем действия или действия по подражанию ему: Брось большой мяч далеко. Маленький мяч положи к ногам. Он лежит близко. Игры и игровые упражнения в сухом бассейне: учитель учит учеников «купаться», искать руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (по два предмета одного наименования, но разной величины, например, пластмассовые мишки большой и маленький, ведерки, лопатки, куклы).

Пространственные представления

Совместное перемещение учащегося и учителя (держатся за руки, за веревочку, за обруч и т. п.) в пространстве класса. Перенос с одного места на другое разных предметов. Стимулирование желания ученика выполнять эти действия по словесной инструкции и самостоятельно. Катание игрушек – каталок по инструкции учителя о направлении движения. Игровые упражнения, связанные с перемещением в пространстве, изменением положения частей тела: поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку (по подражанию, по образцу). В процессе называния и показа пространственных отношений учитель стимулирует ученика использовать вербальные и невербальные средства (большой

— разводятся руки в стороны, ладони, как бы обхватывают большой предмет, демонстрируя объем, маленький — имитируется захват маленького предмета).

Временные представления

Узнавание и называние простейших явлений и состояний погоды (холодно, тепло, идет дождь, или снег) в процессе наблюдений за изменениями в природе.

Различение контрастных времен года (лето, зима). Чтение потешек, песенок, стихотворений, сказок о явлениях природы, о небесных светилах. Время суток. Игра «День-ночь». Обучение ученика в процессе игровых упражнений по подражанию педагогу изображать погодные явления с помощью имитационных действий: холодно — нахмуриться и сжаться; тепло — улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу; дождь — имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола с проговариванием «кап-кап» и т. п.



Календарно-тематическое планирование по предмету

«Математические представления»



Дата

Темаурока

Кол-во час


1 четверть – 18 ч.

Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно- развивающей среде.


1

Знакомство со сборно-разборными игрушками.

3

2

Игровые упражнения в собирании сборно-разборных игрушек.

2

3

Знакомство с детским строительным материалом.

1

4

Сборка дидактической игрушки из деталей.

1


Упражнения и игровые ситуации со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными).


5

Простые постройки.

1

6

Упражнения и игровые ситуации со строительным материалом и дидактическими игрушками

2

7

Игровые упражнения со строительными наборами.

2


Количественные представления.


8

Складывание шариков в одну ёмкость.

2

9

Знакомство с приёмом перекладывания.

2

10

Практические упражнения с использованием приёма перекладывания

2


. 2 четверть – 14 ч. Представления о форме.


1

Игры с мячами. Катание мяча.

2

2

Игры с мячами. Бросание мяча.

2

3

Хождение по коврику «Топ-топ»

1

4

Игровые упражнения с песком

2

5

Игровые упражнения с мягкими модулями

1


Представления о величине.


6

Игровые упражнения в сопоставлении двух объектов по величине.

1

7

Игры и игровые упражнения с песком.

1


Пространственные представления.


8

Перемещение учащегося в помещении класса.

1


Временные представления.


9

Наблюдения за погодными явлениями.

1

10

Имитационные действия: тепло — улыбнуться и т.д.

2


3 четверть-20 ч.



Упражнения и игровые ситуации со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными).


1

Дидактические упражнения на восприятие пространственных свойств объектов.

1

2

Упражнения на выделение необходимых элементов строительного набора.

2

3

Игровые упражнения со сборно-разборными игрушками.

2

4

Игры с конструктивными материалами: «Строим башню: кубик на кубик».

2

5

Игры с мягким модулем «Пирамида»

2


Количественные представления.


6

Игровые упражнения с водой и песком.

2

7

Пересыпание плодов.

1

8

Игровые упражнения на выбор из множества предметов по заданию учителя.

2

9

Игровые упражнения с набором «Набрось кольцо».

1

10

Игры с пальчиками на соотнесение количества: много, oдин, пальчик.

2


Представления о форме.


11

Тактильные и зрительные упражнения на выбор круглых предметов.

1

12

Катание и бросание мячей разных по размеру и фактуре.

1

13

Знакомство с кубом.

1



4 четверть – 16 ч.


1

Игровые упражнения на развитие представлений о форме

1


Представления о величине.


2

Конструирование больших и маленьких пирамидок.

1

3

Игровые упражнения в сухом бассейне.

1

4

Игры на развитие восприятия отношений по величине. «Гаражи и машины» (разной величины), «Закрой коробочки».

2

5

Игры и игровые упражнения в сухом бассейне.

2


Пространственные представления


6

Упражнения в перемещении ученика в классе по заданию учителя.

1

7

Катание кукольной коляски с куклой.

1

8

Ориентировка по схеме своего тела и лица (упражнения).

2

9

Игровые упражнения с куклой.

1

10

Игры с набором мягких модулей «Островок».

1


Временные представления.


11

Наблюдение за погодными явлениями.

1

12

Имитационные действия: дождь — имитационные движения пальцами рук и т.д.

2


Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация) (3 ч. в неделю)

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с интеллектуальными нарушениями. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. Актуальность занятий по аппликации, лепке, рисованию в том, что ребенок может выразить себя как личность доступными для него способами, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств. Используемые техники делают работы детей выразительнее, богаче по содержанию.

Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей, развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительной памяти, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формирование у детей наглядно-образного и логического мышления.

«Изобразительная деятельность» как систематический курс представлен 3 разделами:

«Лепка», «Рисование», «Аппликация».

Лепка является первым, основополагающим видом занятий, необходимых для умственно отсталого ребенка на начальных этапах формирования изобразительной деятельности. Знакомясь с пластичным материалами (глиной, тестом, пластилином), ребенок усваивает способы передачи основных признаков предмета – формы, величины. При ощупывании предметов у детей формируются способы обследования предметов и выделения его формы. Внимание ребенка концентрируется на предмете, а выполняемые действия по обследованию предмета закрепляются в слове, сначала в пассивной, а затем в активной речи ребенка.

Рисование воспитывает у детей эмоциональное отношение к миру. В ходе занятий по рисованию у детей развиваются восприятие, зрительно-двигательная координация,


перцептивно-моторные умения и навыки, образная сфера в целом. Систематические занятия рисованием способствуют нормализации поведении ребенка.

Аппликация позволяет ребенку увидеть контур предмета. В ходе выполнения аппликаций создаются условия для формирования целенаправленной деятельности и развития общих элементарных умений.

Обучающими задачами является необходимость вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать творческие проявления, развивать его самостоятельность. Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.

Изобразительная деятельность теснейшим образом связана с эмоциональным развитием ребенка, с формированием игровой деятельности и зависит от уровня развития восприятия, мышления, речи. Изобразительные действия сопровождаются игрой и речью. Во время занятий педагог рисует для ребенка и вместе с ним, сопровождая рисование речью, обучая правильным приемам работы с предметами и орудиями рисования (карандаш, кисть, бумага, мел и т.д.). На начальных этапах важно демонстрировать детям процесс рисования, лепки. Привлекать их внимание к полученным результатам. Во время демонстрации необходимо приучать детей выполнять работу вместе со взрослыми (прибегая к совместным действиям), что постепенно делает полученный результат личностно значимым для ребенка.

Содержание учебного предмета

Лепка. Дидактические упражнения и игры со сборно–разборными игрушками.

Раскатывание, ощупывание кусочка материала от целого куска (цветное тесто). Катание колбаски, шарика (на доске, в руках). Сгибание колбаски в кольцо. Размазывание теста по шаблону. Лепка из цветного теста предметов округлой формы.

Рисование. Знакомство с инструментами для рисования. Наблюдение за действиями взрослого при рисовании различными средствами. Наблюдение за собственными действиями в процессе совместного рисования («рука в руке»). Рисование ладошкой, пальчиками. Рисование пальчиками на бумаге (короткие вертикальные линии в разных направлениях).

Аппликация. Ощупывание бумаги. Разрывание, снимание бумаги. Скручивание листа бумаги. Сгибание листа бумаги.

Ожидаемые личностные результаты

Наличие:

-положительных эмоциональных реакций (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности;

- готовности к взаимодействию в творческой деятельности с педагогом.

Возможные предметные результаты

-по подражанию учителя разминать цветное тесто (пластилин) двумя руками;

-раскатывать тесто (пластилин) прямыми и круговыми движениями на подкладной доске между ладонями.

-устанавливать связи между формой предмета и способом лепки «Похожие на шар, на палочку (карандаш, конфеты, вишенки)»;

-размазывать пластилин на заготовках;

-разрывать бумагу по линии сгиба;

  • уметь различать материалы и инструменты, используемые для рисования;

-уметь оставлять графический след на бумаге, доске;

-уметь соблюдать последовательность действий при работе с красками;

  • уметь рисовать точки, линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), соединять точки.


Календарно-тематическое планирование по предмету

«Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация)»

Тема урока

Кол-вочас


1 четверть – 27 ч.



Лепка.


1

Пальчиковые игры.

10

2

Дидактические упражнения и игры со сборно–разборными игрушками

10

3

Отщипывание кусочков цветного теста.

2

4

Раскатывание кусочков цветного теста.

2

5

Катание колбаски, шарика (на доске, в руках).

3


2 четверть – 21 ч.


1

Катание колбаски, шарика (на доске, в руках).

6

2

Сгибание колбаски в кольцо.

4

3

Размазывание теста по шаблону.

5

4

Лепка из цветного теста предметов округлой формы.

2


Рисование.


5

Знакомство с инструментами для рисования.

4


3 четверть – 30 ч.


1

Наблюдение за действиями взрослого при рисовании различными средствами.

7

2

Наблюдение за собственными действиями в процессе совместного рисования («рука в руке»).

7

3

Рисование ладошками.

7

4

Рисование пальчиками.

7

5

Рисование пальчиками на бумаге (короткие вертикальные линии в разных на правлениях).

2


4 четверть – 24 ч.


1

Рисование пальчиками на бумаге (короткие вертикальные линии в разных на правлениях).

3


Аппликация.


2

Ощупывание бумаги.

5

3

Разрывание, сминание бумаги.

6

4

Скручивание листа бумаги.

5

5

Сгибание листа бумаги.

5



Сенсорное развитие (1 ч. в неделю)


Коррекционный курс «Сенсорное развитие» составлен на основе:

-ФГОС НОО для детей с ОВЗ;

-Программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева.

Особое значение на ранних этапах развития ребенка с умеренной умственной отсталостью приобретает развитие процесса восприятия, формирование процессов зрения, слуха, осязания. На начальных этапах восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного). Образы восприятия при этом имеют диффузный, слабо дифференцированный характер. В процессе целенаправленной коррекционной работы эти образы постепенно становятся более дифференцированными и систематизированными за счет формирования внутри определенного анализатора и межанализаторных связей.

Начальной ступенью развития ребенка с умеренной умственной отсталостью служит чувственное познание, которое играет огромную роль в его психологическом и социальном развитии. Очень важно организовать вовремя и правильно систему коррекционной работы. Направленный на коррекционные цели комплекс сенсомоторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, интеллектуальное развитие ребенка.


Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития ребенка, т.е. от того, насколько полно он воспринимает окружающий мир. У ребенка с нарушением интеллектуального развития сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который является результатом накопления возникающих ощущений. Такой ребенок наиболее чувствителен к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать его дальнейшему психическому и физическому развитию.

Целью обучения является обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

Задачи программы:

-коррекция познавательного развития путём систематического целенаправленного развития у ребенка восприятия цвета, формы, величины;

-развитие слухового восприятия;

-исправление недостатков моторики;

-коррекция зрительно-моторной координации;

-формирование целенаправленности движений и действий.


Содержание программы

Программа коррекционного курса включает:

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

Тактильно-двигательное восприятие

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.

Кинестетическое и кинетическое развитие

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах). Игры «День и ночь», «Волшебный лес».

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

(Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение их выделения основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый). Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Игра

«Что перепутал художник?»

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Нахождение «лишней» игрушки, картинки.

Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Зрительная гимнастика. Игры «Найди отличия», «Найди тень белки».

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый – лёгкий). Игра «В стране фигурок».Человечки.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам. Игры «День и ночь», «Волшебный лес».

Восприятие пространства

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Игра «Спрячь мышку» Восприятие времени

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно - перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Ожидаемые личностные результаты

-целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.

Возможные результаты

Зрительное восприятие: фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него. Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание и различение цвета объекта.

Слуховое восприятие: локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию.

Кинестетическое восприятие: адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное). Адекватная реакция на положение частей тела. Адекватная реакция на соприкосновение тела

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение индивидуальных занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 20 минут.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания.

Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социо культурного развития обучающегося с умеренной умственной отсталостью в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества. В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающегося нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Направления нравственного развития обучающегося:

Осмысление ценности жизни (своей и окружающих).

Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения друг другу, к человеку вообще. Формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных. Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание ребенка, общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности. Отношение к учащемуся с уважением его достоинства – является основным требованием ко всем работникам школы. Взрослый, являясь носителем нравственных ценностей, будет эталоном, примером для детей.

Осмысление свободы и ответственности. Ребенок учится выбирать деятельность, способ выражения своих желаний. Делая выбор, он учится принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но не обходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.

Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.

Формирование доверия к окружающим у ребенка происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности. В процессе обучения ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом и являющиеся носителями гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения. Любому ребенку, а с нарушением интеллекта особенно, трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.

Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность. От реакции педагога зависит то, как ребенок станет в дальнейшем относиться к себе и к окружающим.

Ученик пока не способен к сопереживанию, проявлять соучастие и сочувствие. Он нуждается в прямой демонстрации спокойных реакций, проявлениям терпения и уважения к сверстнику, независимо от его поведения и уважения взрослых.

Программа выполняется в семье, а также в рамках внеурочной деятельности. Основным и организационными формами внеурочной деятельности, через которые реализуется содержание программы, являются: экскурсии, праздники, походы и др.

Ожидаемые личностные результаты

Способность замечать и запоминать происходящее, замечая какие события, изменения происходят в жизни;

Умение выражать свои желания, делая выбор; Контроль своих эмоций и поведения;

Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе.



Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у обучающегося с умеренной умственной отсталостью вести здоровый образ жизни и бережно относится к природе. Программа направлена на решение следующих задач:

-Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

-Формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня;

-Формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта) для обучающегося с учетом его возрастных, психофизических особенностей;

-Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;

Развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;


Цель и задачи программы реализуются на уроках по предмету: «Окружающий природный мир», в ходе коррекционных занятий, а также в рамках внеурочной деятельности.

Основными организационными формами внеурочной деятельности, на основе которых реализуется содержание программы, являются: режим труда и отдыха, спортивно- развлекательные мероприятия, дни здоровья, беседы, поездки и др.


Ожидаемые личностные результаты

Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня;

Интерес и бережное отношение к природе;

Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.


Программа внеурочной деятельности

Основными организационными формами внеурочной деятельности, на основе которых реализуется содержание программы, являются: режим труда и отдыха, проекты, спортивно-развлекательные мероприятия, дни здоровья, беседы, походы.

Внеурочная деятельность направлена на социальное, спортивно-оздоровительное, нравственное, общеинтеллектуальное развитие личности и осуществляется по соответствующим направлениям. Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающегося путем организации проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность ребенка с умственной отсталостью и детей, не имеющих каких-либо нарушений развития.

Развитие личности происходит в ходе организации проведения специальных внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии и участие в общешкольных мероприятиях, в рамках рабочих программ, разработанных школой по разным направлениям внеурочной деятельности: выставки, соревнования («веселые старты», олимпиады),праздники.


Задачи

  1. Создавать условия для развития социально-эмоциональных, общекультурных умений.

  2. Расширять контакты обучающегося с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с разными людьми.

Виды работы

Организация и проведение школьных праздников, утренников, концертов. Экскурсии в парк, театр.

Занятия на базе школы-интерната.

Включение родителей в организацию внеурочной деятельности.


Ожидаемые личностные результаты

Наличие:

- мотива к общению с разными людьми;

-повышения речевой активности;

-наличие адекватных реакций и действий на обращения знакомых и незнакомых людей(подойти, улыбнуться, помахать рукой, кивнуть головой);

-выполнять с окружающими людьми игровые действия;

-умения понимать себя (весело, грустно, хочу, не хочу) и выражать свои чувства.

Возможные предметные результаты

Наличие умения:

-пользоваться средствами альтернативной коммуникации. Жесты: приветствия, прощания, благодарности, отказа, жалости, радости, указательные. Пиктограммы: хорошо, грустно, спасибо.

-подавать коммуникативному партнеру карточку, чтобы получить желаемый предмет.

Содержание программы


Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Ответственный

«1 сентября – День Знаний»

присутствие на торжественной линейке, концерте

Учитель и/о, педагог- организатор

Родители

Экскурсии в осенний парк

Наблюдения за сезонными изменениями в природе

Родители

«Новый год»

подготовка к мероприятию: изготовление украшений для ёлки, новогодней открытки;

присутствие на новогоднем празднике

Учитель и/о, педагог- организатор

Учитель и/о, педагог- организатор

«Масленица»

подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, участие в мероприятии.

Учитель и/о, педагог- организатор

Родители

23-февраля

знакомство с атрибутами праздника, рисунок на тему « Наша армия»

Учитель и/о, педагог- организатор

Родители

8 –е марта

знакомство с атрибутами праздника, разучивание стихотворения для поздравления мамы.

Учитель и/о, педагог- организатор

Родители

«Пасха»

подготовка к мероприятию: покраска яиц, изготовление украшений

Учитель и/о, педагог- организатор

Родители

Игра

игры с мячом, куклой, настольные дидактические игры «Лото»,

«Домино».

Родители

Прогулки на улице Экскурсии в весенний парк

игры с мячом, подвижные игры, экскурсия в лес, парк.

Учитель и/о Родители

День Победы.

подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, участие в мероприятии.

Учитель и/о, педагог- организатор

Родители

До свидания, первый класс!

подготовка к мероприятию: участие в мероприятии.

Учитель и/о Родители

Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

В реализации специальной индивидуальной программы развития участвуют учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель музыки, учитель физкультуры и родители.


Программа сотрудничества с семьей

Программа сотрудничества с семьей обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий. Цель: обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей обучающегося в интересах ребенка и его семьи.

Задачи:

    1. Организовать психологическую поддержку семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью.

    2. Повысить уровень осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка.

    3. Обеспечить участие семьи в разработке и реализации СИПР.

    4. Обеспечить единства требований к обучающемуся в семье и в школе.

    5. Организовать регулярный обмен информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения.

    6. Организовать участие родителей во внеурочных мероприятиях.

Содержание


Задачи

Мероприятия

Повышение осведомленности родителей об

особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

-индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в месяц и по запросу родителей);

-индивидуальные консультации родителей по темам:

«Организация свободного времени дома », «Реализация СИПР в домашних условиях »,

«Формирование социально – бытовых навыков».

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

-участие родителей в разработке СИПР;

-посещение родителями уроков/занятий;

-консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы.

-посещение семьи ребенка.

Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

-личные беседы;

-присутствие родителей на занятиях и обсуждение результатов;

-присутствие родителей на заседаниях школьного ПМПК по вопросу результатов освоения СИПР.

Организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях

-привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий:

-«1 сентября – День Знаний»

-«Мама, папа, Я – спортивная семья»

-«Новогодний праздник»

-«Масленица»

-« 8 Марта»

-«Прощай, 1 класс»

Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

-Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями.

-Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам:

«Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы»,

«Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда»,

«Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».

-Набор пиктограмм;

-Конструктор «Лего», набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.

-Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик

«непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки, цветное тесто.

детская посуда разной величины (чашка, блюдце, ложка, тарелка, чайник);

детские книги, книги-раскраски, книги-сюрпризы с иллюстрациями: сказки, рассказы, стихотворения;

декоративные украшения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. п.);

-Гимнастические мячи размера, теннисные мячи,

-Музыкальные инструменты (маракас, бубен, барабан, палочки);

Набор геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник); игровые наборы "Нумикон", цветные счетные палочки Кюизенера, конструктор "Лего", счетный материал;

-Компьютер, проектор, видеоматериалы, аудиозаписи.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!