1. Общие сведения о ребёнке.
Заключение ПМПК: Предоставление специальных условий образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года.
обучается в школе – интернате 5 год.
Семья неполная: мать и двое несовершеннолетних детей, проживают в 1 комнатной благоустроенной квартире. Мать …, находится в декретном отпуске. Заботливо и доброжелательно относится к сыну, заинтересована в успешном развитии ребенка, но воспитанием…. в основном занимаются дедушка и бабушка.
Основные двигательные навыки (ходьба, бег) сформированы. Координация движений нарушена, согласованность движений рук и ног недостаточная. Точность движений (целенаправленные движения рук) формируются.
Внимание непроизвольное, концентрация внимания низкая. Нуждается в организации внимания. Устойчивость низкая, легко отвлекаем. Преднамеренное восприятие не развито. Не способен долгое время сосредоточиться на выполнении задания. Переключается с одного вида деятельности на другой. Темп работы медленный, работоспособность низкая. Без организующей и направляющей помощи педагога задания не выполняет.
Восприятие нарушено. Темп замедлен. Объём и активность на низком уровне. В пространстве и во времени не ориентируется. Основные геометрические фигуры и цвета различает.
Память на низком уровне во всех видах.
Связная речь отсутствует, произносит отдельные слова. В… стал повторять простые предложения за педагогом (Покажи мяч. Дай тетрадь. Закрой дверь.) Звукопроизношение нарушено. Не всегда понимает речь педагога. Частично ориентируется самостоятельно в тетради, соблюдает строку, видит клеточки. Графическое восприятие частично сформировано.
Крупная и мелкая моторика развиты недостаточно. Манипуляцию с мелкими предметами В… производит: играет с мелким конструктором, собирает пазлы, нанизывает бусы на нить, лепит. На уроках помощь учителя принимает. По контуру обводит. Старательно и аккуратно выполняет работы. Может выполнить элементарные трудовые поручения.
Мышление конкретное. Кругозор узкий. Мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, не развиты. Не обобщает, не сравнивает, не классифицирует. Причинно-следственные связи не устанавливает.
В… в контакт вступает. Сведения о себе не даёт. Реагирует на телесный контакт, на обращенную речь, на изменение интонации (ласковый-строгий), громкости голоса. Может поддерживать зрительный контакт с говорящим.С детьми не контактирует, держится обособленно. Во время перемен гуляет сам по себе. Самоконтроль не развит. Самостоятельность отсутствует.Игровые коммуникативные навыки не сформированы.
Преобладающий тип нервной системы – неуравновешенный. Волевая регуляция поведения отсутствует. Эмоции неустойчивы, носят полярный характер. Прослеживается проблемное поведение: частые отказные реакции, беспричинный неадекватный плач (от нескольких секунд до нескольких минут), который сменяется неадекватным смехом, свойственна самоагрессия. Не способен планировать, учитывать ситуацию, осуществлять контроль результатов своих действий. Доброжелателен. Нравится одному кататься на качелях.
В… себя обслуживает, может самостоятельно одеться. К своему внешнему виду безразличен. Питание избирательное.
Мальчик относится ко 2 группе. Нуждается в постоянном контроле и планировании занятости ребенка.
1. Базовые учебные действия.
2. Коммуникативные навыки.
3. Санитарно-гигиенические навыки.
3. Индивидуальный учебный план.
4. Содержание образования в условия организации и семьи.
4.1 Формирование базовых учебных действий.
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками.
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками
Коррекция поведенческих проблем.
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
1. Речь и альтернативная коммуникация |
Знакомство с новыми буквами В, Ж. | | |
Узнавание и различение напечатанных букв В, Ж. | | |
Проговаривание названий букв В, Ж после произношения их педагогом. | | |
Подражание действиям по образцу и подражанию, выполняемым педагогом. | | |
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. | | |
Узнавание и различение образов графем (букв) В, Ж. | | |
Письмо по обводке и по образцу изученных букв, слогов, слов. | | |
Начальные навыки чтения и письма в доступных ребенку пределах | | |
2. Математические представления |
Количественные представления | | |
Пересчет предметов по единице | | |
Узнавание цифр | | |
Соотнесение количества предметов с числом | | |
Обозначение числа цифрой | | |
Написание цифры | | |
Представления о форме | | |
Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия | | |
Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) | | |
Пространственные представления | | |
Составление предмета (изображения) из нескольких частей | | |
3. Окружающий природный мир |
Узнавание частей суток (утро) | | |
Узнавание частей суток (день) | | |
Узнавание частей суток (вечер) | | |
Узнавание частей суток (ночь) | | |
Различение частей суток (утро) | | |
Различение частей суток (день) | | |
Различение частей суток (вечер) | | |
Различение частей суток (ночь) | | |
Представление о сутках как о последовательности (утро) | | |
Представление о сутках как о последовательности (день) | | |
Представление о сутках как о последовательности (вечер) | | |
Представление о сутках как о последовательности (ночь) | | |
Соотнесение частей суток с видами деятельности | | |
Узнавание дней недели | | |
Различение дней недели | | |
Представление о неделе как о последовательности 7 дней | | |
Различение выходных дней | | |
Различение рабочих дней | | |
Узнавание осенних месяцев | | |
Различение осенних месяцев | | |
Соотнесение осенних месяцев с временами года | | |
Узнавание времен года (осень) по характерным признакам | | |
Различение времен года (осень) по характерным признакам | | |
Узнавание явлений природы (дождь) | | |
Узнавание явлений природы (листопад) | | |
Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года (осенью) | | |
Знание изменений, происходящих в жизни животных осенью | | |
Знание изменений, происходящих в жизни растений осенью | | |
Узнавание зимних месяцев | | |
Различение зимних месяцев | | |
Соотнесение зимних месяцев с временами года | | |
Узнавание времен года (зима) по характерным признакам | | |
Различение времен года (зима) по характерным признакам | | |
Узнавание явлений природы (ветер) | | |
Узнавание явлений природы (снегопад) | | |
Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года (зимой) | | |
Знание изменений, происходящих в жизни животных зимой | | |
Знание изменений, происходящих в жизни растений зимой | | |
Узнавание весенних месяцев | | |
Различение весенних месяцев | | |
Соотнесение весенних месяцев с временами года | | |
Узнавание времен года (весна) по характерным признакам | | |
Различение времен года (весна) по характерным признакам | | |
Узнавание явлений природы (гроза) | | |
Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года (весной) | | |
Знание изменений, происходящих в жизни животных весной | | |
Знание изменений, происходящих в жизни растений весной | | |
Узнавание летних месяцев | | |
Различение летних месяцев | | |
Соотнесение летних месяцев с временами года | | |
Узнавание времен года (лето) по характерным признакам | | |
Различение времен года (лето) по характерным признакам | | |
Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года (летом) | | |
Знание изменений, происходящих в жизни животных летом | | |
Знание изменений, происходящих в жизни растений летом | | |
Представление о годе как о последовательности 12 месяцев | | |
Узнавание календарей (настенный) | | |
Узнавание календарей (настольный) | | |
Различение календарей (настенный и настольный) | | |
4.Человек |
Представления о себе | | |
Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду | | |
Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки) | | |
Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка) | | |
Семья | | |
Узнавание (различение) членовсемьи | | |
Узнавание (различение) детей и взрослых | | |
Гигиена тела | | |
Вытираниерукполотенцем | | |
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук) | | |
Вытираниелица | | |
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица) | | |
Расчесываниеволос | | |
Обращение с одеждой и обувью | | |
Узнавание (различение) предметов одежды (пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки)) | | |
Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная) | | |
Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка) | | |
Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог) | | |
Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например: надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты) | | |
Прием пищи | | |
Сообщение о желаниипить | | |
Еда ложкой (захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку) | | |
Еда вилкой (захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие с вилки губами кусочка пищи, опускание вилки в тарелку) | | |
Туалет | | |
Сообщение о желании сходить в туалет | | |
Пользование туалетной бумагой | | |
5.Домоводств |
Обращение с кухонным инвентарем | | |
Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка) | | |
Различение предметов посуды для сервировки стола (кружка) | | |
Различение предметов посуды для сервировки стола (ложка) | | |
Различение предметов посуды для сервировки стола (вилка) | | |
Различение предметов посуды для сервировки стола (нож) | | |
Различение чистой и грязной посуды | | |
Узнавание напитка по упаковке | | |
Узнавание (различение) напитков (вода) | | |
Узнавание (различение) напитков ( чай) | | |
Узнавание (различение) напитков ( сок ) | | |
Узнавание (различение) напитков ( компот) | | |
Узнавание мучных изделий, готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, сухари) | | |
Знание правил хранения мучных изделий | | |
Узнавание упаковок с молочным продуктом | | |
Различение растений огорода (овощи), сада (фрукты, ягоды) | | |
Мытье продуктов | | |
Определение необходимости стирки | | |
Наполнение емкости водой | | |
Различение моющих средств | | |
Замачивание белья | | |
Узнавание (различение) составных частей утюга (подошва утюга, шнур, регулятор температуры) | | |
Складывание вещей предметов одежды | | |
Чистка одежды | | |
Определение необходимости мытья обуви | | |
Знание (различение) средств для чистки обуви | | |
Уборка помещения | | |
Вытирание поверхности мебели | | |
Уборк а пола | | |
Сметание мусора в определенное место | | |
Заметание мусора на совок | | |
Соблюдение последовательности действий при подметании пола | | |
Уборка территории | | |
Подметание территории | | |
6.Окружающий социальный мир |
Интерес к объектам, созданным человеком. | | |
Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д. | | |
Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах. | | |
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации | | |
7.Музыка и движение |
Слушание | | |
Узнавание (различение) веселой музыки | | |
Узнавание (различение) грустной музыки | | |
Различение высоких и низких звуков | | |
Узнавание (различение) сольного и хорового исполнения произведения | | |
Пение | | |
Подпевание повторяющихся интонаций припева песни | | |
Пение слов песни: отдельных фраз, всей песни | | |
8. Изобразительная деятельность |
Рисование | | |
Освоение приемов рисования карандашом | | |
Соблюдение последовательности действий при работе с красками | | |
Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы | | |
Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов | | |
Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) | | |
Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка | | |
Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению) | | |
Аппликация | | |
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. | | |
Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. | | |
Сминаниебумаги | | |
Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали) | | |
Намазывание всей (части) поверхности клеем | | |
Выкалываниепоконтуру | | |
Лепка | | |
Разминание пластилина (теста, глины) | | |
Катание колбаски на доске (в руках) | | |
Катание шарика на доске (в руках) | | |
Сгибание колбаски в кольцо | | |
9. Адаптивная физическая культура |
Строения и перестроения: | | |
Умение строиться (совместно с учителем): | | |
Умение строиться (совместно с учителем): | | |
| | |
Ходьба и бег | | |
| | |
| | |
| | |
Лазанье и перелезание | | |
Подлезание под препятствие | | |
| | |
| | |
Броски, ловля, передача предметов | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Прыжки | | |
| | |
| | |
| | |
Равновесие | | |
| | |
| | |
Ходьба по доске, положенной на пол | | |
10. Профильный труд |
Ремесло | | |
Работа с нитками | | |
Подготовка рабочего места | | |
Наматывание нитки на катушку. | | |
Вдевание нити в иголку | | |
Отрезание нити определенной длины | | |
Шитьё | | |
Пришивание пуговиц с 2-мя отверстиями | | |
Резание ткани ножницами по намеченной линии | | |
11. Развитие психомоторных и сенсорных процессов |
Коммуникативная сфера: | | |
Контактность | | |
Навыки коммуникации | | |
Сенсорные и когнитивные процессы | | |
Зрительное восприятие: | | |
Фиксация взгляда на неподвижном предмете. | | |
Прослеживание взглядом за движущимся предметом. | | |
Узнает и называет основные цвета | | |
Соотносит предметы по величине | | |
Соотносит предметы с формой | | |
Слуховое восприятие: | | |
Локализация неподвижного источника звука. | | |
Прослеживание за перемещающимся источником звука | | |
Кинестетическое восприятие: | | |
Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека | | |
Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, пластмасса, бумага, вода и др.) | | |
Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей | | |
Различение материалов (дерево, металл, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой) | | |
Восприятие запаха: | | |
Адекватная реакция на запахи | | |
Восприятие пространства: | | |
Ориентируется в собственном теле | | |
Ориентируется на листе бумаги | | |
Моторика | | |
Имитирует позу, простое движение | | |
Осуществляет захват | | |
Манипулирует с мелкими предметами | | |
12.Предметно -практические действия |
Действия с материалами Сминание материала двумя руками, одной рукой, пальцами | | |
Разминание материала двумя руками, направляя руки в разные стороны | | |
Разминание материала двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя | | |
Разминание материала двумя руками | | |
Пересыпание материала двумя руками с использованием инструмента | | |
Переливание материала двумя руками( с использованием инструмента) | | |
Наматывание материала | | |
Действия с предметами | | |
Группировка по форме одноцветных предметов двух сходных форм | | |
Складывание фигур из счетных палочек | | |
Выкладывание прямых рядов из мозайки | | |
Складывание разрезных картинок | | |
Размещение в ряд различных по размеру предметов | | |
Различение предметов по форме ,цвету, величине | | |
13. Лечебная физкультура |
Построение | | |
Построение в шеренгу | | |
Построение в колонну | | |
Равновесие | | |
| | |
| | |
Ходьба по доске, положенной на пол | | |
Ходьба | | |
Перешагивание через предметы | | |
Ходьба с различным положением рук | | |
Медленный бег | | |
Ходьба с остановками и поворотами по сигналу | | |
Ползание на четвереньках | | |
14. Альтернативная коммуникация |
Формирование жестовой речи и понимание обращенной речи. | | |
Понимание обращенной речи | | |
Понимание жеста согласия | | |
Понимание жеста отрицаниния | | |
Сознательное использование жеста «Дай» в общении | | |
Сознательное использование жеста «На» в общении | | |
Развитие тонкой и грубой моторики | | |
Мимическое упражнение «Радость». | | |
Выполнение артикуляционного упражнения «Улыбка» | | |
Выполнение артикуляционного упражнения «Трубочка». | | |
Умение плавно переключаться с одной позы на другую | | |
Умения воспроизводить действия по образцу. | | |
Умение выполнять отраженные действия. | | |
Развитие плавного, спокойного, короткого вдоха | | |
Развитие длительного, плавного и сильного выдоха | | |
Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков | | |
Определение нахождения звука в пространстве | | |
Узнавание «Первый звук» | | |
Узнавание «Последний звук» | | |
Уточнение произношения слогов | | |
Уточнение произношения слов | | |
Формирование лексико-грамматического строя речи | | |
Умения пользоваться обобщающими словами «Овощи» | | |
Умения пользоваться обобщающими словами «Фрукты» | | |
Умения пользоваться обобщающими словами «Домашние животные» | | |
Умения пользоваться обобщающими словами «Дикие животные» | | |
Умения пользоваться обобщающими словами «Мебель» | | |
Умения пользоваться обобщающими словами «Части тела» | | |
Умения пользоваться обобщающими словами «Одежда» | | |
Умения пользоваться обобщающими словами «Обувь» | | |
Умения пользоваться обобщающими словами «Посуда» | | |
Различение предметов в единственном и множественном числе | | |
Различение большого и маленького объекта. | | |
Формирование предпосылок письма, развитие графомоторных навыков и обучение грамоте. | | |
Написание простых элементов,. | | |
Написание прямых и ломаных линий по обводке и образцу | | |
Работа с трафаретом | | |
Работа с шаблоном | | |
4.3. Нравственноеразвитие.
4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.
Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе.
Знаниеправилздоровогопитания.
Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.
Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.
Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
4.5. Внеурочная деятельность.
влажные салфетки, полотенце, бумажные полотенца, мыло, салфетки.
6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
7. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающихся.
8. Необходимые технические средства и дидактические материалы
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.