Рассмотрено Утверждаю
методическим объединением Директор
учителей истории, обществознания, ГБОУ СОШ с. Шигоны
географии _____________А.М. Малых
Протокол № 3 от 11.02.2021г.
___________Ю.И. Тимохин приказ № 661/ от 24.03.21г.
Спецификация
контрольных измерительных материалов
по предмету «История»
для проведения процедуры итогового контроля и оценки качества образования на уровне основного общего образования
9 класс
Назначение диагностической работы.
Работа предназначена для проведения процедуры тематической диагностики индивидуальной общеобразовательной подготовки обучающихся 9 классов по предмету «История».
Документы, определяющие содержание работы.
2.1 Содержание диагностической работы определяется на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования, Историко- культурного стандарта, являющегося частью Концепции нового учебно- методического комплекса по отечественной истории.
2.2 УМК по истории России Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, под редакцией А.В. Торкунова.
УМК по Всеобщей истории А.Я. Юдовская, под редакцией А.А. Искандерова.
Содержание и структура работы
Концептуальные подходы к формированию контрольно-измерительных материалов для 9 класса по истории определялись спецификой предмета в соответствии с указанным в п. 2 нормативным документом. Намеченный в ФГОС основного общего образования компетентностный подход отразился в содержании работы. Работа проверяет репродуктивный, продуктивный и творческий уровни освоения исторических знаний учащихся. Коммуникативная компетенция проверяется в работе на уровне владения обучающимися информационно- коммуникативных технологий. Работа так же отражает контроль уровня сформированности регулятивных, познавательных УУД.
Содержание предмета «история» включает в себя изучение двух курсов: истории России, занимающей приоритетное место в учебном процессе, и всеобщей истории. В итоговой работе представлены задания, ориентированные на проверку знаний по истории России, с включением элементов всеобщей истории, и задания на проверку знаний по всеобщей истории.
4.Структуры КИМ. Распределение заданий итоговой работы по основным содержательным разделам учебного предмета «История»
Содержание разделов | Количество заданий |
1.Задания по истории России нацеленные на проверку знаний по периоду с начала XIX века до начала XX в. (форма теста). | 11 |
2.Задания по всеобщей истории, нацеленные на проверку знаний по периоду с начала XIX века до начала XX в. | 4 |
3.Задания по истории, нацеленные на проверку знаний по периоду с начала XIX века до начала XX в. (форма развернутого ответа) | 4 |
Итого | 19 |
Каждый вариант работы состоит из трех частей и включает в себя
19 задания, которые различаются формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 11 заданий с кратким ответом .
Часть 2 содержит 4 задания на проверку знаний по всеобщей истории.
Часть 3 содержит 4 заданий с развёрнутым ответом. Проверка выполнения заданий части 2 проводится на основе специально разработанных критериев.
В таблице приведено распределение заданий в работе с учётом их типов.
Типы заданий | Количество заданий в КИМ |
Задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов | 5 |
Задания на определение последовательности расположения данных элементов | 2 |
Задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах | 5 |
Задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п. | 3 |
Задания с развёрнутым ответом | 4 |
Итого | 19 |
5.Распределение заданий по уровням сложности
В КИМ представлены задания разных уровней сложности: базового и повышенного..
К заданиям базового уровня сложности относятся те задания, где экзаменуемым предлагается выполнить операцию узнавания даты, факта и т.п., опираясь на представленную в явном виде информацию. К повышенному уровню сложности относятся задания, в которых от учащихся требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых ситуациях.
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий. | Количество заданий | Максимальный балл |
Базовый | 14 | 16 |
Повышенный | 5 | 10 |
Итого | 19 | 26 |
Распределение заданий по проверяемым умениям и способам действий.
№ | Проверяемые предметные результаты по истории | Код | Количество заданий | Максимальный балл |
1 | Знание основных дат, этапов и ключевых событий истории России и мира с начала XIX века до начала XX в. | 1.1 | 2 | 2 |
2 | Знание выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории. | 1.2 | 2 | 2 |
3 | Знание важнейших достижений культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития. | 1.3 | 2 | 3 |
4 | Определение последовательности и длительности важнейших событий отечественной и всеобщей истории | 2.2 | 1 | 1 |
5 | Использование данных различных исторических и современных источников (текста; схем; иллюстративного, статистического материала) при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнение свидетельств разных источников | 2.3 | 2 | 2 |
6 | Работа с исторической картой | 2.4 | 3 | 6 |
7 | Объяснение смысла изученных исторических понятий и терминов | 2.11 | 2 | 3 |
8 | Выявление общности и различия сравниваемых исторических событий и явлений | 2.12 | 1 | 1 |
9 | Определение причин и следствия важнейших исторических событий. | 2.13 | 4 | 6 |
Итого | 19 | 26 |
Продолжительность выполнения контрольной работы
На выполнение работы по истории отводится 60 минут.
Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Полный правильный ответ на 1-6,9-11 задания части А оценивается 1 баллом. Задания 7-8 (работа с исторической картой) оценивается в 2 балла. Неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
Полный правильный ответ на 1-2 задания части В оценивается
1 баллом и задания 3-4 оценивается 2 баллами каждое. Неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
Выполнение заданий части С оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа. Полный правильный ответ на 1-2 задания части С оценивается 1 баллом и задания 3-4 оценивается 2 баллами каждое.
Максимальное количество баллов за выполнение всей работы – 26.
На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается суммарный первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале.
Отметка по максимальной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0-12 | 13-17 | 18-23 | 24-26 |
По описанию итоговой оценки в примерной ООП, ученик достиг базового уровня, если в контрольной работе выполнил не менее 50% заданий базового уровня. Уровень сформированности предметных умений рассчитывается по сумме баллов за все задания базового уровня.
По описанию итоговой оценки, обучающийся достиг повышенного уровня, если в контрольной работе выполнил не менее 65% заданий базового уровня и не менее 50% заданий повышенного уровня. Повышенный уровень сформированности предметных умений рассчитывается по сумме баллов за задания как базового уровня, так и повышенного уровня.
Уровень (отметка) | Предмет |
История |
Ниже базового | 0-12 |
Базовый | 13-18 |
Повышенный | 19-26 |
| |
Обобщённый план варианта итоговой контрольной работы по истории в 9 классе
По уровню сложности: Б – базовый, П – повышенный
По типу заданий:
ВО – с выбором ответа
КО – с кратким ответом
РО – с развернутым ответом
№ заданий | Проверяемое содержание раздела курса | Диагностируемые УУД с историческим материалом | Код | Тип задания | Уровень сложности задания | Максимальный балл |
Часть 1 |
1 | История России: Правление Александра 1 | Познавательные УУД. Знание основных дат, этапов и ключевых событий истории России. | 2.1.7 | ВО | Б | 1 |
2 | История России Правление Александра 3 | Регулятивные УУД. Определение последовательности и длительности важнейших событий отечественной истории. | 2.2.3 | ВО | Б | 1 |
3 | Общественные движения 19 века | Коммуникативные УУД. Объяснение смысла изученных исторических понятий и терминов | 3.3.7 | КО | Б | 1 |
4 | Период первая четверть 19 века | Познавательные УУД. Знание выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории. | 2.1.7 | ВО | Б | 1 |
5 | Конец 18в. – нач. 19 века. | Регулятивные УУД. Использование данных различных исторических и современных источников (текста; схем; иллюстративного, статистического материала) при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнение свидетельств разных источников | 2.2.2 | ВО | Б | 1 |
6 | Период первая четверть 19 века | Регулятивные УУД. Работа с исторической картой | 2.1.8 | ВО | П | 2 |
7 | Период первая четверть 19 века | Регулятивные УУД. Работа с исторической картой | 2.1.8 | КО | Б | 2 |
8 | Период первая четверть 19 века | Регулятивные УУД. Работа с исторической картой | 2.1.8 | КО | Б | 2 |
9 | История России: Правление Александра 1 | Регулятивные УУД. Использование данных различных исторических и современных источников (текста; схем; иллюстративного, статистического материала) при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;сравнение свидетельств разных источников | 2.1.9 | ВО | Б | 1 |
10 | Знание фактов истории культуры . | Познавательные УУД. Знание важнейших достижений культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития. | 2.3.3 | ВО | Б | 1 |
11 | Выявление общности и различия сравниваемых исторических событий и явлений | Регулятивные УУД. Использование данных различных исторических и современных источников (текста; схем; иллюстративного, статистического материала) при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнение свидетельств разных источников | 2.1.7 | ВО | Б | 1 |
Часть 2 |
12 | История зарубежных стран. | Познавательные УУД. Знание основных дат, этапов и ключевых событий по всеобщей истории. | 3.3 | ВО | Б | 1 |
13 | История зарубежных стран. | Регулятивные УУД. Знание выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории. | 3.3.10 | ВО | Б | 1 |
14 | История зарубежных стран. | Познавательные УУД. Знание важнейших достижений культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития. | 3.3 | КО | П | 2 |
15 | История зарубежных стран. | Регулятивные УУД. Использование данных различных исторических и современных источников (текста; схем; иллюстративного, статистического материала) при ответе на вопросы, | 3.3.5 | КО | П | 2 |
Часть 3 |
16 | Период: вторая половина 19 века | Регулятивные УУД. Использование данных различных исторических и современных источников (текста; схем; иллюстративного, статистического материала) при ответе на вопросы. (развернутый ответ). | 2.2.1 | РО | Б | 1 |
17 | Период: вторая половина 19 века | Коммуникативные УУД. Определение причин и следствия важнейших исторических событий. | 2.2.1 | РО | Б | 1 |
18 | Период: вторая половина 19 века | Регулятивные УУД. Использование данных различных исторических и современных источников (текста; схем; иллюстративного, статистического материала) при ответе на вопросы. (развернутый ответ). | 2.2.2 | РО | П | 2 |
19 | Период: вторая половина 19 века | Коммуникативные УУД. Определение причин и следствия важнейших исторических событий. | 2.1.8 | РО | П | 2 |
Итого баллов | 26 |