Способы оформления чужой речи
Цель: обобщать и систематизировать знания обучающихся о способах передачи чужой речи; совершенствовать соответствующие пунктуационные умения и навыки; расширять и углублять предметную компетенцию обучающихся; способствовать воспитанию личности, умеющей убедительно и грамотно выражать свои мысли.
Оборудование: учебник, учебные тексты, таблицы, раздаточный материал, компьютер, экран, диапроектор.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Планируемые результаты: обучающиеся будут знать правила, регламентирующие постановку знаков препинания при различных способах передачи чужой речи; научатся правильно применять полученные теоретические знания на практике – оформлять предложения с прямой и косвенной речью, цитаты.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Беседа (вопросы на экране):
- назовите способы передачи чужой речи. Какой способ передаёт чужую речь наиболее точно?
- что называют цитатой? Какие способы цитирования вы знаете?
- в текстах какого стиля речи чаще всего используется цитирование?
Мотивация учебной деятельности.
У ч и т е л ь
В беседе, в рассказе о чём-либо часто бывает нужно передать слушателю (читателю) чужую речь. В русском языке есть целый ряд способов передачи чужой речи. В одних случаях нам важно передать не только содержание, но и форму чужой речи (её точный лексический состав и грамматическую организацию), а в других - только содержание.
В соответствии с этими задачами в языке выработались специальные способы передачи чужой речи: формы прямой передачи (прямая речь), формы косвенной речи (косвенная речь).
Особенности оформления способов передачи чужой речи вы подробно изучали в 10-м классе. Задача же нашего урока - повторить и обобщить изученное, подготовившись таким образом к сдаче ЕГЭ.
Работа над темой урока
Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм» (работа в группах).
Опираясь на полученные ранее знания и материалы таблицы, составьте развёрнутое лингвистическое высказывание на тему «Способы передачи чужой речи» (1 группа),
«Способы цитирования» (2 группа)
Свой ответ подтвердите примерами
Способы оформления чужой реи | Примеры |
Прямая речь | А: «П». А: «П!» А: «П?» Вольтер однажды метко сказал: «Словарь - это Вселенная в алфавитном порядке». «П», - а. «П!» - а. «П?» - а. «Словарь - это Вселенная в алфавитном порядке», - заметил Вольтер «П, - а, - п». «Словарь, - однажды заметил Вольтер, - это Вселенная в алфавитном порядке». «П, - а. – П» «Пользуйтесь, но не злоупотребляйте – таково правило мудрости, - сказал Вольтер. – Ни воздержание, ни излишества не дают счастья». |
Косвенная речь | Вольтер однажды сказал, что словарь – это Вселенная в алфавитном порядке. |
Ознакомление с теоретическим материалом в учебнике
Закрепление материала урока
Практическая работа (в группах) с языковым материалом (раздаточный материал). Зачитать полученные предложения и сдать на проверку их письменное выполнение.
Группа 1
1.Перестройте предложение так, чтобы в них было указание на чьё-нибудь сообщение, при этом используйте:
а) прямую речь; б) косвенную речь; в) вводные слова или предложения.
Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей. (Н.Макиавелли).
Нет уз святее товарищества. (Н. Гоголь).
Ни раба, ни повелителя дружбе не надо. Дружба любит равенство. (И. Гончаров).
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, и выйдет из него не дело - только мука. (И. Крылов).
2.Составьте и запишите предложения, оформив предлагаемые цитаты как косвенную речь.
Для меня жить – значит работать. (А. Айвазовский).
Я призываю к творческой фантазии, к осуществлению мечты, опирающейся на точные знания. (И.Бородин).
Чаще заглядывай в самого себя. (Цицерон).
Группа 2
1.Предлагаемые высказывания оформите как цитаты, сопроводив их словами автора. Поместите авторские слова вместо знака //.
Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, // будущее выстрелит в тебя из пушки.
(А. Гафуров).
// Лишь та любовь - любовь, которая чуждается расчёта. (У. Шекспир).
Очень жаль, что всю прелесть детства // мы начинаем понимать, когда делаемся взрослыми. (К. Паустовский).
2.Составьте и запишите предложения, оформив предлагаемые цитаты как косвенную речь.
Мой разум - основа моего поведения, а моё сердце - мой закон. (С. Маршак).
Я чту человека, способного улыбаться в беде, черпать силы в горе и находить источник. мужества и размышления (Т. Пейн).
Всю мою жизнь я видел настоящими только людей, которые любят и умеют работать.
(М. Горький).
Тренинг начинающего редактора
Проверьте правильность расстановки знаков препинания в предложениях. Запишите их в исправленном виде.
Один из нас сказал – «Эй вы горе-путешественники. Пойдём-ка через овраги к морю, там может быть выйдем на верный путь» (В. Машков).
«Так, так, так, - сказал доктор и, повернувшись к Ивану, добавил: Здравствуйте!» (М. Булгаков)
«Стойте, паныч – сказал вдруг лесник присев на корточки сбоку дороги – Сдаётся здесь и заночуем» (И. Тургенев).
«Она у меня и читать может! – похвалилась Ольга, нежно глядя на свою дочь. – Почитай, детка!» (А. Чехов).
Аукцион знаний
Вспомните, какие глаголы говорения употребляются в предложениях с прямой речью? Прочитайте справку в «Словаре синонимов русского языка» З.Е. Александровой:
к слову сказать даются 35 синонимических глаголов, к слову ответить - 9, а к слову спросить – 6.
Сколько синонимов к этим глаголам сможете назвать вы? Запишите их.
Работа с упражнениями учебника ( по выбору учителя)
Упражнение (преобразование афоризмов в прямую и косвенную речь)
Упражнение (расстановка знаков препинания)
Рефлексия. Подведение итогов урока
Блицопрос «по цепочке»:
1) каковы способы передачи чужой речи?
2) определите способ передачи чужой речи:
«Красота – это глубоко человеческое», - говорил В. Сухомлинский;
«Красота – это глубоко человеческое» (В. Сухомлинский);
В. Сухомлинский говорил, что красота – это глубоко человеческое
Домашнее задание
Повторить теоретический материал по теме урока.
Выписать цитаты из читаемого произведения, распределив их по темам.
Составить предложения с прямой речью, используя разнообразные глаголы говорения.
Выполнить тест «Готовимся к ЕГЭ» (тест указывает учитель)