Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий"»
Селянина Елена Александровна
МБОУ СОШ №20 им. В.М. Елсукова
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии. Более подробно остановимся на здоровьесберегающих технологиях обучения. Бесспорно, успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья. Поэтому особо актуальным становится вопрос состояния здоровья детей. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса. Необходимо создать такую учебно-воспитывающую среду обучения, которая наиболее полно раскрывает задатки ребенка. Для этого была разработана модель здоровьесберегающего обучения и воспитания, критерии урока здоровьесберегающей направленности. В основе этой модели «тренирующая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда.
«Тренирующая среда» связана с развитием интеллектуальных способностей ребенка. Она основывается на активной педагогике, в основе которой деятельностный подход, активные формы и методы обучения: поисковые, творческие, проблемные. Это и самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотез, способов решения задач, разработка проектов, творческих заданий, игра, общение, использование образцов, идей, ролей. Без всего этого нет, и не будет творчества, интереса и хорошего самочувствия.
К «сохраняющей среде» относится:
1) Санитарно-гигиенические требования. К примеру, проветренное помещение, свежий воздух способствуют повышению работоспособности мозга, легких; чистая доска – это направленность на деятельность; правильное освещение рабочего места позволит избежать усталости глаз.
2) Рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения. К примеру, если в течение урока используется один вид деятельности или 30-35 минут занимает фронтальная работа, то это приведет к невосприятию материала. Поэтому рациональная организация урока включает в себя разнообразные виды деятельности (4-7), частоту их чередования (7-10 мин), плотность урока не менее 60% и не более 75-80%, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки. Все это снимает проблемы переутомления.
3) При оценке ученических работ учитывается такое явление как субъективизм. Используются такие виды оценивая результатов: самооценка; оценка товарища, друга по парте; коррекционная оценка; совместная оценка учителя и ученика; окончательная оценка.
Таким образом, учитываются различные психофизиологические особенности детей, исключается эмоциональная стрессовая нагрузка у учащихся при оценивании его результатов, а также снимается проблема переутомления. К тому же в оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки.