Проблемы патриотического воспитания. Формы работы.
Патриотическое воспитание – одно из важнейших направлений воспитательной работы в гимназии. Классному руководителю не всегда бывает понятно, как сделать эту работу не формальной, а действительно приносящей пользу ребёнку. Общество стало другим, выросло молодое поколение, следовательно, должны использоваться другие формы и методы работы.
Перед классными руководителями стоит задача воспитать истинного патриота, то есть человека, который любит свою Родину. Но любовь – чувство глубоко личное и трудно проверяемое. Вряд ли кто-нибудь напишет в отчёте, что провёл столько-то мероприятий, и мои ученики теперь любят Родину. Да и можно ли воспитать любовь?
Русский философ И. Ильин писал, что патриотизм есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть самостоятельно через духовный опыт человека . И всякое давление извне может только помешать этому опыту или привести к симуляции. Нельзя любить по принуждению или по чужой указке. Любовь может возникнуть только «сама» в естественной радости.
Решая проблему патриотического воспитания, каждый воспитатель ставит перед собой вполне конкретные задачи:
Воспитывать интерес к прошлому через изучение культуры, памятных мест, истории жизни исторических деятелей, знаменитых людей страны;
Дать детям возможность познакомиться с самим Отечеством: историей, природой, разнообразным животным миром;
Сформировать гражданскую позицию- понимание связи с людьми, живущими в обществе.
Всё это можно выразить одним словом – СОПРИЧАСТНОСТЬ. Патриотизм – это ощущение человеком своей сопричастности к настоящему и прошлому Родины, ответственности за её будущее.
В современной России гражданско- патриотическое воспитание должно стать мирным.
Глубоко укоренившаяся традиция отождествлять патриотическое воспитание с военным в наши дни порождает новые опасности: вместо любви возникает ожесточение, желание отомстить и прочее. Учителю сегодня необходимо анализировать ситуацию в обществе и использовать знания из разных областей, а не только из педагогики. В наши дни влияние СМИ и Интернета настолько сильно, что о влиянии семьи и школы на воспитание ребёнка и говорить не приходится, так оно незначительно. В этих условиях важной задачей воспитательной работы становится развитие навыка критического анализа информации; отделение реальности от вымысла и различного искажения.
Вторым моментом является забота о том, чтобы оградить человека, и особенно ребёнка от той волны насилия, которая постоянным потоком льётся с экранов телевизоров, радиоприёмников, Интернета. То же самое относится и к компьютерным играм. Явление это небезобидное. Сцены насилия в СМИ влияют на уровень агрессивности детей и подростков. Поэтому необходимо убеждать детей и их родителей в необходимости разрешения конфликтов мирным путём , без применения насилия. Многие педагоги думают, что военно-патриотические объединения, клубы способствуют правильной социализации трудных подростков. А происходит наоборот: у детей развивается агрессивность, стремление решить проблему силовым путём. Педагогу следует помнить, что любые формы военизированных игр обязательно должны включать систему правил, перед которыми все равны и которые выполняются всеми неукоснительно; стараться не делать патриотизм ритуально-показным. Это блокирует реальное живое чувство.
Какие же формы лучше всего использовать в работе с детьми, воспитывая реальное патриотическое чувство?
Прежде всего, это организация социально полезной деятельности. Ребёнок должен знать, что он делает очень важное и нужное дело. Что это может быть? Ремонт классной мебели, бережное к ней отношение; озеленение участков, а не наоборот, уничтожение насаждений, забота о птицах в зимний период. Так же важно организовывать советы, группы быстрого реагирования ( разрешение конфликтов между старшими и младшими школьниками; между старшеклассниками; педагогами и учениками). Это тоже патриотическое воспитание. Это та же сопричастность природе, человеку, а в конечном итоге - Родине, интересы которой ребёнок учится защищать с самого малого, но обязательного момента – со своего окружения.
Ещё одно направление работы, участие в котором можно назвать активным патриотизмом, - помощь малоимущим, больным, детским домам. Она может проявляться в разной форме: концерт; подарки своими руками, приглашение в гимназию, совместные экскурсии, спортивные игры.
Любые формы работы предполагают искренность, реальное желание помочь, личный пример педагога. Только тогда дети поверят, что с ними не играют, не проводят мероприятие для галочки, а учат понимать окружающий мир, чувствовать его, сопереживать.