МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В российской науке проблеме патриотического воспитания посвящено немало педагогических исследований. В педагогическом аспекте Н. В. Ипполитова, В. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов отмечают патриотизм как важное социально-значимое качество человека, направленное на развитие его духовно-нравственных и ценностно-смысловых ориентиров для процветания Родины. По мнению А. Н. Радищева, «истинный человек и сын Отечества есть одно и то же», «ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу Отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью» [1, с. 205-206]. «Я – патриот!» – кричит тот, кто навряд ли понимает, что значит быть таковым. В настоящее время, патриотизм превращен в лозунг и лишен духовности. Любить Отечество – значит уметь сопереживать радости и горю, иметь силы не пройти мимо чьей-то боли, помочь и разделить беду. Таким образом, патриотизм – есть высшее нравственное начало, зерно настоящего в человеке, естественное чувство каждого.
Музыкальное воспитание и развитие патриотизма человека продолжается в течение всей его жизни. Формирование духовной связи с членами своей семьи, поселка, города, страны – Родины, большой и малой, проходит благодаря личному примеру, художественной литературе, кинематографу, участию в различных благотворительных, гражданских акциях и, конечно, музыке. Власть музыки безгранична, она способна проникать в иные сферы, чем живопись или поэзия. «Музыка должна высекать огонь из души человеческой», – утверждал великий Л. Бетховен и был прав. Настоящая музыка всегда искрометна, жива и бессмертна. Она способна вдохновить, окрылить, наполнить силой. Например, Второй концерт С. В. Рахманинова. Это произведение – яркий музыкальный аргумент выражения огромной любви к Отечеству. Своеобразным открытием концерта да и самого композитора, интригующим приглашением к слушанию являются отзывы и комментарии. Вот одни из них: «Он меня зацепил моментально, с первых нот, и я его предсказуемо прослушала раз семьсот. Но кроме эмоционального вихря, он зацепил меня вопросом, с которым я долго пыталась разобраться», «…когда слушаешь музыку Рахманинова, эту музыку души, часто щемит сердце, настолько сильно она отзывается в душе», «Самое восхитительное произведение Рахманинова, затрагивает самые тонкие струны души, это шедевр классической музыки!», «Музыка Рахманинова поднимает в человеке пласты прожитой жизни». Во фрагменте замечательного фильма «Весна на Заречной улице» главная героиня откладывает все свои насущные дела, чтобы послушать Второй концерт великого русского композитора С. В. Рахманинова. Этот эпизод удивителен тем, что все чувства, которые испытывает героиня – восторг, внутренний подъем, счастье,- зритель видит в ее глазах, сосредоточенном взгляде, появившейся улыбке. Это волшебство музыки и, главное, искреннее желание человека участвовать в этой магии. Для девушки жизненно важно услышать музыку композитора, не просто прикоснуться к мелодии, а найти в себе самой те же подобные чувства, пройти собственный эмоциональный путь, свое движение души. Редкое явление сегодняшнего дня, когда эмпатия стала даром, когда чувства большинства молодых людей не просто притупились, а порой стерты словно ластиком. Умение сопереживать – главное, чему может научить музыка (вот почему во многом музыку определяют «божественной»). Музыка способна найти потаенные тропинки к сердцу, только это трудный путь.
Хочется остановиться на мысли о том, что процесс слушания – это большая работа зрителя, слушателя. Нельзя заставить обывателя строить дом, если он никогда не держал шпатель в руке; нельзя просить испечь хлеб, если кто-либо не знает свойств муки и других ингредиентов. К музыке глубокой, возвышенной, наполненной чувствами, личной историей также нельзя подходить легкомысленно: нельзя поставить музыкальный файл с ходу, заставить слушать и требовать отклика. Сложный язык музыки требует осмысленности, подготовки. Таким образом, просто необходимо прививать у людей культуру слушания музыкальных произведений.
Говоря о музыке как воспитателе самых главных чувств – любви и уважения к Родине, не стоить забывать о том, что данный процесс довольно трудоемкий и долгосрочный. К сожалению, разного рода образовательные учреждения в полной мере не могут справиться с этой задачей. Это в первую очередь – задача семьи. Если ребенок не видит читающих родителей, чтение его также не привлечет. Если родители не слушают классику, то деньги, потраченные на музыкальное воспитание ребенка, не трансформируются мистическим образом в интерес ребенка к музыке. Как не согласиться с Генрихом Нейгаузом, советским пианистом и педагогом, который писал о том, что иметь хороших родителей важнее, чем хороших учителей. И как ко времени вспоминается ставшая популярной традиция разучивания и исполнения военных песен в семьях. «Смуглянка», «Священная война», «В землянке», «Катюша» – наиболее исполняемые произведения. Удивляет, с какой ответственностью маленькие граждане подходят к совсем не детскому репертуару. «Мама сказала, чтобы я так спел песню, чтобы все встали и пошли!» – еще картавя, делится своей музыкальной задачей маленький артист перед записью песни А. В. Александрова «Священная война». Необычайный дух мужества, братства, любви, нежности, удали, веры – одним словом, дух народа, единого и оттого непобедимого, заложен в военных песнях. Они до сих пор актуальны, они до сих пор вдохновляют, не лгут, не обманывают и не позволят свернуть с верного пути. Неудивительно, что эти песни популярны во всем мире, их поют на разных языках! Концерты, фестивали военных песен – замечательная практика в решении вопроса формирования патриотического духа у детей, подростков и молодежи.
Современным школьникам на уроках музыки предлагают самостоятельно находить дополнительный материал о том или ином композиторе, его творчестве. Уроки музыки пестрят рефератами, сообщениями и другими информационными работами. На мой взгляд, опасно отсылать ученика к информационным источникам, поскольку зачастую их привлекают не вопросы творческого поиска, секреты мастерства, замысла произведения, а тривиальные факты биографии, изнанка жизни, которая порой бывает и жестокой, и нелицеприятной. Учителю музыки стоит многих усилий направить мысль ученика на выражение в музыке личной борьбы со своими страстями великих гениев. И это, безусловно, важная сторона патриотического воспитания. Героями в музыке (например, П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев, Л. Бетховен, Д. Д. Шостакович, Ф. Шопен и др.) для ребят станут те, кто стал велик сердцем и духом. На одном из увиденных мною уроков музыки, посвященных Л. Бетховену, звучали слова Ромэна Ролана: «Жизнь … почти всегда была непрестанным мученичеством; оттого ли, что трагическая судьба ковала души этих людей на наковальне физических и нравственных страданий, нищеты и недуга; или жизнь их была искалечена, а сердце разрывалось при виде неслыханных страданий и позора, которым подвергались их братья, – каждый день приносил им новое испытание; и если они стали великими своей стойкостью, то ведь они были столь же велики в своих несчастьях. И пусть не слишком сетуют несчастные: цвет человечества с ними. Подкрепим себя их мужеством… они дадут нам утешение. Из великих этих душ ключом бьется светлая сила и могучая доброта».
Доброта, сострадание, утешение, истина – все это звучит в музыке духовной, без которой невозможно представить человека, глубоко и преданно любящего Отечество. Уроками откровения являются уроки, посвященные духовной музыке. Это очень важный, очень необходимый разговор. Этот разговор должен быть очень аккуратным, ведь здесь дело не в темпо-ритме, не в динамических оттенках, а в восприятии целостности образа. Нужно повернуть взгляд ребенка к лицу Бога. Вести такой диалог, по моему личному убеждению. должен только тот, кто имеет Бога в своем сердце. У моего учителя был ответ на наш вопрос: «Что есть Бог для Вас?». Песнопения Д. С. Бортнянского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, по-настоящему духовных людей, которым присущи подлинное религиозное чувство, подлинное религиозное восприятие, утверждают нас в присутствии божественного. Мы необходимы здесь, у нас определенный путь, собственная миссия под знаменем Его, под знаменем любви, добра, сострадания и жертвенности. Жертвенность- еще одна ключевая сторона патриотизма. Одним словом, обращение к духовной музыке – это поиск внутренней силы, дабы стать человеком, достойным этого имени. Я уверена, обращение к православной музыке не должно быть хаотичным, это вопрос совместного разговора и учителя, и родителей с ребенком. Духовность – основа нашей православной культуры, основа всеобъемлющей любви к Родине, людям. В эпоху агрессии, неверия, подмены понятий важно обращать внимание на невероятное достоинство, которым дышит духовная православная музыка; обращать внимание на незримый свет, которым наполняется слушающий или исполняющий, свет, способный привести в равновесие чувства, мысли, волей невидимого направить по пути милосердия. Рассуждая о патриотизме, просто необходимо говорить о проявлении милости сердца, души любящего искренне свой народ, свою культуру. Хочется вспомнить повесть В. А. Закруткина «Матерь человеческая», которая потрясает своей молитвенностью , в которой так ярко выражены мотивы песнопений. Милосердие, прощение – не в этом ли кроется сила русского характера? Так точно о роли духовной музыки сказал богослов Иоанн Златоуст: «В самом деле, какое из искусств сравнится с искусством образования души и просвещения ума? В этом искусстве главным является забота о душе, потому многое в общественной и частной жизни идёт у нас не по нашему желанию, что мы не заботимся о духовном, прежде всего, а потом о житейском… Необходимо заботиться не о том, чтобы сказать больше, а говорить с пользой духовного обогащения ребёнка».
Патриотическое воспитание посредством музыки , конечно, не обойдет стороной обращение к главной песни государства-гимну. Гимн России (автор текста С. В. Михалков автор музыки легендарный А.В. Александров)- выражение ее силы, единства и исторической солидарности. Это символ Родины, символ, которым необходимо дорожить. Исполнять Гимн, стоя и приложив руку к сердцу,- выражение неоспоримого уважения к Отечеству. В нем (тексте) нет политизированных строк (надо отдать должное автору произведения!), в нем есть внутренняя сила и огромное достоинство. Музыка А. В. Александрова удивительным образом дополняет и приумножает эффект восторженности: вот так должен звучать Гимн! К слову сказать, в русской классической патриотической музыке (П.И. Чайковский, М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, С. В. Рахманинов и др.) так же неторопливо поступательно звучит музыкальная речь. В ней нет увеселительных нот, бравады, но есть ноты светлой радости, духовного счастья и, самое важное, неопровержимой веры в добро.
Но важно осознавать , что исполнение Гимна должно соответствовать важным событиям в жизни россиян. Нельзя обращаться к государственному символу без всякого на то повода, нельзя превращать исполнение в обыденность, скучную привычку. Но петь в школе гимн просто обязаны. Осознанное исполнение гимна школьниками приведёт к формированию у них объективной картины мира; коллективное торжественное исполнение будет способствовать повышению морального духа, развитию воли, стремлению к высоким достижениям, становлению чувства патриотизма; гимн - прекрасное средство воспитания настоящих граждан своей Родины, неравнодушных к её судьбе. «Хотелось, чтобы гимн был другом и вдохновителем человека-гражданина",- искренним было желание создателя гимна А. В. Александрова.
Патриотизм-чувство деятельностное. Это движение души, ума созидательное , а порой и жертвенное во имя Родины. И обо всем этом музыка говорит открыто, честно, призывая всех неравнодушных «любить…,но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать» (В.Розанов).