СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Создание комфортной образовательной среды - приоритетное направление деятельности детской школы искусств"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья рассказывает о том, что важной задачей для современной ДШИ является разработка мер по укреплению здоровья обучающихся, предлагает к рассмотрению виды комфортности образовательной среды и способы их достижения.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Создание комфортной образовательной среды - приоритетное направление деятельности детской школы искусств"»



«Создание комфортной образовательной среды – приоритетное направление деятельности детской школы искусств»


Разработка эффективных мер по укреплению здоровья учащихся является важной задачей для современной ДШИ. Эта необходимость диктуется ухудшением здоровья учащихся, ростом числа отклонений от общепринятых норм поведения и правонарушений среди несовершеннолетних. В настоящее время большое количество детей школьного возраста испытывают неустойчивые, дискомфортные состояния, затрудняющие выполнение школьных требований, испытывают трудности в общении с педагогами и сверстниками.

Вопросы создания комфортной образовательной среды становятся сегодня все более остро востребованными. Это связано с тем, что в настоящее время большое количество школьников испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы мы видим в достижении школьниками комфорта во время учебно-воспитательного процесса как состояния и качественной характеристики их деятельности.

Образовательная среда – понятие комплексное, включающее в себя все, что окружает ребенка в школе: здание, оборудование, рабочая мебель, оснащенность, режим обученияучебные программы и способы их реализации, объем дневной и недельной учебной нагрузки, взаимоотношения с учителями и сверстниками.

Специальными исследованиями установлено непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся условий внутришкольной среды, одной из которых является комфорт. Ведь от того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования и психологическое здоровье учащихся.

Под комфортностью образовательной среды понимается, прежде всего, атмосфера спокойствия, доброжелательности и поддержки, которую должен чувствовать в школе каждый ученик и учитель.

«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова дает следующее определение комфортности: «Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют».

Существует три структурные составляющие данного понятия.

Комфортность:

  1. Психологическая

  2. Интеллектуальная

  3. Физическая

Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.

Источником психологической комфортности является:

- положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя;

- доброжелательное отношение между учителем и учеником, т. к. в школе главной фигурой был и остается учитель.

Действия учителя по созданию здоровой психологичекой комфортной среды сводятся к обеспечению благоприятных условий для взаимодействия «учитель-ученик» с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере.

Как добиться психологической комфортности?

  1. используйте в своей работе просьбы, а не требования;

  2. используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;

  3. используйте компромиссные решения спорных вопросов (ведь безвыходных ситуаций не бывает), а не открытую либо скрытую конфронтацию;

  4. добейтесь четкой организации урока или мероприятия, а не жесткую дисциплину;

  5. не допускайте стрессообразующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);

  6. создайте "домашнюю" атмосферу урока для полного раскрепощения учащихся;

  7. используйте на уроках или мероприятиях методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка).

Принцип психологической комфортности является ведущим, т. к. он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как "дома". Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они "замешаны" на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний, но и для развития его физического состояния.


Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.

Хорошо известно, что в подавляющем большинстве общеобразовательных школ только небольшой % учащихся успешно усваивают наиболее трудные предметы: математикуфизикухимию, языки. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем предметам.

Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет учащихся занижать ценность школьных знаний, любознательности, старательности, исполнительности, что связано с образом хорошего ученика и хорошей успеваемости. В противовес этому демонстрируется независимость и различные признаки взросления: курение, демонстративный интерес к противоположному полу и др.

Как добиться интеллектуальной комфортности?

  1. используйте частую смену видов учебной деятельности на уроке (опрос учащихся, письмо, слушание, чтение, рассказ, просмотр наглядных материалов, работа с компьютером, ответы на вопросы, решение примеров и задач, рисование, работа с интерактивной доской (норма 4-7 видов деятельности за урок));

  2. используйте не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповая работа, парная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа), чередуя их не позже чем через 10-15 минут;

  3. используйте на уроке или мероприятии методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих учащихся. Метод свободного выбора - свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, взаимодействия, свобода творчества. Активный метод - ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик в роли исследователя. Метод, направленный на самопознание и саморазвитие интеллекта, эмоций, общения, выражения, самооценки и взаимооценки;

  4. используйте динамические паузы или минуты релаксации (норма: дважды за урок, через 15-20

  5. обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик в роли исследователя. Метод, направленный на самопознание и саморазвитие интеллекта, эмоций, общения, выражения, самооценки и взаимооценки;

  6. используйте динамические паузы или минуты релаксации (норма: дважды за урок, через 15-20 мин урока по 1 минуте из 3х упражнений);

  7. наличие внешней мотивации обязательно (оценка, поддержка, соревновательный момент);

  8. стимулируйте внутреннюю мотивацию - стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изученному материалу, удовольствие от полученных знаний;

  9. поддерживайте у учащихся веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе;

  10. создавайте ситуацию успеха на уроке (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей учащихся;

  11. справедливо оценивайте ответы учащихся (используйте вариативную систему оценивания: за один урок ставить оценку за каждый вид деятельности, суммируя его в конце урока; тогда понятие «двойка» просто исчезнет). Оценка должна помогать учебе, а не «отбивать охоту» учиться.


Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.

Как добиться физической комфортности в школе?

  1. организация горячего питания в школе;

  2. соблюдение питьевого режима;

  3. соблюдение гигиенических условий и норм СанПина по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах;

  4. обязательно наличие благоприятных комфортных условий в школе (отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).


Подводя итог вышесказанному, хотелось бы огласить 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности:

  1. уважайте детей;

  2. не навредите, ищите в детях хорошее;

  3. замечайте и отмечайте малейший успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются;

  4. не приписывайте успех себе, а вину ученику;

  5. ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать;

  6. на уроке и мероприятии всегда создавайте ситуацию успеха;

  7. не кричите, не оскорбляйте ученика;

  8. хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;

  9. только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;

  10. оценивайте поступок, а не личность;

  11. дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.



Использованная литература


1. "Толковый словарь русского языка", Ожегов С. И.

2. Смирнов Н. К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе". – 2007

3. "Толковый словарь русскго языка", Ожегов С. И.

4. Смирнов Н. К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе"

5. Кузнецова, Л. В. Ситуация успеха на уроке / Л. В. Кузнецова, // Начальная школа№4.

6. Кореневская В. А. Всем ли комфортно в школе? методическое пособие./ В. А. Кореневская, - Кемерово: изд. обл. ИУУ, 1999. - с.112.


4