Макарова Ирина Александровна, учитель английского языка, МБОУ «лицей №123» «Формирование межкультурной компетенции у учащихся на уроках английского языка»
ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Формирование у учащихся умений и навыков общения с представителями иных культур является одной из основных задач современного образования.
Педагогическая литература предлагает различные подходы к формированию межкультурной компетенции учащихся. Но данная проблема недостаточно изучена, поскольку не удалось обнаружить исследований по комплексному рассмотрению подходов.
По мнению доктора культурологии А.П. Садохина, учащиеся обладают низким уровнем толерантного сознания, кроме того, большинство школьников имеет не только низкий уровень сформированности межкультурной компетенции, но и уверены в ненужности изучения особенностей других культур.
Доктор филологических наук Л.Г. Веденина утверждает, что «межкультурное обучение» напрямую связано с обучением иностранному языку и определяется как «полилог языков культур».
Вслед за С.Г.Тер-Минасовой, Г.В. Елизаровой, Т.Г. Грушевицкой, С.Л. Волковой, А.П. Садохиным, Е.В. Бондаревской, И.С. Якиманской мы предлагаем рассмотреть комплекс следующих подходов к формированию межкультурной компетенции на уроках иностранного языка у старшеклассников:
- компетентностный
- коммуникативно-когнитивный
- личностно ориентированный
- диалогический
- кросскультурный
1.Компетентностный подход формирует способность школьника к постоянному повышению качества владения изучаемым иностранным языком: от базового уровня компетенции к более высокому.
Таким образом, компетентностный подход, востребованный в образовании в ответ на запрос профессиональной сферы, сегодня связывается со способностью человека действовать в различных проблемных ситуациях, развивать и приобретать новые компетенции. На основе компетентностного подхода достигается новое качество образования: овладение компетенциями, основой которых является личностно-ценностная составляющая.
2.Коммуникативно-когнитивный подход предполагает опору на уже сформированные коммуникативные умения обучающихся в родном языке, в том числе, на теоретические лингвистические понятия. Они изучают и активно употребляют как родной, так и иностранный язык. Такая интеграция позволяет успешно развивать лингвистическое мышление у школьников, возрастает их интерес к учению. Результатом правильно организованного овладения лингвистическим знанием будет готовность ученика к постоянному самостоятельному совершенствованию своих языковых компетенций.
Сущность принципа когнитивной направленности обучения в том, что учащийся - активный деятель учебного процесса. Он сам активно способствует своему обучению, а также сотрудничеству с педагогом и другими учениками.
3.Личностно-ориентированный подход заключается в том, что в центре обучения и воспитания находятся сам обучающийся, его мотивы, цели, интересы, образовательные и индивидуальные потребности, познавательные возможности.
В современных условиях необходимо помочь каждому учащемуся выбрать значимые для него ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих проблем, освоить способы их решения, открыть мир собственного «Я» и научиться управлять им.
4.Диалогический подход к формированию межкультурной компетенции обеспечивает равноправные отношения между субъектами общения и предполагает формирование особых качеств личности, таких как толерантность, чувство ответственности за свои поступки, способность к сопереживанию, чувство гордости за культурное наследие своего народа, понимание и принятие чужой культуры, способность и желание понять общие черты и различие своей культуры и культуры страны изучаемого языка.
Одним из основных достоинств диалогического подхода является его принципиальный отказ от монологичности в мышлении, с которым связываются авторитарность, нетерпимость к чужому слову и мнению.
Таким образом, диалогический подход помогает учащимся самоопределиться в родном культурном пространстве: постичь свою культуру и самого себя. Изучение многообразия культур ведет к осознанию школьником образа мира в целом, который может быть внутренне им принят или не принят, но который в любом случае вовлекает его во взаимоотношения разных культур, способствует формированию таких качеств, как «открытость, терпимость и готовность к общению».
5.Кросскультурный подход направлен в первую очередь на обеспечение взаимопонимания между коммуникантами, представляющими различные культуры, а также межкультурное общение. Здесь взаимодействие культур выступает как явление, в котором различные формы общения культур основываются на глубоком всестороннем взаимопроникновении. Сегодня взаимодействие культур характеризуется прежде всего тем, что иная культура помогает осознать объективную ценность своей культуры и путем сравнения более глубоко понять ее своеобразие.
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: так как умение общаться с представителями культуры изучаемого языка является одной из основных задач современного образования, то при решении данной задачи, на наш взгляд, необходимо опираться на вышеперечисленные подходы к формированию межкультурной компетенции в комплексе. В свою очередь, это будет способствовать «приобщению к культуре, традициям, реалиям страны изучаемого языка, формированию умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения».
Список использованной литературы:
Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. — М.: АРКТИ — ГЛОССА, 2000. — 165 с.
Грушевицкая, Т.Г., Попков, В.Д., Садохин, А.А. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А.П.Садохина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 352 с.
Пассов, Е.И. Коммуникативное иноязычное образование / Е.И. Пассов - Липецк, 1998. - 159 с.
Садохин А.П. Межкультурная компетенция и компетентность в современной коммуникации: (Опыт системного анализа) // Общественные науки и современность. - 2008 ‑ № 3. - С. - 156-1
Синицина, Ю.А. Межкультурная коммуникативная компетенция: требования к уровню владения и некоторые пути ее формирования // Иностр. языки в школе. - 2002. - №6. - 14 с.
Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учебное пособие для студентов, аспирантов и соискателей по специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация». - М.: Слово, 2000. - 261 с.
Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования/ И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000.- 175 с.