СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Экскурсия как одна из форм организации обучения"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится о необходимости и значении биологических экскурсий. Даже очень красивая картинка, слайд или видео не сможет заменить живое общение с природой!

Просмотр содержимого документа
«Статья "Экскурсия как одна из форм организации обучения"»


Экскурсия как одна из форм организации обучения.

Для чего необходимы биологические экскурсии? Это время, которое посвящается общению с природой. Очень важно научить школьника замечать, что делается вокруг, показать, как ранима природа. Только биологически грамотный человек сохранит природу, только на любящих и заботливых людей могут рассчитывать и лягушка, и тигр. Кроме того, наблюдения в природе дают хорошую подготовку и возможность определиться в выборе профессии. Я приведу пример экскурсии «Лекарственные растения», которую провожу на биологическом кружке.

Раньше всех трав в нашей местности (начале апреля ) зацветает мать – и- мачеха. Это растение с жёлтыми соцветиями - корзинками на коротких и толстых стеблях. Листья у него появляются позднее. Родовое название мать и мачехи – Tussilaqo – в переводе с латыни означает выводить кашель. Листья мать и мачехи – прекрасное отхаркивающее средство. Приблизительно вместе с мать - и – мачехой зацветает и ольха. Вскоре распускаются серёжки ив, осин, тополей.

На ольхе серёжки вырастают ещё прошлом году, но зимой они были плотные, заледеневшие. Весной они вытягиваются и становятся рыхлыми. У ольхи два типа цветков: пылящие мужские и коричневые шишечки – женские.

Ещё в апреле детям можно показать иву козью(бредину). Это двудомное, насекомоопыляемое растение. Ивовый мёд самый ранний. У представителей рода ив цветки собраны в соцветия, околоцветники отсутствуют, вместо них – 1 - 3 медовые железки (нектарники). Плод – сухая коробочка. В нашей местности встречаются: ива белая(ветла), ива ломкая(ракита), ива козья(верба). Отвар и настойку ивовой коры в народе используют при болях в ногах.

У детей может вызвать интерес лист осины дрожащей. Черешок осинового листа сплющен с боков, в результате чего он оказывается подвижным и трепещет даже при лёгком дуновении ветра.

Род тополь содержит около 25 видов; цветки у него мелкие, невзрачные, сильно упрощены и собраны в соцветия. У цветков есть крошечный бокальчатый околоцветник, нектарников нет. Тополя очень быстро растут и способствуют очистке воздуха от пыли.

Род одуванчик сложный в России насчитывает около 200 видов. Родиной одуванчика считается Малая, Центральная Азия и Кавказ. Во Франции, Англии, Италии одуванчик культивируется как овощное растение, а также применяется в качестве заменителя кофе и цикория.

Тысячелистник использовался на Руси ещё в XI веке как заживляющее и кровоостанавливающее средство. Растение разминали пальцами и накладывали на раны. В его листьях и цветках содержатся эфирные масла, которые убивают многие бактерии. Отваром травы тысячелистника можно опрыскивать растения, поражённые тлёй.

Мох сфагнум может впитывать жидкость. Приложенный к ране мох заменит и вату и йод, так как содержит в своих клетках вещество сфагнол, убивающее бактерии гниения. Во время войны он не раз выручал и солдат и партизан.

Весьма распространён у нас и лопух. Корень однолетнего лопуха, выросший на хороших почвах, может быть с хорошую морковь. Его можно есть сырым, варёным, жареным и печёным, можно класть в суп вместо картофеля. Корень содержит до 12% белка, до 45% сахара, из него можно даже делать повидло.

Легко узнаваем детьми подорожник, по латыни его называют «плантаго», что означает ступня. Если приложить лист подорожника к ране или потёртости на ноге, то боль пройдёт и рана не загноится. Настой из сушёных листьев подорожника применяют как отхаркивающее средство и при некоторых заболеваниях кишечника. Крапиву двудомную тоже трудно с чем- нибудь перепутать. Её листья содержат витамины А, В, С, К, соли железа, кальция, магния. Весной из молодых листьев делают салат, начинку для пирогов, пельменей, варят щи.

Пастушью сумку в нашей стране считают сорным растением и борются с ней. Однако её листья можно добавлять в борщ, супы, жарить с мясом. В некоторых районах Китая её даже специально выращивают. В листьях этого растения содержание витамина А гораздо выше, чем в моркови, а витамина В2 больше, чем в капусте. Много в ней и аскорбиновой кислоты, солей кальция и фосфора.

На экскурсии можно познакомить учащихся и с зелёными барометрами. Так по листочкам звёздчатки средней, или мокрицы, можно предсказывать погоду: если до семи часов утра венчик не поднимется и не раскроется, то днём будет дождь.

Цветки акации жёлтой перед дождём выделяют больше нектара, его запах привлекает пчёл, и они целыми скоплениями кружат над кустами. По их напряжённому жужжанию можно определить приближение дождя. Акация как бы спешит опылить свои цветки до наступления ненастья.

Часто младшие школьники задают вопрос о съедобных дикорастущих растениях. Так вот корневище рогоза содержит сахар, белок и крахмал. Из него можно приготовить даже муку. Для этого корневище тщательно моют и разрезают на кусочки по 1 см, после высушивают до сухого треска. А дальше измельчают до состояния муки. Мука их рогоза использовалась в Астрахани для выпечки хлебцев, бисквитов и пряников ещё в начале XX века.

Иван – чай имеет сладкие корневища, их едят сырыми и варёными. Молодые листья хороши в салатах. Листья цветущего растения сушат и заваривают вкусный витаминный чай.

Таким образом, даже очень красивая картина не заменит живого общения с природой. На экскурсии есть возможность близко познакомиться с представителями растительного и животного мира, понаблюдать за ними в естественной для них обстановке и понять, что всё в жизни взаимосвязано.



Литература.

1. Беккер И.Л. Времена года (Книга юного фенолога). – М., 2001.

2. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Биологические экскурсии. – М., 1990.

3. Курганский С.М. Внеурочная работа по биологии. 6 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2015.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!