СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Малышам о Крыме"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Основной целью данной работы является  формирование у детей знаний о Крыме, как о родном крае.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Малышам о Крыме"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никитская средняя школа» - детский сад

муниципального образования городской округ Ялта











МАЛЫШАМ О КРЫМЕ











Подготовила: Сосюк Ирина Николаевна,

музыкальный руководитель











г. Ялта, 2022 г.



Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Среди наиболее значимых проблем, стоящих перед образованием на современном этапе, выступает проблема становления ценностного и уважительного отношения к малой родине, ее истории, культуре, коренным народам и т.д. Особенно важна она в период дошкольного детства, в котором складываются первоосновы для дальнейшего развития нравственных чувств ребенка, в том числе ценностного отношения к малой родине. Суть формирования представлений о малой родине в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников чувства любви и уважения к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре малой родины, созданной трудами родных и близких ребенку людей.

Основной целью данной работы является формирование у детей знаний о Крыме, как о родном крае.

Для реализации вышеуказанной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • Образовательные: расширить знания детей о полуострове Крым, как о многонациональном и колоритном крае с уникальной природой; сформировать представление детей об истории возникновения Крыма; познакомить с одной из легенд Крыма.

  • Развивающие: развивать познавательную активность, стремление узнать как можно больше о Крыме; способствовать развитию кругозора, воображения, любознательности, наблюдательности, памяти.

  • Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой край, интерес к прошлому, любовь к родной земле, человеколюбие, уважение к культуре, традициям других народов, проживающих в Крыму.

Ресурсный материал может подбираться индивидуально в соответствии с требованиями музыкального руководителя и воспитателя. Тем не менее, универсальным представляется физическая карта Крыма (рис. 1), куклы в костюмах народа Крыма или их изображения (рис. 2, 3, 4), фотографии основных достопримечательностей Крыма (рис. 5), и по возможности, изображения древних городов Крыма (рис. 6).




Рис. 1. Физическая карта Крыма

Рис. 2. Русский народный костюм Рис.3. Украинский народный костюм

Рис. 4. Татарский народный костюм

Рис. 5. Достопримечательности Крыма


Рис. 6. Фото старого Крыма

Крым – одно из необыкновенно прекрасных мест на Земле. Благодаря своему географическому положению он находился на стыке обитания разных народов, со своей уникальной культурой и историей. Крым – это жаркое солнце, соленый запах моря, теплый песок и шум морского прибоя. Удивительный край с яркой и славной историей, которая уходит глубоко корнями в прошлое.

На начальном этапе крайне важно привить искренний интерес ребенка к изучению истории родного края. Представляется интересным познакомить ребят со следующей легендой о Крыме: «Когда-то, давным-давно наша крымская земля была безлюдной, с богатыми плодородными землями, с мягким климатом: теплую зиму сменяла цветущая весна, за весной приходило солнечное лето, а после лета наступала осень и одевала деревья в красно-желто-багряный наряд, в лесах водилось много зверей, а в реках, озёрах и море – рыбы. Этого не могли не заметить первые древние люди, которые поселились на крымской земле. Называли этот народ – таврами, отсюда и пошло первое название Крыма – Таврика. На протяжении многих веков и тысячелетий земля Крыма пережила множество ярких событий, переселений и завоеваний. Одни народы приходили в этот край, другие исчезали, а с ними менялись названия городов и название Крыма – Таврия, Таврида. Древние люди, поселившиеся на крымской земле около ста тысяч лет назад, ходили на охоту, ловили рыбу, разводили пчел, выращивали скот и занимались земледелием. Уже тогда в землях Крыма была железная руда, это привело к развитию различных ремесел, а также металлургии и горного дела.

С тех пор прошло немало времени. Крымская земля хранит в себе множество тайн и загадок. О том далеком прошлом нам известно от историков, изучающих историю возникновения Крыма, из археологических раскопок. При раскопках, ученые-археологи находили глиняные таблички, по которым имели представления о правителях того или иного государства, а также выяснили, что города Крыма имели другие названия. Например,

  • Древний Херсонес – это современный город-герой Севастополь, известный своей боевой и трудовой славой (рис. 7).

  • Древний Пантикапей – это город-герой Керчь (рис. 8).

  • Древний Неаполь Скифский – это город Симферополь, который является столицей Крыма (рис. 9).

  • Кафа – современный город Феодосия, который в древности был большим торговым портом. В наши дни город Феодосия – это известное курортное место Крыма.

  • Генуэзская крепость – в те древние времена была самой мощной крепостью, а сейчас это памятник архитектуры и истории (рис. 10).

  • Керкинитида – город-курорт Евпатория, известный своими лечебными грязями, морскими минеральными водами» (рис. 11).

Свой рассказ о городах можно дополнить фотографиями, представленными ниже, для формирования у дошкольников лучшего понимания.


Рис. 7. Херсонес


Рис. 8. Пантикапей


Рис. 9. Неаполь Скифский


Рис. 10. Генуэзская крепость


Рис. 11. Керкинитида

Помимо достопримечательностей, важно показать, что Крым вызывал неподдельное восхищение у известных исторических деятелей, которые неоднократно посещали его. В качестве примера можно привести выдающегося русского писателя и поэта Александра Сергеевича Пушкина, который посвятил немало строк красотам Крыма:

«Кто видел край, где роскошью природы

Оживлены дубравы и луга

Где весело шумят и блещут воды

И мирные ласкают берега.

Где на холмы под ласковые своды

Не смеют лечь угрюмые снега?

Скажите мне, кто видел край прелестней?»


Рис. 12. А.С. Пушкин в Крыму

Еще одна важная составляющая, на которую следует обратить внимание ребенка при знакомстве с Крымом – культура и музыкальные традиции народов Крыма. Представляется необходимым рассмотреть народные песни трех основных этносов, проживающих на крымском полуострове – русских, украинцев и крымских татар.

У русского народа есть народные песни, полюбившиеся всем нам – «Калинка-малинка», «Валенки», «Степь, да степь кругом». Украинские народные песни («Щедрик», «Ой ходит сон») и крымско-татарские народные песни («Хайтарма») также составляют значительный культурный пласт о любви к малой родине, о любви родителей к детям, о гостеприимстве, о традициях и обрядах народа. После прослушивания данных композиций можно задавать уточняющие вопросы. Например, о чем эта песня, нравится ли она, какая мелодия у этой песни и т.д.

Таким образом, на сегодняшний день главным вопросом современного дошкольного образования является его качество. Воспитание настоящего и целеустремленного гражданина, знающего свои корни и любящего свой родной край – важные критерии оценивания качества воспитания в ДОУ.

Республика Крым, будучи поистине удивительным и неповторимым местом, представляет собой уникальный кладезь легенд, народных традиций и обычаев, музыки на фоне живописной природы, вдохновляющей не одно поколение выдающихся писателей, мыслителей, поэтов, художников, музыкантов и многих других. Именно поэтому очень важно знакомить детей с их малой Родиной и прививать к ней искренний интерес, любовь еще с дошкольного возраста.

Не претендуя на полное освещение данной темы, автор приходит к выводу, что описанные в программе достопримечательности, легенда, костюмы и музыка народов Крыма не только формируют у дошкольников знания о Крыме, как о родном крае, но и воспитывают чувство гордости за свой край, интерес к прошлому, любовь к родной земле, человеколюбие, уважение к культуре, традициям других народов, проживающих на крымском полуострове.

















Список использованной литературы

  1. Базяев А. С. Крым для детей. Москва: Экемо, 2015, 208с.

  2. Иванова А. Колоритные элементы в национальных костюмах народов Крыма. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://a4.news/molodezh/koloritnye_elementy_v_nacionalnyx_kostyumax_narodov_kryma, свободный. Заглавие с экрана. Яз. рус. (дата обращения: 18.09.2022).

  3. Мустафаева А. Р. Музыка народов Крыма. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/426333-razrabotka-po-muzyke, свободный. Заглавие с экрана. Яз. рус. (дата обращения: 18.09.2022).

  4. Мухоморина Л. Г., Кемилева Э. Ф., Тригуб Л. М., Феклистова Е. В. и др. Крымский веночек. Региональная программа и методические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму. 2016, 70 с.