СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья " Метод проектов на уроках иностранного языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный проект-это способ,в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Статья " Метод проектов на уроках иностранного языка"»

Статья «Метод проектов на уроках иностранного языка»

Метод проектов развивает активное самостоятельное мышление студента, учит его не просто запоминать и воспроизводить полученные знания, а применять их на практике. Но при использовании проектной технологии в обучении иностранному языку перед преподавателем возникает проблема, которая заключается в том, что учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникационными умениями:

  • умением работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации и анализировать ее, делать обобщения, выводы и т. д.);

  • умением работать с разнообразным справочным материалом;

  • умением вести дискуссию, слышать и слушать собеседника, аргументировано отстаивать свою точку зрения;

  • умением лаконично излагать свои мысли.

Но учащиеся приходят с разными уровнями подготовки, и поэтому преподавателю, использующему метод проектов в обучении английскому языку, необходимо четко продумывать подготовительную работу, без которой невозможно использование выше указанной технологии. Поэтому преподаватель должен:

    1. провести первичную диагностику студентов с целью определения пробелов в овладении английским языком;

    2. продумывать систему работ по ликвидации тех или иных пробелов в знаниях:

  • поделить студентов на разноуровневые группы;

  • создать систему разноуровневых заданий (лексического, грамматического и коммуникационного характера) различных видов сложности, направленных на ликвидацию тех или иных пробелов в знаниях;

    1. провести повторную диагностику, выявляющую степень продвижения студентов в овладении английским языком.

Этот подготовительный этап занимает примерно семестр и предусматривает систематизацию и обобщение грамматического и лексического материала, а также применение таких методов, как аудирование, говорение, чтение.

Затем преподаватель может приступить к внедрению проектной технологии, но эта работа должна быть четко продумана, поэтому надо отобрать страноведческий лингвистический материал, соотнесенный с определенной устной темой и предполагающей решение проблемы, которая имеет теоретическую, практическую и познавательную значимость.

Например:

  1. Изучение иностранных языков (Проблема: почему современному специалисту необходимо знать иностранные языки?)

  2. Культура России и стран изучаемых языков (Проблема: помогает ли знание культуры, традиций, обычаев лучше понять национальный характер?)

  3. Средства массовой информации (Проблема: влияют ли средства массовой информации на формирование нашего мировоззрения?)

  4. Охрана окружающей среды (Проблема: как демократическое общество решает проблемы окружающей среды?)

Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность студентов и преподавателей.

  1. Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения

(по В. В. Гузееву)



Этапы работы

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

  1. Подготовительный


Определение темы и целей проекта

Обсуждает их, выбирает одну из тем

Предлагает темы проектов

Выделение подтем в теме проекта

Выбирают для себя подтему или предлагают новую

Принимает участие в обсуждении учениками подтем проекта

Формирование творческих групп

Объединяются в микрогруппы, распределяют обязанности между членами команды

Проводит организационную работу по объединению школьников в группы (на основе выбранных подтем)

Подготовка материалов к исследовательской работе

Отдельные учащиеся привлекаются к разработке заданий

Разрабатывается задание, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу

Установление способа предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса

Обсуждают и корректируют формы предоставления результата и критерии оценивания

Предлагает формы отчетов и примерные критерии оценивания работ

  1. Планирование

Определение источников способов сбора и анализа информации

Корректируют и дополняют предложения учителя

Предлагает основную литературу, способы сбора информации

  1. Разработка проекта

Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирования, эксперимента и др., ее обобщение

Осуществляют поисковую деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

  1. Оформление результатов

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета. Возможные формы предоставления результатов (отчетов): устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет

Оформлять результаты в соответствии с принятыми правилами

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

  1. Презентация

Предоставление выполненной работы одним учащимся от группы или всеми членами группы

Докладывают о результатах своей работы

Организует экспертизу, привлекая учителей школы, учащихся старших классов, компетентных по данной проблеме, приглашенных специалистов

  1. Оценивание

Оценка работ согласно разработанным критериям

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивает совместно с экспертной группой работы учащихся, отмечает неиспользованные возможности, потенциал продолжения работы, качество отчета



  1. Некоторые критерии оценивания работ учащихся


  1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.

  2. Степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли.

  3. Практическое использование предметных и общеобразовательных ЗУН.

  4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта.

  5. Степень осмысления использованной информации.

  6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками.

  7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы.

  8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования.

  9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности.

  10. Владение рефлексией.

  11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации.

  12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.


Пример оценивания исследовательского проекта



  1. Оформление работы.


п/п

Критерий

Максимальная оценка

Оформление (титульный лист, оглавление, обзор литературы, содержание работы, выводы, аккуратность)

3

Формулировка цели исследования или решаемой задачи

5

Описание исторических аспектов проблем

2

Новизна и полнота изучаемой литературы

5

Ясность, логичность и последовательность изложения материала при описании работы

10

Наличие аналитических моментов (анализ, сравнение, сопоставление текстовых и цифровых данных)

20

Сложность выполнения работы

20

Наличие и качество обоснованно необходимого иллюстрирующего материала (графики, таблицы, рисунки и т.п.)

10

Наличие обобщений, выводов, их соответствие поставленной задаче

15


Итого

90



  1. Защита работы.

п/п

Критерий

Максимальная оценка

Своевременность представления тезисов доклада

1

Формулировка и обоснование цели исследования или решаемой задачи

1

Последовательность, логичность и ясность изложения сути выполненной работы

1

Лаконизм изложения

1

Наличие и качество иллюстрирующего материала (графики, таблицы, рисунки и т.п.)

4

Четкость обобщений, выводов, их соответствие поставленной задаче

2


Итого

10



Виды проектов.

  1. Монопредметный проект – проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно – урочную систему.

  2. Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

  3. Надпредметный проект – внепредметный проект выполняется на стыке областей знаний, выходит за рамки предметов, изучающихся в колледже. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности. Носит характер исследования.

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала; и текущим – в этом случае на самообразование и проектную деятельность из учебного курса выносится часть содержания обучения. Самым сложным моментом при введении в учебный процесс исследовательских проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. При планировании обучения на год учителю необходимо выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «внесены на проектирование». Далее нужно сформулировать 15-20 примерных тем на класс (как индивидуальных, так и групповых), работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта. При определении перечня таких знаний и умений педагогу необходимо руководствоваться программными требованиями по соответствующему учебному курсу.

Метод проектов позволяет создать на уроке иностранного языка исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый студент вовлечен в активный творческий процесс. Группа студентов формируется с учетом психологической совместимости. Студенты выбирают один проект, над которым будут работать. Но при его выполнении, каждый студент получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта, студенты приходят к выводу о том, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник включается в поиск новой информации, в «добывание» знаний. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, студент приучается:

  • творчески мыслить;

  • самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач;

  • реализовать усвоенные им средства и способы работы;

  • работать в команде;

  • ответственно относиться к выполнению своего участка работы;

  • оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей.

При использовании метода проектов меняется и роль преподавателя. Она различна на различных этапах проектирования. Преподаватель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Главная задача преподавателя – в передаче способов работы, а не конкретных знаний, т.е. акцент делается не на преподавание, а на учение.





Итог.

При изучении спецкурсов, цель которых – обучение студентов специальной лексике, необходимой для их будущей профессиональной деятельности, можно опять вводить проектную деятельность, тематика которой будет тесно связана с будущей профессиональной деятельностью студента. Имея навыки работы в проектах, студенты, сами находят темы проектов, определяют проблему, разрабатывают и защищают проект, касающийся их будущей профессиональной деятельности, что, дает положительный опыт в использовании иностранного языка в будущей профессии.

Проектная методика характеризуется:

  • высокой коммуникативностью;

  • активным включением студентов в учебную деятельность;

  • созданием прочной языковой базы у студентов;

  • развитием личности студента;

  • принятием личной ответственности за продвижение в обучении;

  • использованием межпредметных связей при подготовке проектов, связанных с профессиональной деятельностью студентов.

При руководстве проектной деятельностью студентов дополнительной трудностью для педагога является то, что нет одинакового рецепта, позволяющего сразу дать однозначное решение различных проблем. Консультирование в процессе работы над проектами требует от учителя широкой эрудиции и высокого педагогического мастерства, т.к. темы проектов варьируются в широком диапазоне различных областей знаний. Заранее готовых решений нет. Есть только процесс работы над проектом. Прежде всего, необходимо (иногда в несколько этапов) вскрыть суть проблемы, выбрать оптимальный путь ее решения, определить продуманную последовательность шагов по реализации решения, принятого самим учащимся (это обязательно!). Профессионализм учителя выражается в том, насколько уверенно может он спланировать работу учащихся над проектом, обеспечить удивление и мотивацию к труду, чтобы задание было не чрезмерно легким, не чрезмерно трудовым и находилось в зоне ближайшего развития каждого ученика. Ремесло педагога состоит в том, чтобы уметь контролировать лишь ключевые моменты (этапы) выполнения проекта, работая по методу убывающих подсказок, делегируя право принятия решений учащемуся.



Список использованной литературы.

  1. Зверева Н.М. «Практическая дидактика для учителя» М. 2011г.

  2. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавателя иностранных языков. – СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», «Cambridge University Press» 2001г. – 224с.

  3. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 77с.

  4. Панина Г.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т.С Паниной. – М.:Издательский центр «Академия», 2013. – 176с.

  5. Мильруд Р.П. Компетентность в изучении языка // ИЯШ.. – 2014. - №7.