СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: «Сенсорное развитие детей через дидактическую игру»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: «Сенсорное развитие детей через дидактическую игру»»



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка (МБДОУ ДС № 37 г.Кузнецка)

















Статья на тему:

«Сенсорное развитие детей через дидактическую игру»












Выполнил: воспитатель группы

компенсирующей направленности

Качалова Татьяна Владимировна



г. Кузнецк.2022.





«Сенсорное развитие детей через дидактическую игру»


Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их

свойств и качеств. Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания. Но, как известно,

основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать

самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Процесс образования меняется, идет вперед, появляются новые разработки, программы, в следствии меняется и потребность школ в новых, умных, любознательных детях. Познавательная активность детей раннего возраста формируется в процессе предметной деятельности, которая является ведущей в этот период времени. Особую категорию составляют специальные предметы, стимулирующие познавательную активность – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРУШКИ. Они дают не только обобщающую информацию относительно формы, величины, цвета предмета, но и четкие элементарные представления связи, их взаимодействие с окружающей средой. Поэтому дидактические

игрушки незаменимы в развитии чувственных представлений о многообразии и свойствах предметного мира.

Новизна педагогического опыта: Мною подобран комплекс дидактических игр и созданы условия для эффективного использования игр.

Адресность педагогического опыта: представленные дидактические игры могут использоваться педагогами ДОУ и родителями в совместной деятельности с детьми .

С целью решения задач сенсорного развитии дошкольников в условиях детского сада перед собой поставила следующие задачи:

1.Развивать и совершенствовать у детей раннего возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт через дидактическую игру

2 Развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макро моторику воспитанников используя дидактические игры;

3.Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию детей ;

4 Повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию детей раннего возраста у педагогов.


Дидактическая игра помогает детям овладевать новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением, дети легче

запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Отсутствие у детей опыта игр с дидактическим материалом, приведет к не умению играть, познавать окружающий мир, действовать с предметами . Результатом освоения детьми

дидактических игр зависит от умения взрослого организовать игру,поставить задачу, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, учить

не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и попутно знакомить ребенка с сенсорными представлениями( различие формы, величины предмета, цвет).

Сенсорное воспитание осуществляю через разные формы работы: создание сенсорного уголка в группе; игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия ;игровые ситуации – организация образовательной деятельности (фронтально и подгруппами); развлечения;

Для успешной организации сенсорного развития в группе создала

насыщенную предметно- пространственную среду.

Сенсомоторный уголок предназначен: для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности; снятия мышечного психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей; создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности.

Воспитательно – образовательный процесс состоит из перспективного планирования и внедрения системы дидактических игр:

- в совместную деятельность с детьми в первую и вторую половину дня.

-планирование условий для самостоятельных действий детей.

Организации в группе пространства для и дидактических игр и игрушек, обеспечивающее развитие восприятия, цвета, величины, формы.

Оптимизация методов руководства:

- постепенное усложнение дидактических игр.

-внесение разнообразия в уже знакомые игры за счет использования двух и трех сенсорных признаков предмета.

-разработка картотеки дидактических игр.

Взаимодействие с родителями по вопросам образовательной области «Познавательное развитие»и

возможностям использования дидактических игр.

В играх на развивающее целенаправленное восприятие цвета учу детей различать и называть те

цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Помогаю детям увидеть мир красок, уловить всё разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.Эти игры содержат два типа обучающих задач:

Задачи на целенаправленное различение цветовых тонов;

Задачи на правильное называние цветов.

Для решения этих задач мною был систематизированы

дидактические игры для сенсорного развития детей. Для развитии зрительного восприятия использовала мозаики,рамки - вкладыши. В повседневной жизни для самостоятельной деятельности предлагала детям

дидактические игры на закрепление цвета: «Собери бусы», «Разноцветные колечки», «Цветное лото»,«Собери капельки», «Волшебный клубочек».

Дидактическая игра «Волшебный клубочек» - намотать на шар весь шнурок до конца так, чтобы он с него не соскочил. Можно играть парами, победит тот, кто быстрее справиться с задачей. Дидактическая игра «Собери капельки» - дети должны были разложить капельки по цвету в стаканчики такого же цвета, проговаривая всё вслух. Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали свои умозаключения, сравнивая

цвета.

Я подобрала игрушки, разнообразные по величине, форме, цвету -детали конструктора, куклы в разноцветных платьях ,пирамидки различной величины разноцветные ведерки, совки, шары. Учитывая, что дети данного возраста очень любят подражать взрослым, поместила предметы, которыми пользуются дома мамы -ситечки, совочки, щеточки, губки - чтобы дети могли мести, вытирать, просеивать. Организую игры с данными предметами.

Вся моя работа не была бы столь плодотворной, если бы я не смогла заинтересовать родителей На родительских собраниях я подробно рассказываю родителям о содержании работы по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков.

Оформляю выставки дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов. Объясняю взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома В родительском уголке регулярно помещаю консультации о сенсорном воспитании детей, провожу

беседы. Родители заинтересовались моей работой по сенсорному

воспитанию и развитию чувственного опыта. Они стали активными участниками педагогического процесса.

Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр способствует развитию познавательной активности детей, помогает развивать их представления об окружающих предметах, учит выделять особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа. Развивается речь детей. В связи со сказанным становится очевидным, что Дидактическая игра является ведущей формой сенсорного развития детей .







































Список литературы.

1. Горбунова И. Сенсорная комната в «Ладушках» / И. Горбунова,

А. Лапаева // Журнал Дошкольное воспитание. – 2006 – №12 – С.

30

2. Глушкова Г. Игра или упражнение // Журнал Дошкольное

воспитание. – 2008 – №12. – С.29 – 34

3. Дубровская. Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми

дошкольного возраста:// Журнал Дошкольная педагогика. – 2003 –

№6 (15) – С. 21 – 26

4. Ефремова. Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия//

Журнал Дошкольное воспитание. – 2002 – №12 – С. 20 – 21

5. Плеханов А., Морозова В. Сенсорное развитие и воспитание

детей дошкольного возраста:// Журнал Дошкольное воспитание -

№7 -1995 г.