Просмотр содержимого документа
«Статья "Применение дистанционных образовательных технологий на уроках литературы"»
Педагогическое эссе
«Описание особенностей оценочной деятельности в условиях использования ДОТ на разных уровнях образования и с учетом образовательных запросов, уровня готовности разных категорий обучающихся».
В связи с использование в школах дистанционных образовательных технологий возникает необходимость выстраивания новой системы оценивания знаний, умений и навыков обучающихся. В рамках компетентного подхода оценочную деятельность учителя можно рассматривать как новую профессиональную задачу.
Оценочная деятельность в условиях использования ДОТ является одной из самых сложных в работе учителя. Сущность процесса оценивания, состоит в том, чтобы «выявить и сравнить на том или ином уровне обучения результаты учебной деятельности с требованиями, заданными программой». При всей сложности оценочных процедур их использование оправдывает цель оценивания – получить информацию для того, чтобы лучшим образом наметить пути совершенствования учебной деятельности школьника, способствовать его активному включению в процесс обучения, эффективному осуществлению им учебной деятельности.
Современное понимание оценивания в условиях применения ДОТ претерпело чрезвычайные изменения. В педагогической науке и практике «изживает себя» традиционный подход к оценке образовательных достижений обучающихся, центром внимания которого является, главным образом, учебная деятельность. Эффективность оценивания уровня образовательных достижений обучающихся должен исходить из учета динамики их личностного развития, сформированности у них основных метапредметных навыков. Показатели достижений обучающихся – их индивидуальное продвижение в образовательном процессе, формирование метапредметных учебных действий, личностные приобретения школьников. Изменились государственные ориентиры; учителей, учеников и родителей не удовлетворяют «сухие» отметки, обучающиеся стали равноправными участниками образовательного процесса, потому что из объекта обучения превратились в субъект учебной деятельности, разделив с педагогом право на оценивание результатов обучения. Оценивание направлено на развитие взаимооценки и самооценки обучающихся. Оценивается не только продукт деятельности, но и усилия, приложенные конкретным учеником для его создания.
Источниками оценивания в современных условиях могут являться электронные работы обучающихся (домашние задания, мини-проекты и презентации, разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, дневники, подборки информационных материалов, а также разнообразные инициативные творческие работы); индивидуальная и совместная деятельность обучающихся в ходе выполнения работ; результаты тестирования.
Итак, современное оценивание учебной деятельности в условиях использование ДОТ – это совместная оценочная деятельность педагога и ученика на всех уровнях образования. У каждого обучающегося есть потребность в оценке результатов его учебной деятельности, ему важно продвинуться в своих умениях, поэтому он рассчитывает на положительную оценку. Учителю тоже требуется знать оценку результатов деятельности каждого ученика, поэтому они оба заинтересованы в партнёрстве относительно оценивания учебной деятельности обучающегося. Главная цель обоих – достичь высоких результатов, поэтому оценка должна быть объективной, всесторонней и тактичной. Итогом оценочной деятельности является непосредственно оценка, которая может быть выражена по-разному: знаком, эмоциональной реакцией, оценочным суждением, отметкой.