СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики"»

Игуменова Марина Александровна

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики».

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ученика –

это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических

и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»

(В.А. Сухомлинский)


«Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов» (Из Устава Всемирной Организации Здравоохранения). Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.

Цель нашей школы - подготовка учащихся к жизни за пределами мест лишения свободы. Каждый ученик должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, в том числе и знания о сохранении и укреплении собственного здоровья.

Встает вопрос: «Как построить учебный процесс, выстроить образовательную среду так, чтобы сохранить здоровье ученика?»

Одним из ответов на этот вопрос стали востребованы здоровьесберегающие технологии, которые я применяю на уроках.

Задачи, стоящие перед учителем:

- применение в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий;

- воспитание сознательного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- пропаганда здорового образа жизни, формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ученика: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни (50-55%), затем - экологические факторы (20-25%), биологическая наследственность (20%), недостатки, дефекты здравоохранения (10%).

Здоровьесбережение на уроках математики.

Урок — это основа учебного процесса. В соответствии со здоровьесберегающими технологиями к организации урока предъявляются следующие требования, с учетом которых я его строю.

1. Плотность урока. Должна быть от 60% до 70%

2. Чередование видов учебной деятельности от 4 до 7.

3. Наличие, место, содержание и длительность оздоровительных моментов.
На уроке должно быть 2 физ. паузы по 1 минуте из трёх лёгких упражнений с 3-4 повторами. Физ. паузы должны быть обоснованными: если писали – для глаз и пальцев, если слушали — для снятия напряжения, смены позы.

Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают — руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную — руки опускают вниз с наклоном и расслаблением. Полезно проводить зрительные диктанты, когда ученики закрытыми глазами выполняют построение многоугольника, не поворачивая головы (одним движением глаз) отыскивают геометрическую фигуру, размещенную в классе, табличку с новым математическим термином.

В 10-11 классе полезно предлагать учащимся представлять стереометрические модели, мысленно поворачивая их, рассматривая со всех сторон. Стараться представить модель как можно более четко, удерживать ее перед мысленным взором в течение нескольких минут. Также важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Например, упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.

Например, при изучении положительных и отрицательных чисел ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми учащимися нового материала я предлагаю во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; задание: если учитель назовет положительное число, ученики делают наклоны (или повороты) вправо; если отрицательное – влево. Другой пример физкультминутки поможет не только отдохнуть от сидячей работы, но и заодно, повторить признаки делимости, нужные при работе с действительными числами и т.д. Если число делится на 3, то учащиеся поднимают руки вверх, если на 2 – руки разводят в стороны, если на 5 – руки на пояс, на 9 - приседают: 123, 342, 15, 133, 279, 927, 301, 146… В старших классах можно предложить учащимся показать руками графики различных функций. Также нужно постоянно следить за осанкой учащихся.


4. Наличие эмоциональных разрядок. (Шутки, улыбки, стих, музыка должны быть 2-3 раза за урок.)

5. Виды учебной деятельности должны чередоваться 4-7 раз за урок и не продолжаться более 10 минут каждая.

6. Поза учащихся и её чередование.

7. Наличие в содержательной части урока, вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

8. Гигиенические условия в кабинете во время урока (температура, свежесть воздуха, освещённость и др.)

9. Темп окончания урока. На заключительную часть урока необходимо оставлять времени, достаточного для того, чтобы объявить учащимся и задать вопросы. Недопустимо затягивать урок на перемене.

10. Место и длительность применения ТСО: нельзя, чтобы ученики все 40-45 минут смотрели кино или на экран. Статистика: при несоблюдении гигиенических норм при использовании ТСО, здоровье ухудшается в 2,5 раза.

На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, быть может, план работы на уроке. Четкая организация урока способствует выработке у учащихся умений планировать, организовывать свою деятельность.


Основной подход в моей работе - это личностно-ориентированное обучение. Это позволяет развивать каждого ученика в соответствии с его особенностями, способностями, потребностями, повышает мотивацию к обучению. В своей работе проблему здоровьесбережения учащихся стараюсь решать на каждом этапе урока.

Комфортная психологическая обстановка на уроке, улыбка, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, создание ситуации успеха у учащегося - все это способствует раскрытию способностей каждого ученика. Они должны идти на урок не со страхом получить плохую оценку, а с желанием приобрести новые знания.

Чтобы избежать усталости, я чередую формы, виды деятельности: устная, письменная работа, самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), работа в парах, группах, творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они повышают интерес к предмету, способствуют развитию мышлению, памяти.

Индивидуальный подход к учащимся и дифференциация заданий, разноуровневые задания, создание ситуации успеха также нужны на каждом уроке.

Для включения всех учащихся в учебную деятельность по освоению изучаемого материала необходимо помнить: один и тот же учебный атериал может быть представлен несколькими средствами обучения (печатные издания, аудио – видео и др.), каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Поэтому средства обучения математике необходимо подбирать так, чтобы ученики смогли включиться в работу в соответствии с индивидуальными возможностями, при этом «визуалы» смогли увидеть, «кинестеты» – ощутить, «аудиалы» – услышать. Средства обучения должны снимать физическое напряжение и усталость; преодолевать отчуждение научного знания от ученика, обеспечивать личностно-значимый смысл изучаемых математических понятий и способов действий.

Интересные задания - «найди ошибку», «выбери ответ», различные тестовые задания, задачи-шутки, ребусы, математическое лото, уроки-путешествия, соревнования, эстафеты, математические регаты, задачи из истории, с практическим содержанием, задания на перегруппировку; трансформацию условия позволяют избежать монотонности на уроке, повышают интерес к предмету. Вносят разнообразие в урок различные исторические факты из жизни ученых, открытия или необычные истории. Учащимся старших классов предлагаю деловые игры, смотры знаний, марафоны знаний, практикумы. С целью привития интереса учащихся к математике мною проводятся конкурсы и викторины, школьные олимпиады.

Например, вопросы из «Веселой викторины» на уроке разрядят обстановку, позволят улыбнуться, переключиться и немного отдохнуть.

1) Назовите «математические» растения. (тысячелистник, столетник, золототысячник)

2) Без чего не могут обойтись барабанщики, охотники и математики? (без дроби)

3) Какая цифра всегда катается в электричке? (цифра ТРИ- элекТРИчка).

4) Как называется перпендикуляр к рельсам? (шпала)

5) Назовите музыкальную меру длины. (ми-ля - МИЛЯ)

6) Какую форму имеют бульонные кубики? (форму параллелепипеда, а вовсе не куба)

7) Вечнозеленый конус - это….. (кипарис)

8) Что есть у каждого слова, растения, уравнения? (корень)

9) Назовите среднее арифметическое портфеля и рюкзака; трамвая и поезда; женщины и рыбы; велосипеда и мотоцикла; пианино и баяна; туфельки и сапога; носка и чулка (ответы: ранец, электричка, русалка, мопед, аккордеон, ботинок, гольф)

10) На какой угол поворачивается солдат при команде «кругом», «направо» (на 180 и 90 градусов).

11) Батон разрезали на 3 части. Сколько сделано разрезов? (2)

12) Решить анаграммы: РТКААДВ (квадрат).

13) Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули репку, и наконец, вытянули. Сколько глаз смотрело на репку? (12)

14) Кузнец подковал тройку лошадей, вбивая в каждую подкову по 2 гвоздя. Сколько гвоздей понадобилось кузнецу? (24)

Другой пример: при изучении обыкновенных дробей можно предложить старинную задачу о лесорубах, которая вызывает у учащихся живой интерес и много споров. (Как правило, я даю ученикам подумать до следующего дня, посоветоваться с друзьями. А на следующем уроке мы ее разбираем.)

Задача: Два лесоруба, Никита и Павел, работали вместе в лесу и сели завтракать. У Никиты было 4 лепешки, у Павла -7 лепешек. Тут к ним подошел охотник.

-Вот братцы, заблудился в лесу, поделитесь со мной хлебом-солью.

11 лепешек было разделено поровну на троих. После завтрака охотник нашел у себя в карманах гривенник (10 копеек) и копейку и подал лесорубам. Охотник ушел, а они заспорили, как поделить эти деньги. Никита говорит: «Деньги надо разделить поровну». А Павел возражает: «За 11 лепешек - 11 копеек. У тебя было 4 лепешки, значит, тебе - 4 копейки. У меня было 7 лепешек - значит мне 7 копеек». Кто из них прав?

(Ответ: Нужно отдать Павлу - 10 копеек, а Никите - 1 копейку. Объяснение: Каждый из них съел по 11/3 лепешки, а отдали охотнику по - разному: Павел отдал 10/3 лепешки, а Никита отдал 1/3 лепешки.)

Устное задание на уроке алгебры. Вычислите, из полученных букв составьте слово.

В 9 классе на уроке алгебры по теме «Последовательности» можно привести пример последовательности Фибоначчи (каждое следующее число равно сумме двух предыдущих). Интересно, что каждое третье число этой последовательности – четное, каждое четвертое делится на 3, а каждое пятнадцатое оканчивается нулем. Числа Фибоначчи встречаются в «золотом сечении», в расположении семян подсолнечника, в шишках растений, в цветке ромашки. Фибоначчи (13 век, Италия) изучал размножение кроликов и заметил эту закономерность, которая потом стала носить его имя. Я всегда показываю ребятам фокус с последовательностью Фибоначчи, который им оченьнравится и они пытаются его повторить. Потом мы этот фокус «разгадываем», т.е. объясняем.

Фокус: Я прошу ребят в тетрадях столбиком записать 10 чисел так, чтобы это была последовательность Фибоначчи. (Предлагаю первые два числа взять однозначные, чтобы ребятам было легче считать). У каждого получается своя последовательность Фибоначчи. Затем прошу каждого посчитать сумму этих 10 чисел и записать отдельно этот результат, чтобы никто не видел. Потом я объявляю, что я могу эту сумму почти мгновенно назвать, лишь только я увижу саму последовательность Фибоначчи. Ребята, конечно, не верят мне и сомневаются. Затем я прохожу по рядам и у каждого ученика, посмотрев в тетрадь на его последовательность, почти мгновенно называю ответ. Все совпадает, ребята в изумлении и хотят узнать, в чем секрет фокуса. (Секрет прост: Когда я смотрю на последовательность Фибоначчи, на самом деле меня интересует только 4-й с конца член этой последовательности, т.е. 7-й член. Я его быстро (устно) умножаю на 11 и получаю результат. Фокус основан на факте: При сложении всех членов этой последовательности всегда получается сумма в 11 раз большая, чем 7-й член. Мы с ребятами потом проделываем небольшую работу по доказательству этого фокуса, т.е. в общем виде складываем все члены последовательности, приводим подобные, выносим за скобки 11 и получаем результат.

Подбор задач на тему здоровья, здорового образа жизни, питания, спорта, о вреде курения и т.д играет важную роль в просвещении и распространении здорового образа жизни. Задачи на тему здоровья, которые решаются на уроках математики, основаны на фактических материалах и составлены таким образом, чтобы учащиеся привыкали ценить, уважать и беречь своё здоровье. В ходе решения таких задач ученики узнают много новых фактов о своём теле, особенностях его существования и развития на разных этапах жизни, сумеют взглянуть на основные жизненные процессы глазами математика.

Роль учителя очень велика, так как задания призваны заинтересовать учащихся вопросами устройства тела человека, а учитель комментариями по ходу выполнения заданий будет помогать систематизации знаний.

Для 7 класса (тема «Составление уравнений»):

  1. В скелете новорождённого сына на 94 костей больше, чем в скелете счастливого отца. Вместе у них 506 костей. Сколько костей у родителей младенца вместе, если у всех взрослых людей число костей в скелете одинаково? Ответ: 712.

2. У саранчи мышц в 1,5 раза больше, чем у человека. На сколько у человека мышц меньше, чем у саранчи, если вместе у них 1500 мышц? Ответ: на 300.

3. Количество литров крови у ребёнка приблизительно на 2 л меньше, чем у взрослого. Сколько литров у каждого, если вместе у них 8 л? Ответ: 5 л и 3 л.

4. За 70 лет жизни красный костный мозг человека в среднем производит 1650 кг лейкоцитов и эритроцитов. Сколько лейкоцитов производит красный костный мозг на протяжении всей жизни, если эритроцитов он производит на 350 кг меньше, чем лейкоцитов? Ответ: 1 000 кг.

5. Средний человек проводит во сне 1/3 своей жизни, ещё 50 лет он бодрствует. Какова продолжительность жизни человека? Ответ: 75 лет.

(Существует гипотеза, что человеку необходим сон, так как в это время мозг переписывает знания из кратковременной памяти в долговременную. Во сне человек проводит приблизительно треть жизни, при этом в течение каждой ночи у человека фаза быстрого, парадоксального сна сменяется фазой медленного сна. Во время быстрого сна человек видит сны, продолжительность быстрого сна составляет 1/5 часть всего времени сна).

Для 8 класса:

1. Масса мозга среднего человека, выраженная в килограммах, записывается обыкновенной дробью, у которой числитель на 2 больше, чем знаменатель. Если его числитель умножить на 2, а к знаменателю прибавить 3, то получится дробь 13/4. Какова масса мозга среднего человека? Ответ: 1,4 кг.

2. Найдите двузначное число, у которого цифра десятков на 5 меньше цифры его единиц, а произведение числа и суммы его цифр равно 1222. Определив это число, вы узнаете, какова максимальная документально подтверждённая длина ногтя. Ответ: 94 см. (На ногтевых пластинах человека отражается состояние многих внутренних органов. Продольные коричневые полоски говорят о повышенном содержании железа в организме, а также о гормональных нарушениях. Синеватый и синевато-фиолетовый цвет ногтей сигнализирует о неполадках в работе сердца, сердечной недостаточности. При заболеваниях щитовидной железы ногти бывают белёсыми. Если ногти желтеют, то это, вероятнее всего грибковые заболевания или гепатит. Или же вы много курите и плохо моете руки. Белые точечки или полоски могут быть связаны с нарушениями в работе пищеварительной системы).

Для 9 класса (тема «Решение задач на составление систем уравнений»)

1. Разность между объёмом крови, прокачиваемой сердцем спортсмена и сердцем нетренированного человека – 18 л. А произведение этих объёмов равно 1008 л. Определите, каковы способности сердца тренированного человека. Ответ: 24 л/с. (Нормальный пульс человека – 60-80 ударов в минуту. Ритм современной музыки достигает 200-250 ударов в минуту. Жесткие ритмы стимулируют человека, вводят в состояние медитации, как шаманские бубны. Если слушать такую музыку по 10 часов в день, можно заработать язву желудка, расстройство психики и разбалансировку организма).

2. Масса скелета взрослого человека 9 кг. Произведение массы воды, входящей в состав скелета, на массу твёрдых веществ, составляющих кости, на 31 меньше, чем разность квадратов их масс. Сколько воды входит в скелет взрослого человека? Ответ: 2 кг.

3. Сумма квадратов цифр двузначного числа равна 25. Если к этому числу прибавить 9, то получится число, записанное теми же цифрами, но в обратном порядке. Найдите это число, и вы узнаете, какую талию должна была иметь фрейлина Екатерины Медичи. Ответ: 33 см.

Исследовательские и проектные работы на тему здоровья и здоровьесбережения (например, на тему «Интернет: за и против», «Курение и здоровье человека»). В процессе подготовки проекта, обучающиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление, приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.

Здоровьесберегающая среда – это среда педагогической культуры


  • Не спешу ставить отметку, особенно плохую.

  • Делаю ученику замечания так, чтобы не уронить его авторитет в классе, лучше конфиденциально, выражая не свое раздражение, а желание помочь.

  • Не делаю бесконечные замечания.

  • Слежу, сколько слов с частицей «НЕ» у меня в речи. Это — тоже форма психологического насилия.

  • Помощь не должна быть навязчивой, предлагаю ее, если ученик мотивирован на нее.

  • Не сравниваю одного ученика с другими, более успешными в настоящее время.

  • Оптимистически прогнозирую учебную деятельность ученика.

  • Создаю ситуации успеха для каждого ученика.

  • Пытаюсь разобраться в причинах неудач ученика.

  • Помню, что знания и умения ученика, приобретаемые в школе — еще не вся его жизнь; самое главное — каким он станет человеком, гражданином, семьянином, не потеряет ли любовь к познанию, саморазвитию.

  • Ученик имеет право быть не таким, каким хочу его видеть я.

  • Помню, что проблемы ученика с учебой и поведением всегда носят комплексный характер.


Перечисленные приемы здоровьесбережения могут применять в работе и другие учителя, адаптировав материал к особенностям преподавания своего предмета.