СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Работа с трудными детьми"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Причинами правонарушений нередко являются психологические трудности, обусловленные неправильным воспитанием ребенка. Большинство правонарушений совершают дети, которых недостаточно любили, игнорировали и наказывали в раннем детстве.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Работа с трудными детьми"»

Работа с трудными детьми


Отклоняющееся поведение — эти слова становятся все более употребляемыми. Сталкиваясь с проявлениями отклоняющегося поведения, мы объясняем это негативным влиянием средств массовой информации, социально-экономическим неблагополучием, биологическим нарушением, снижением воспитательных воздействий.

Однако, нужно помнить главное — дети нуждаются в помощи и поддержке. Чтобы помочь им, нужно запастись терпением и верой в успех.

Следует обратить внимание на типичные психологические трудности:

  • проблемы взаимоотношения с родителями, другими взрослыми

(педагоги, родственники, соседи);

  • проблемы взаимоотношения с друзьями, одноклассниками,

другими детьми;

  • трудности формирования жизненных ориентиров, идеалов,

«кумиров», ценностей;

  • внутреннее (психологическое) одиночество, непонятность

другими;

  • стремление избежать давления, правил. Норм, требований;

  • обида на судьбу, конкретных людей;

  • переживание собственной неудачливости, отсутствие волевого

контроля;

  • неорганизованность;

  • зависимость от других, низкая сила своего «я»;

  • трудности в обучении;

  • трудный характер: обидчивость, агрессивность,

расторможенность;

  • чувство вины, стыда, за неблагополучных родителей, отсутствие

уважения к ним.

Причинами правонарушений нередко являются психологические трудности, обусловленные неправильным воспитанием ребенка.

Большинство правонарушений совершают дети, которых недостаточно любили, игнорировали и наказывали в раннем детстве. Часто их родители имели такую же судьбу. Родители в свое время мало что взяли от школы, росли безответственными и импульсивными людьми. И эта схема может передаваться из поколения в поколение.

Все люди, в том числе и дети, испытывают потребность в ценностной системе, во взаимопонимании. Если у взрослых система ценностей отсутствует или не представлена ребенку, то он создает свою систему ценностей, отличную от общепринятой. Детская преступность — прямое следствие самостоятельного построения подростками своей системы ценностей. Она чаще всего отличается ярко выраженной враждебностью и презрением к взрослым, бросивших их на произвол судьбы. Эти дети обращаются за помощью к другим людям, не самым лучшим, часто старше себя и имеющим проблемы с законом.

Что же необходимо для оказания помощи детям с девиантным поведением:

  1. изучить социальное окружение ребят и провести социально-психологическую работу с ключевыми фигурами из ближнего окружения (родители, другие члены семьи, педагоги, друзья).

  2. Корректировать те ценности, поведение, черты характера, эмоции, которые нарушают адекватную самореализацию и социальную адаптацию ребенка.

  3. Создать оптимальную модель отношений и способов поведения подростка.

  4. Обеспечить позитивный настрой (любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека).

  5. Для эффективности работы необходимо соблюдать некоторые общие правила, которые можно заключить в свод правил взаимодействия в отдельных группах, школах.

Издержки в воспитании детей — это первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи.

Можно выделить три группы проблемных семей:

  1. Семья, где безответственно относятся к воспитанию детей, и родители ведут аморальный образ жизни.

  2. Семья с низкой педагогической культурой родителей, которые допускают ошибки в общении с детьми, не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.

  3. Семьи, где дети беспризорны по разным причинам: развод родителей, разлад в семье, занятость родителей.

Задача школьного коллектива в работе с неблагополучными семьями — укрепления взаимодействия с ними, использование всего комплекса педагогических средств для изменения стиля общения между родителями и детьми, развитие ответственности взрослых за воспитание детей, воздействие на состояние детей, корректировка его поведения.

Дети, которые требуют особого внимания, выявляются в первые же дни их пребывания в школе. Такие дети могут быть и среди малышей, только пришедших в школу, как бы это не казалось странным. Трудными не становятся в школе. Трудные приходят из семьи. И пока ребенок мал, пока не привык к непослушанию, пока негативное отношение к нему не превратилось в систему, ему нужно помочь справиться с преодолением трудностей.

Трудные характеры с такими чертами, как неуступчивость, склонность к сквернословию, к использованию физического превосходства формируют подобные взаимоотношения дома, где родители или другие родственники пьют, дерутся, сквернословят.

Ребенка нужно не показывать, не противопоставлять его коллективу, а показывать, что взаимоотношения между людьми могут быть иными, что есть доброта и уступчивость, что можно обходиться без драк и бранных слов. Но во всех случаях подход должен быть индивидуальным, поскольку на одного ребенка можно повлиять только лаской и добротой, а другому нужна строгость и требовательность.

Основная головная боль педагогического коллектива — это проблемные семьи и «трудные» подростки. К примеру, одни агрессивны, грубы, другие — постоянно пропускают занятия, вообще негативно относятся к учебе, третьи — несдержаны, имеют вредные привычки и т. д.

Списки таких детей с личными трудно решаемыми проблемами бесконечен. Поэтому очень важно поработать над созданием «базы данных». В ней можно разместить следующие данные:

  1. Тип семьи (полные, неполные с указанием конкретно, где нет

матери, где отца), маргинальные (где родители разных

национальностей), многодетные, опекунские, по социальному

статусу (рабочие семьи, семьи служащих, предпринимателей,

безработные семьи).

  1. Сведения о детях (стоит ли на внутришкольном учете — карточка

желтого цвета, на учете в милиции — карточка красного цвета,

имеет склонность к правонарушениям — карточка зеленого

цвета).

  1. Сведения о родителях.

  2. Состояние здоровья ребенка и его родителей.

  3. Причины неблагополучия в семье (криминальная обстановка):

сквернословие, пьянство, употребление наркотиков,

бездуховность, низкая культура (культурный уровень), различие в

материальном положении.

  1. Отклонения в развитии и поведении детей.

На «базе данных» составляется характеристика условий, в которых формируется личность каждого «трудного» подростка. Сюда же добавляются сведения о социуме и какое влияние это оказывает на ребенка.