Статья: «Роль практических занятий в процессе изучения предмета»
преподаватель высшей квалификационной категории
ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж» Ломакина М.И
План
Цели практических занятий.
Задачи практических занятий.
Оснащение практических занятий.
Контроль теоретической подготовки.
Виды практических занятий.
Лабораторные работы.
Коллоквиум.
Вывод.
Литература.
Практическое занятие – это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ. Практическое занятие формирует практические умения ( манипуляции, навыки, вычисления, расчеты, использование таблиц, справочников и др.).
Практическая направленность обучения студентов – основное направление подготовки студентов колледжа. Практическое обучение в колледже проходит в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы. Практические занятия проводятся в соответствии с разработанным тематическим планом и охватывают весь лекционный материал.
Практика намного лучше с точки зрения обучения и, что немаловажно, интереснее теории. С практикой нарабатывается опыт. Теория – это просто информация, все остальное приобретается уже в процессе практики.
Цели практических занятий
Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.
Практические занятия имеет цель помочь студентам медицинского колледжа в самостоятельном освоении курса микробиологии путем выполнения отдельных заданий. Самостоятельность выполнения заданий развивает у студента наблюдательность, инициативу, прививает технические навыки получения накопительных культур микроорганизмов, проведения опытов, изготовления микробиологических препаратов, способствует усвоению других методов микробиологических исследований, с которыми будущий медработник встретится на практике, и приучает к правильной записи результатов опытов и наблюдений (записи, схемы, зарисовки, графики).
Задачи практических занятий
Приобретение опыта решения учебно-исследовательских и реальных практических задач на основе изученного теоретического материала.
Формирование навыков обработки результатов проведенных исследований.
Анализ и обсуждение полученных результатов, формулирование выводов.
Оснащение практических занятий
Программные и технические средства, используемые на практических занятиях, вносят свою специфику, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения и расширяют возможности контроля учебного процесса. Активное использование технических учебных средств, в том числе таблиц, слайдов, фильмов, роликов, видеоклипов, видеотехники, с помощью которых иллюстрируется учебный материал, способствует закреплению теоретического материала.
На практических занятиях у студентов закрепляются знания, на их основе вырабатываются практические умения, способствующие формированию профессиональных навыков.
Особенно важны практические занятия при освоении профессиональных модулей, так как они не только развивают интеллектуальные умения студентов, но и готовят их к профессиональной деятельности.
Контроль теоретической подготовки
На практическом занятии необходимо проводить контроль теоретических знаний студентов. Это является одним из основных видов практических занятий. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления, чаще всего является продолжением лекционных форм обучения и служит для осмысления и более глубокого изучения теоретических проблем, а также отработки навыков использования знаний. Занятие дает студенту возможность проверить, уточнить, систематизировать знания, овладеть терминологией и свободно ею оперировать, научиться точно и доказательно выражать свои мысли на языке конкретной науки, анализировать факты, вести диалог, дискуссию, оппонировать. Контроль знаний призван укреплять интерес студента к науке и научным исследованиям, научить связывать научно-теоретические положения с практической деятельностью.
На младших курсах практические занятия проводятся через 2-3 лекции и логически продолжают работу, начатую на лекции.
Виды практических занятий
Ознакомительные проводятся с целью закрепления и конкретизации изученного теоретического материала.
Аналитические ставят целью получение новой информации на основе формализованных методов, усвоения способов преобразования приобретенной информации, формирование системы действий субъекта.
Творческие связаны с получением новой информации путем самостоятельно выбранных подходов в решении реальных практических задач.
Лабораторные работы
Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.
При планировании лабораторных работ следует учитывать, что наряду с ведущей дидактической целью (подтверждение теоретических положений), в ходе выполнения заданий у студентов формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).
В микробиологической лаборатории производятся следующие виды исследований:
Бактериоскопическое – изучение микробов под микроскопом.
Бактериологическое – изучение микробов методом культивирования на искусственных питательных средах. Этим методом определяют морфологические и тинкториальные свойства (способность окрашиваться различными красками) микроорганизма.
Серологическое – исследование, при котором, пользуясь определенным антигеном, можно выявить в сыворотке крови больных специфические антитела или с помощью специфических иммунных сывороток определить вид и тип выделенного из организма микроба.
Коллоквиум
Коллоквиум – форма проверки и оценивания знаний учащихся в системе образования, дает возможность диагностики усвоения знаний, выполняет организующую функцию, активизирует студентов. Это одна из наиболее действенных форм обратной связи. Коллоквиум – это коллективная беседа с преподавателем, для его успешной сдачи необходимы две вещи: некоторый багаж знаний, а главное – активность в обсуждении вопросов темы коллоквиума.
Как правило, коллоквиум представляет собой проводимый по инициативе преподавателя промежуточный мини-экзамен один или несколько раз в семестр, имеющий целью уменьшить список тем, выносимых на основной экзамен, и оценить текущий уровень знаний студентов. В ходе коллоквиума могут также проверяться проекты, рефераты и другие письменные работы студентов. Оценка, полученная на коллоквиуме, может влиять на оценку на основном экзамене. В некоторых случаях преподаватель выносит на коллоквиум все пройденные темы и студент, как на итоговом экзамене, получает единственную оценку, идущую в зачет по дисциплине.
Главным преимуществом коллоквиума как формы контроля знаний студентов является тот факт, что оценивание студентов осуществляется в более раскрепощенной атмосфере в процессе непосредственного коллективного общения между преподавателем и студентами группы, что способствует развитию памяти, мышления и устной речи последних. Поэтому на сегодняшний день из всех средств контроля знаний коллоквиум является наиболее эффективным и предпочтительным как для студентов, так и преподавателей.
Вывод
Таким образом, практические занятия составляют значительную часть всего объема аудиторных занятий и имеют важнейшее значение для усвоения программного материала. Они стимулируют мышление, сближают учебную деятельность с научным поиском и, безусловно, готовят студентов к их будущей практической деятельности.
Практические занятия являются значимой формой контроля освоения студентами учебного материала и играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.
Литература
Еременко Л. Е. Особенности организации практического обучения в колледже [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань : Бук, 2014.
Морева Н. А. Педагогика среднего профессионального образования : учеб. пособие / Н. А. Морева. – 2-е изд. – М., 2001.
Семушина Л. Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред проф. образования / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. – М. : Мастерство, 2001. – 272 с.
Интернет-ресурсы
https://www.informio.ru/publications/id535/Prakticheskie-zanjatija-kak-vid-uchebnoi-dejatelnosti
https://megaobuchalka.ru/5/2395.html
https://infourok.ru/doklad-na-temu-rol-seminarskih-i-prakticheskih-zanyatiy-v-formirovanii-u-studentov-navikov-samostoyatelnoy-raboti-2689018.html
https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/d-2c0b65625a3bd68a5c43a89421206c36.html
https://studopedia.ru/10_182399_rol-prakticheskogo-zanyatiya-v-obrazovatelnom-protsesse.html