Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | Формируемые УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности Цель: Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу Минутка чистописания Цель: словарно-орфографическая работа, подведение к теме. | Прозвенел звонок весёлый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. -Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? А какими вы должны быть, чтобы ваши новые исследования были успешны? -Ребята, как вы думаете, все ли орфограммы русского языка вы уже знаете? В стране родного языка Не всё известно нам пока. Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём. 1) Разминка для рук. -Давайте разомнём наши пальчики и подготовим их к работе. Наши пальцы сжались тесно. Что такое? Интересно! Видно им прохладно стало. Их укроем одеялом. Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке Будут буковки писать. -Вы знаете, что словесное царство состоит из букв. Они очень любят играть в прятки с ребятами. Угадайте букву чистописания: -Это буква, которая обозначает безударный непроверяемый гласный звук в слове … (сорока). Запишите её. Это буква, которая обозначает безударный непроверяемый гласный звук в слове … (береза). Запишите её. - Какие гласные записали? - Пропишем буквосочетание ОЕ - ЕО. Какое соединения букв при письме. (нижнее) Продолжи закономерность. - Какая из этих гласных обозначает мягкость согласного звука? (Е) Запомните, это нам ещё пригодится. | Дети настраиваются на урок. -Хорошее. -активными, внимательными, помогать друг другу. -Наверное, нет. Дети массируют кисти рук (Дети сжимают и разжимают кулачки) О Е | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: актуализацировать раннее полученные знания,необходимые для изучения нового материала | -Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше удивительное путешествие в царство русского языка. Вы уже знаете, что в словесном царстве, в грамматическом государстве живут орфограммы. Они очень любят играть в прятки с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить с нами и спрятали свои полные названия. Вот, что от них осталось. (Слайд №1 и 2: Гласные, парные, непроизносимые.) -Вспомните полные названия орфограмм. -В какой части слова мы встречаем эти орфограммы? -Что такое корень слова? -Какие слова называются однокоренными? | Дети называют знакомые орфограммы: безударные гласные в корне слова, парные согласные в корне слова, непроизносимые согласные в корне слова. Все эти орфограммы встречаются в корне слова. Корень слова -это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одним и тем же корнем и близкие по смыслу называются однокоренными словами. | Личностные: -определение «что я знаю», «что я могу» - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное) |
3. Выявление места и причины затруднения. Цель: - стимулировать познавательную активность через прием создания проблемной ситуации. | -Ребята, для выполнения следующей работы, вам нужно разбиться на группы по четыре. -Вспомним правила дружной работы в группе. (Слайд) (Слайд) -Даны слова: грачи, дрозд, сова, буревестник, мухоловка. -Назовите данную группу слов одним словом. -Кто такие птицы? -Сегодня на уроке русского языка мы узнаем, как некоторые птицы получили свои названия и сделаем новое открытие в грамматике. -Ребята, обсудите и распределите слова на группы в зависимости от орфограмм. Поселите птиц на деревья - запишите их. Найдите в каждом слове корень. -Давайте, проверим, как вы выполнили задание. -Сравним, как выделили корень в словах ребята каждой группы. -Где возникло затруднение? (Слайд) Мы видим, что ваши мнения разделились. -Какой вопрос возникает? -Давайте вместе попытаемся это узнать и ответить на наш вопрос. | Дети называют правила дружной работы: 1.Работать дружно, сообща. 2.Уметь слушать друг друга, не перебивая. 3. Распределять обязанности в группе. 4.Уметь договариваться и помогать друг другу. Это птицы. Птицы – это животные, покрытые пухом и перьями, с крыльями и двумя конечностями, клювом. Работают в группе. Представитель каждой группы показывает свою работу (вешаем на доску работы) Дети видят расхождения в выделении корня в словах: мухоловка и буревестник. - В обозначении корня в словах – мухоловка и буревестник. - Сколько корней в этих словах? | Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; Личностные: уметь выслушивать высказывания других, уважать иное мнение. Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы. |
4.Построение проекта выхода из затруднения. Цель: организовать деятельность учащихся на поиск решения проблемы; 5. Сообщение темы и целей урока. Цель: создать условия для формулирования темы и цели урока учащимися. Цель: снятие умственного напряжения. | (Слайд) (Работа со словом МУХОЛОВКА. На слайде изображение птицы) -Как вы думаете, ребята, почему птицу так назвали? Сообщение: Мухоловка - это маленькая птичка, серенькая птичка, живущая в нашей местности. (Дополнительный материал появляется на слайде: «Мухоловка питается мухами и не просто склёвывает их на земле, а ловит их в воздухе..») -Почему птица получила такое название? -Какие слова помогли образовать название этой птицы? (Появляется запись –ЛОВИТЬ, МУХ) -Какой корень в слове ЛОВИТЬ? Подберите однокоренные слова. -Какой корень в слове МУХ? Подберите однокоренные слова. -Есть ли эти корни в слове МУХОЛОВКА? -Так сколько корней в этом слове? - С помощью чего соединились эти два корня? (гласной о) -А после какого согласного (твердого или мягкого) стоит «о»? Работа со словом БУРЕВЕСТНИК (Изображение птицы на слайде.) - Ребята, на слайде вы видите птицу БУРЕВЕСТНИК. -Как думаете, почему птица получила такое название? Послушаем информацию об этой птице, которую подготовил нам Диана О. - Какие слова помогли образовать название этой птицы? -Назовите корни в этом слове. - Сколько корней? - С помощью чего соединились эти два корня? - После какого согласного (твердого или мягкого) стоит «е»? - Как можно назвать гласные О и Е? - Как бы вы назвали слова, которые образовались путем сложения двух корней? -Какая тема нашего урока? (Слайд) -А кто попробует сформулировать правило: какие слова называются сложными? -Где можно проверить правильность ваших предположений? -Откройте учебник на странице 119 . Прочитайте правило. -Правы ли вы в своих догадках. -Почему их так назвали: сложные? -Какие цели мы поставим перед собой по новой для нас теме? Используйте слова-помощники на слайде. (Слайд ) Физминутка «Птички» Птички прыгают, летают, Птички весело поют, Птички крошки собирают, Птички зернышки клюют. Пёрышки почистили, Клювики почистили, Дальше полетели И на место сели. | Запись слова в тетрадь. Предположения детей. Дети слушают информацию учителя. Сравнивают свои высказанные предположения с новой информацией. Мухоловка - ловит мух Запись в тетрадь. Дети подбирают однокоренные слова. Два. Запишите слово в тетрадь. Высказывают свои предположения. Рассказ о птице подготовленного ученика: «Буревестники большую часть жизни проводят не на суше, а в море. Из-за того, что море и океаны могут часто штормить, этой птице пришлось привыкнуть к любой погоде и переживать её. Обычно люди говорят, что появление буревестника- к буре. Собственно поэтому эту птицу и прозвали буревестником» Буря и вестник Дети подбирают однокоренные слова: Буря весть Бурный весточка В слове два корня: бур- и вест-. Два корня в этом слове. Корни соединяются гласной е Соединительные гласные. Сложные слова. Запись темы в тетрадь: Сложные слова. Дети сами пробуют сформулировать правило о сложных словах. В учебнике. Сложили два корня. Познакомиться со сложными словами; Научиться находить и выделять корни в сложных словах; Уметь образовывать сложные слова, включать их в свою речь. Выполняют движения под музыку. | Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; - умение слушать, анализировать, перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знания, - знакомство с новым термином. Регулятивные: -определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: -способствовать формированию умения находить два корня в слове. Цель: -выяснение роли сложных слов в речи. 7. Самостоя- тельная работа с самопровер-кой по эталону. Цель: - создать условия для развития умений самостоятельноработать -способствовать формированию умения составлять сложные слова. | - Пока «летели», не забыли о теме урока? Давайте к ней вернемся. - Какие слова называются сложными? - При помощи чего соединяются корни в сложных словах? - Используя «строительный материал», составьте и запишите схему сложных слов. Проверьте себя. (Слайд) Поставьте +, если справились с заданием; кто немного сомневался - «?»; кто допустил ошибки, ему нужно ещё потренироваться, поставьте знак «-». -Получив новые знания, что мы должны дальше сделать? -Закрепим полученные знания, выполняя упр. 213 на с.119. (Слайд) -Прочитайте задание. Какова его цель? -Что удобнее использовать в нашей речи: слово мясорубка или предложение Прибор, который рубит мясо? (слово мясорубка) -Почему? -Итак, какую роль играют сложные слова в русском языке? - Ребята, достаточно выполнить одно задание для закрепления нового знания? -Что нужно сделать, чтобы хорошо усвоить новую тему? -А теперь предстоит вам небольшая самостоятельная работа. (Слайд) В наш сад залетел ветер, и разлетелись все сложные слова. Ваша задача собрать и записать сложные слова, выделить корни. Проверка по эталону. (Слайд) -Ребята, оцените свою работу. Кто не допустил ошибок, поставьте на полях тетради знак «+», кто немного сомневался «?», кто допустил ошибки, ему нужно ещё потренироваться, поставьте знак «-». | Повторение правила. ____ О_______ ___ Е ______ Закрепить их. Научить нас образовывать и записывать сложные слова. Выделять корни, находить соединительные гласные. (ученики работают на доске: сталевар, мясорубка, книголюб, самолет, силомер) Так короче, удобнее, быстрее. Их используют для краткости речи; Нужно ещё выполнить упражнения, потренироваться в нахождении и образовании сложных слов и в выделении корней этих слов. Самостоятельно составляют и записывают сложные слова, выделяют корни. (водопад, мореход звездопад, садовод) Самопроверка. Самооценка. | Личностные: уметь применять полученные знания. Регулятивные: Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, проверяя по эталону. Познавательные: Уметь структурировать знания. Регулятивное: контроль, оценка, коррекция своих знаний. - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона; Познавательные: - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений и составление сложных слов с опорой на лексическое значение корней. Личностные: -уметь высказывать своё мнение и отстаивать его. - формирование адекватной,позитивной,осознанной самооценки и самопринятия; - оценивание усваиваемого содержания. Коммуникативные: - умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении. |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель: развивать умения образовывать и записывать сложные слова. -стимулировать познавательную активность учеников. | -Ребята, как думаете, есть ещё птицы названиями которых являются сложные слова? Хотите их узнать? -Вместе с нашим садоводом, я предлагаю вам отправится на «птичий базар». У вас на партах рисунки и названия птиц. (Слайды №- 27) Работаем в парах. -Прочитайте слова. Что интересного заметили? Посоветуйтесь и объясните, почему они так названы? - Из каких корней сложены эти слова? 1. Соедините стрелками птицу и её название, опираясь на подсказку. 2. Обсудите и найдите названия птиц, которые являются сложными словами. 3. Выпишите их в тетрадь и выделите корни в этих словах. Проверка (Слайд ) Поставьте +, если справились с заданием; кто немного сомневался «?», кто допустил ошибки, ему нужно ещё потренироваться, поставьте знак «-». -О какой птице вам захотелось узнать побольше и рассказать нам? Дом. задание: кто хочет: подготовьте рассказ о любой птице, названием которой является сложное слово. | Каждая пара получает карточку с названиями птиц и их фотографии. трясогузка дубонос шилоклювка зимородок Самопроверка. Самооценка. | Личностные: - уметь высказывать своё мнение и отстаивать его. Коммуникативные: -доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. |
9.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности и домашнее задание. Цель: - формировать у детей навык самоконтроля, развивать рефлексивную деятельность. Домашнее задание Рефлексия. | -О каких словах, ребята, вы узнали на уроке? -Какие слова называются сложными? Выберите правильный ответ на слайде.(Слайд ) Выберите верный ответ на вопрос из вариантов: 1. Все непонятные слова называются сложными. 2. Все длинные слова называются сложными. 3. Слова, в которых два корня, называются сложными. -Какие цели вы поставили в начале урока? (Слайд) -Достигли вы цели? -Как думаете, мы всё смогли узнать о сложных словах? -Домашнее задание будет связано с нашей новой темой. Оно будет на выбор: Записать 10 новых сложных слов; Выполнить упражнение 214 на стр.119; Найти и записать в тетрадь названия птиц - сложные слова. Подготовить рассказ о любой птице, названием которой является сложное слово. - Покажите карточкой, кто выберет 1 задание? 2-е? 3-е? - В конце урока предлагаю вам оценить свою работу на уроке и выпустить своих мухоловок, разместив их на нашем «Дереве успеха». - Если вы всё усвоили на уроке и можете объяснить другим, у вас больше «+», чем «-«, то поместите воробья на верхние ветки дерева. -Если вы, в основном, всё усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, поместите птичку на середину дерева. - Если вам непонятно написание сложных слов, оставьте воробья на земле. - Молодцы! Спасибо всем за урок! | О сложных. Ученики карточками показывают номер верного ответа. Дети подтверждают выполнение поставленных раннее целей урока по словам-помощникам на слайде. Нет. Выбирают домашнее задание. Ребята оценивают свой уровень усвоения материала. Ученики размещают карточки с птичками на «Дереве успеха». | Регулятивные: - соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. (саморефлексия) Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - уметь точно выражать свои мысли. - проявлять активность в деятельности. |
2. Запишите слова.
3. Выделите корень в словах.