Сценарий праздника Дня птиц для обучающихся 5-7 классов
Мероприятие разработано для обучающихся 4–7 классов.
Продолжительность мероприятия 45–60 мин.
Оборудование: проектор и экран;
презентация, видео о птицах и звуковые файлы с голосами птиц;
для оформления зала: кормушки, скворечники и выставка фотографий птиц с названиями.
Цель: формировать у обучающихся собственный жизненный опыт взаимодействия с окружающим миром, а также познавательный интерес и бережное отношение к природе.
Задачи: показать разнообразие птиц в природе и их значение для человека;
развивать кругозор и творческие задатки обучающихся;
стимулировать к поиску дополнительной информации;
воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Мухаммад. Миллионы лет назад, в юрском периоде мезозойской эры, от древних рептилий археоптериксов произошли птицы и доселе мрачный мир, населенный лишь динозаврами, огласило птичье пение (Звуковой файл “Голоса птиц”).
Джулия. А еще через миллионы лет зашагал по планете человек, способный оценить это пение. Поднял человек голову вверх, посмотрел в голубое небо, а в небе жаворонок! Поет, заливается, трепещет крылышками. Посмотрел человек в сторону, а там орел парит свободно, легко! (Сопровождаются фрагментами видео из ВВС “Птицы”.)
Саша. Жизнь наших предков очень сильно зависела от природных условий, прежде всего, от погоды. Благополучие крестьянской семьи зависело от того, вовремя ли провели сев, успели ли вовремя укрыть сено от дождя, убрать осенью урожай.
Василина. Земледельцы внимательно следили за ветрами и облаками, туманами и росами, за поведением животных и птиц.
Свой музыкальный номер нам дарит Файзуллина Рузана.
Песня «Кукушка»
Мухаммад. Дня весеннего равноденствия ждали всю долгую зиму и встречали его праздничными обрядами. 22 марта церковь отмечает день памяти сорока мучеников. В народе этот день называется «сороки». Считалось, что с этого дня до наступления тепла остается сорок утренних морозов. Сорок дней, начиная с этого, хозяйки выбрасывали из окна хлебные кусочки со словами:
Джулия. Мороз, красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся,
Подобру-поздорову!
На сороки обычно ходили «окликать весну» – на высоком открытом месте пели протяжные, зазывные песни-веснянки, «гукали».
ГВ. Сейчас мы с вами попробуем исполнить веснянку. Сначала нам надо «прочистить голоса». Для этого надо как можно громче кричать: Йа! Йе! Йи! Йо! Йу! Теперь попробуем гукнуть: Гу! После каждого моего слова все вместе громко и протяжно крикнем: Гу!
Жаворонок! ГУ!
Жаворонок! ГУ!
На тебе зиму, ГУ!
А нам лето, ГУ!
На тебе сани, ГУ!
А нам телегу! ГУ!
Саша. Ежегодно 1-го апреля весь мир отмечает Международный день птиц. В этот день в 1906 году была подписана Международная конвенция об охране птиц. Сегодня мы поближе познакомимся с миром пернатых.
Василина. Весной пробуждается природа, и птицы первыми напоминают нам об этом.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Мухаммад. Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют, посмотри!
Что за звуки и песни польются
День-деньской от зари до зари.
Джулия. На солнце темный лес зардел, в долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.
Саша. Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
ГВ (Рузана) Разминка
Василина. Многие поэты описывали в своих стихотворениях птиц или использовали их образы. Благодаря поэтическому отношению человека ко всему, что его окружает, птицы вознеслись на небо. Есть на небе созвездия Райской птицы, Журавля, Павлина и Феникса, но мы не можем видеть их: все они расположены в Южном полушарии.
Мухаммад. Зато на нашем родном небе Северного полушария парят созвездия Лебедя и Орла, они хорошо видны летними ночами. (Слайд с созвездиями.)
Саша. Интересна легенда, которая вознесла орла на небо. Однажды Зевс разгневался на людей и лишил их огня. Но титан Прометей похитил огонь и вернул его людям. Разгневанный Зевс велел приковать Прометея к скале и пробить ему грудь копьем. Василина. Огромный орел ежедневно прилетал клевать печень титана, которая за ночь отрастала вновь. Страшные муки Прометея длились тысячелетия, пока Геракл не убил орла и не освободил титана.
ГВ. (Ляйсан) Игра 1
Мухаммад. Орел – сильная птица, с острым клювом и когтями, символ могущества и власти. (Слайд с изображением орла.) - Какие государства поместили орла на своем гербе? (Россия, Польша, Германия и др. – слайд.)
– Каких птиц нашего района вы знаете? (Гуси, утки, чибисы, синицы, снегири, сороки и др. – слайд.)
Джулия. Вернемся вновь к звездному небу. По нему, вытянув шею и широко раскинув крылья, “летит” вдоль Млечного Пути созвездие Лебедя. Созвездие Лебедя большое. Как же лебедь “взлетел” на небо? У этолийского царя была дочь Леда. Плененный дивной красотой ее, Зевс явился однажды купавшейся в реке Леде в образе лебедя.
Саша. Древние греки считали, что созвездие Лебедь и есть сам Зевс Громовержец: скрываясь от ревности своей жены Геры, летит он в облике лебедя на свидание к красавице Леде.
ГВ. Игра 2
Саша. Встречайте Ахметшину Ляйсан с песней «Вишенка»
Василина. Давайте, посмотрим на картину Михаила Александровича Врубеля “Царевна Лебедь”. (Репродукция картины и слайды.). Написать эту картину художнику подтолкнула сказка А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Мухаммад. В образе Царевны Лебеди Врубель изобразил свою жену, певицу Надежду Ивановну Забелу.
ГВ. (Борис) Игра 3
Джулия. Не только художники, но и композиторы использовали образ птиц в своих произведениях. “Лебединое озеро” – первый написанный П.И. Чайковским балет. Как прекрасна музыка, как точно передает она гордую красоту птицы.
Саша. Многие знают сказку Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди», сказку «Гуси-лебеди». Вспомните, как летят лебеди в теплые края. Это называется сезонной миграцией птиц. В пути им приходится многое терпеть: и страдают от голода и холода. Но все равно летят. (Слайд косяк лебедей)
ГВ. ( Рузана) Игра 4
Василина. Многое вы знаете о птицах, но многое вам и не известно. Вот, например:
А знаете ли вы, что... Колибри едят до 60 раз в сутки. Эти птички – самые маленькие на Земле. Они питаются нектаром, и перелетая с цветка на цветок, машут крыльями со скоростью 80 раз в секунду. (Слайд – колибри.)
Мухаммад. Самая большая птица – североафриканский страус обитает между Нигером и Суданом. Рост самца – 2 м 74 см, вес – 156,6 кг. Он самый быстрый бегун в мире, развивает скорость до 120 км/ч, прыжки его до 8 м. (Слайд – страус.)
Джулия. Наибольшая высота, на которой могут летать птицы – 8230 м. именно на этой высоте пилот гражданского самолета обнаружил 30 лебедей-крикунов. (Слайд – лебеди.)
Саша. Самые зрячие птицы: золотистый орел может видеть на расстоянии 3,2км зайца, а сапсан замечает голубя на расстоянии более 8км. (Слайд – орел.)
ГВ. (6 человек) Игра 5
Василина. Пробуждается природа, наполняются живительным соком деревья – всюду жизнь! Так и хочется сказать, что птицы на крыльях весну принесли!
Мухаммад.
Все на улицу скорей –
Надо торопиться!
Из-за гор, из-за морей
Прилетели птицы.
После зимней тишины,
После стужи зимней
Наши гости в честь весны
Распевают гимны.
- Каких птиц называют вестниками весны? (Грачей, скворцов, жаворонков.)
Джулия. Человек любуется птицами. Он пишет о них стихи, песни, картины. А зачем человеку птицы?
– Могут ли птицы жить без человека?
– А человек без птиц?
– Почему?
Саша. Совершенно верно, но, к сожалению очень много видов птиц уже уничтожено, многие занесены в Красную книгу. (Показ слайдов с птицами, которых уже не существует.)
Василина. Поэтому мы должны заботится о птицах, которые нас окружают. Что мы можем для них сделать? (Кормушки, домики, подкармливать и т.д.)
Мухаммад. Так вот, прежде, чем совершать какие-то поступки, особенно связанные с живыми существами, подумайте, а стоит ли ваша минутная слабость загубленной понапрасну жизни? Не будите ли вы раскаиваться об этом после?
А пока вы думаете, девочки моего класса дарят нам свой Флешмоб
Джулия. Пускай всегда такой обычай
В моей останется стране-
Встречать любовно стаи птичьи,
Всем сердцем радуясь весне.
Саша. А теперь пришла пора подвести итоги. Наше жюри оценивает ваше участие в празднике и лучшим знатокам птиц, а также активным участникам мы завяжем зеленые галстуки.
Василина. А пока жюри подводят итоги, послушайте внимательно в исполнении моих одноклассников песню «Просьба». (Все участники хором исполняют песню «Просьба!»)
Хором. Берегите птиц – они часть живой природы!
Приложения: Игры 1-5
Рузана Разминка
В качестве разминки предлагается ответить на ряд вопросов.
1. Так называют человека, который очень хорошо поет. (Соловей).
2. Так говорят о человеке, который упустил что-либо. (Проворонил).
3. О мужчине, который изо всех сил старается понравиться женщине говорят, что он распускает хвост этой птицы. (Павлин).
4. Так называют людей, спор которых вот-вот перейдет в драку. (Петухи).
5. О человеке, которому неуютно, говорят, что он нахохлился как эта птица. (Воробей).
6. Так называют влюбленных. (Голубки).
7. Так называют человека, который разносит сплетни. (Сорока).
8. Так называют доброго, милого, родного человека. (Ласточка).
9. Так называют человека с необычайно раздутым самомнением. (Индюк).
10. Так называют плохую мать. (Кукушка).
11. С этой птицей сравнивают человека, который пытается спрятаться от опасности. (Страус).
12. Так называют мужественного, сильного человека. (Орел).
ГВ. Ляйсан Игра 1
Загадочный конкурс
В этом конкурсе вам надо будет отгадать, какая птица описана в стихотворении. Если догадались – не кричите, а из букв, лежащих на столе, составьте нужное слово (в том падеже, в котором оно должно стоять в стихотворении – падежи помните?). Затем команда возьмет буквы в руки и выстроится так, чтобы все могли прочитать слово-ключ. Здесь вам не только надо будет быстро догадаться, о ком идет речь, но и быстро составить слово. Приготовились? Все ясно? Начинаем.
Всех перелетных птиц черней,
В пашне ищет он червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (грач).
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля…
Узнаете? Это… (цапля).
Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!».
А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит… (сорока).
В лесу ночном горюет птица,
Она назвать себя боится.
– Ку-ку… Ку-ку…
Не спит опушка,
А птицу эту звать… (кукушка).
Зимой на ветках – яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири).
На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться,
Два могучие крыла
У хозяина … (орла).
Обожаю непогоду,
Очень уважаю воду.
Я от грязи берегусь,
Чистоплотный серый… (гусь).
Мы построили вдвоем
Для гостей весенних дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай сюда… (скворец).
Ночь, как смоль, черным-черна.
Серой птице не до сна:
Меж кустов, как тень, скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает… (сова).
ГВ. Игра 2
Угадайте по пению, это голоса каких птиц? (Звуковой файл “Голоса птиц в природе”.)
ГВ. Борис Игра 3
Птица счастья завтрашнего дня
Сегодня вы тоже сможете почувствовать себя художниками. Наш следующий конкурс – рисовальный. Команды приглашаются на старт. Просим встать в очередь друг за другом. На листе бумаги надо нарисовать птицу, но не всю сразу, а по частям, один человек – 1 фрагмент. Причем рисовать надо ту часть птицы, которую вам скажет судья на старте. Оцениваться будет не только скорость, но и качество исполнения вашего шедевра.
Порядок рисования: клюв, нога, крыло, хвост, глаз, тело, вторая нога, голова, украшения, название.
ГВ. ( Рузана) Игра 4
Жили у бабуси два веселых гуся
Прошу команды для этого конкурса встать (сесть) в отдалении друг от друга, чтобы не мешать участникам команды совещаться друг с другом. В этом конкурсе вам надо будет называть песни о птицах или песни, в которой упоминаются птицы. Итак, «вожаки стай» приглашаются на стартовую линию. Команды по очереди исполняют по 1 куплету «птичьей» песни, не повторяясь. После исполнения песни «вожак» делает шаг вперед. Если команда не сможет назвать песню до удара гонга, то она выбывает из дальнейшего соревнования. Побеждает та команда, которая знает больше всего песен.
ГВ. Игра 5
Отчего? Почему?
Задание-викторина для болельщиков, пока жюри подводят итоги.
1. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)
2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла, до 15 см.)
3. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стрижи.)
4. Какая певчая птица может нырять на дно водоема и бегать по дну? (Оляпка. Она ловит на дне насекомых, червей и даже мальков рыб.)
5. Когда температура тела у воробья ниже – летом или зимой? (Одинаковая.)
6. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек.)
7. Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока.)
8. Какая птица носит название корабля? (Фрегат.)
9. Какая птица носит название танца? (Чечетка.)
10. Какая птица двигается по стволу и вверх, и вниз головой? (Поползень.)
11. Кто два раза родился? (Птица.)
12. Какие города носят название птиц? (Орел, сорока.)
13. Какая птица имеет в качестве названия фамилию писателя? (Гоголь.)
14. Какая птица носит название части музыкального инструмента? (Гриф.)
15. Названия каких птиц носят созвездия? (Лебедь, орел.)
16. Гнездо какой птицы съедобно? (Салангана.)
17. Какие виды ласточек живут у нас? (Городская – воронок, деревенская – касатка, береговая.)