Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №10 города Димитровграда Ульяновской области»
Голубева Ольга Владимировна,
учитель начальных классов
Сценарий воспитательного мероприятия «Спешите делать добрые дела»
Описание: мероприятие предназначено для проведения в 3-4 классах коррекционной школы VIII вида; на мероприятии учащиеся знакомятся с нравственными понятиями «милосердие», «доброта» и «добрые дела», убеждаются в пользе «добрых поступков» по отношению к окружающим; воспитательное мероприятие способствует формированию добрых и милосердных отношений в детском коллективе и в семье.
Цели:
- знакомство с нравственными понятиями «милосердие», «доброта» и «добрые дела»;
- формирование у учащихся потребности в доброжелательном отношении к окружающим, развитие навыков проявления сострадания и сочувствия;
- воспитание доброты и милосердия;
- создание благоприятных условий для атмосферы доброты, сострадания и взаимопомощи в коллективе класса.
Оформление: слайд-проектор, магнитофон, конверты с пословицами, «шкатулка добрых советов и добрых дел» со свитками, магнитные буквы, изображение радостного смайлика и шары красного и желтого цвета (для оформления).
(перед началом мероприятия, музыкальный фон – минусовка песни «Дорогою добра»)
Ход занятия.
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, уважаемые гости!
- Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы познакомиться с новым для вас словом –
словом «милосердие» (надпись на экране проектора)
- Что же означает это слово?
(музыкальный фон – приятная спокойная музыка)
- «Милосердие» - это одно из самых красивых слов на свете. Оно образовано из двух слов: «милое» и «сердце» (надпись на экране проектора)
- Милое сердце (говорить мягко)…
- Ребята, а как по- другому можно назвать «милое сердце»? ( красивое, тёплое, ласковое, доброе)
- Правильно, милое сердце – это сердце, которое любит, жалеет и помогает. Человека, у которого по-настоящему милое сердце, мы называем милосердным.
- Подведём итог, МИЛОСЕРДИЕ – это готовность помочь другому человеку.
Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой, надо отложить свои дела, забыть обо всём кроме того, что ты должен помочь. Милосердный человек никогда не пройдёт мимо нуждающегося в помощи. Он всегда приходит на помощь в трудную минуту.Милосердие – это доброжелательное и заботливое отношение к людям.
- Итак, какого человека можно назвать милосердным? (ответы детей)
- Молодцы, запомнили.
Ребята, сейчас я вам предлагаю послушать басню замечательного писателя Льва Николаевича Толстого. Лев Николаевич Толстой( портрет писателя на экране) – это известный писатель, который написал много умных и полезных произведений для самых маленьких читателей и слушателей – для вас. Сегодня мы познакомимся с одной из его басен. А называется басня …
«СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК»
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него падало изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить. Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним»
- Как относились муж и жена к старому человеку?
- За что они обижали дедушку?
- Можно ли назвать родителей мальчика милосердными людьми?
- Они исправили свою ошибку?
- А кто им в этом помог?
К людям старшего возраста нужно относиться уважительно, бережно. Они прожили долгую жизнь, накопили большой опыт, многое знают и умеют. Прислушивайтесь к их советам, выполняйте просьбы, старайтесь помогать, чем можете.
Как только вы родились, вы попали в ласковые руки членов всей вашей семьи.. Мама, папа, бабушка, дедушка заботятся о вас, оберегают, жалеют, балуют, дарят игрушки и книжки.
Но сегодня и ваша помощь нужна родным людям. Убрать за собой игрушки, помыть посуду, вытереть пыль - ведь это совсем несложно. Зато сколько радости ваш труд принесет родным! Они поймут, что вы думаете и заботитесь о них.
Вы, конечно, знаете, что о младших сестрах и братьях нужно заботиться, помогать маме и папе их растить. А вот у старших можно многому поучиться!
Расскажите, какие вы домашние дела выполняете?
- Продолжите моё предложение…
Упражнение «Продолжи предложение»
- Какому доброму поступку будет рада ваша мама? Начинайте предложение со слов: «Моя мама будет рада, если я…»
- «Моя младшая сестрёнка (братишка) будет рада (или рад), если я…»
-« Учитель (или воспитатель) будут рады, если я…»
Стихи детей
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово!
На клумбе цветок,
Его листья повисли.
Грустит он…О чем?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик спустился из лейки твоей.
А что же сестренка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестренке!
И ты обернулся
Ретивым конем –
Галопом сестренка
Помчится на нем!
Хоть мама
Еще не вернулась с работы,
Не трудно узнать
Ее думы, заботы.
“Вернусь,
Хорошо бы пошить, почитать…
Да надо с уборкой возиться опять”.
И ты совершаешь великое чудо –
Пол засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой:
– Да это, как в сказке,
Волшебник ты мой!
– Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит люди, к сожалению, совершают и добрые, и злые дела.
- Подумайте и скажите, что такое доброта? (это заботливое и внимательное отношение)
- А с чем можно сравнить доброту? На что она похожа ? Хорошо, давайте подумаем вместе…
Вот наш класс. Когда у нас в классе всё по-доброму, какое у всех настроение ? Всем становится тепло, правда? Так, на что похожа доброта.? (на солнышко) Ребята, есть даже такая пословица «Доброта, что солнце» (надпись на экране проектора)
Когда солнышко светит – хорошо, а когда кругом все добрые – ещё лучше! И нам сегодня поможет солнышко... Оно своим лучиком посветит в наш класс и сделает обстановку более тёплой и дружелюбной.
Ребята, давайте улыбнёмся также как доброе, ласковое солнышко… С этой минуты солнце будет согревать нас , а вы в свою очередь должны дружить между собой и всегда совершать только добрые поступки. Обещаете? (ответы детей)
(звучит сигнал SOS, на экране появляется конверт с надписью «Помогите художнику»)
- Ребята, от вас требуется помощь. Наступила пора совершить доброе дело. Я вам буду показывать рисунки одного художника, на которых изображены поступки детей. Вы внимательно посмотрите, определите характер поступка (добрый или недобрый), а также посоветуйте художнику, что нужно изменить на рисунке, чтобы поступок стал добрым.
(демонстрация по –очереди рисунков; обсуждение)
- Ребята, а вы любите сказки ? А мультфильмы? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Добрый – злой». На экране будут появляться по-очереди сказочные и мультипликационные герои. Если герой добрый, вы должны радостно хлопать в ладоши, а если злой – топайте ножками. Готовы? Начали?
На экране проектора по-очереди появляются изображения известных сказочных героев: Золушка, волк из «Ну, погоди», Баба Яга, Мальвина, Крокодил Гена, Красная Шапочка, доктор Айболит, мыши из м\ф «Кот Леопольд»,Кот Леопольд.
- Молодцы! Ребята, давайте посмотрим внимательно на Кота Леопольда. Опишите его. Какой Кот Леопольд? ( добрый, вежливый, отзывчивый) Ребята, а помнит кто-нибудь любимые слова Кота Леопольда? ( «Ребята, давайте … … !», ответы детей) (на экране появляется надпись)
Будем жить дружно? Обещаете ?
(звучит сигнал SOS, на экране появляется конверт с надписью «Письмо от Кота Леопольда»)
- Ребята, ничего не понимаю!..Наверно, снова кому-то потребовалась наша помощь. Что написано на конверте ? Прочитайте. Письмо? Какое письмо? Где же его мы возьмём ? Ребята, а как у вас в доме появляются письма ? (приносит почтальон) А что ещё приносит почтальон ? (газеты) Какая полезная профессия. Кто-нибудь хочет в будущем работать почтальоном? (ответы)
(воспитатель берёт в руки два конверта, заглядывает в один из них)
- Письмо будем читать? Но что это? Здесь только отдельные слова. Видимо во время пересылки предложения рассыпались на слова. Попробуем собрать предложения.( работают 2 группы по 3 человека под музыкальный фон - минусовку песенки «Если добрый ты…»)
- Что получилось? Ребята, а Кот Леопольд прислал нам пословицы о добре:
1. «Доброе слово лечит, а злое калечит»
2. «Не одежда красит человека, а его добрые дела»
(пословицы вывешиваются на доске, идёт обсуждение смысла пословиц)
- Мудрый и добрый Кот Леопольд прислал нам полезные советы в виде пословиц. Кот Леопольд рассылает такие советы всем ребятам для того, чтобы они были такими же добрыми как и он. А в благодарность замечательному герою предлагаю спеть его любимую песенку.
Песня «Если добрый ты…» ( минусовка песни)
- А сейчас приглашаю на соревнование в «Эстафете добрых дел» (решение ситуативных задач-сценок)
Задачи:
1. Один из дежурных заболел. Девочка одна берётся за уборку одна. Ей нужно поднять стулья, подмести, принести воду, вытереть пыль и вымыть пол.
Ваши действия?
2. Девочку из 1 класса толкнул старшеклассник. Она стукнулась о стену и больно ударила руку. Девочка присела около стены и заплакала. Вы идёте мимо и видите плачущую девочку. Ваши действия?
3. Какое время года сейчас? (ответ) Зимой бывает скользко. Вы идёте по улице. Перед вами идёт бабушка и вдруг она падает. Ваши действия?
- Ребята, добрый человек не только делает добрые дела, он использует в своей речи добрые слова.
- Как по-другому называются добрые слова? (ответы)Правильно, вежливые, «волшебные».
Для того чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще пользоваться “волшебными” словами, от которых становиться радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей. В слове заключена великая сила.
– Давайте повторим вежливые добрые слова.
– Назовите слова, которыми можно выразить благодарность. (Спасибо, благодарю)
– Слова, которыми можно поприветствовать. (Здравствуй, привет, как я рад тебя видеть)
– Слова, которыми можно попросить прощение. (Прости, пожалуйста, извини)
– Слова, с помощью которых можно обратиться с просьбой. (Пожалуйста, будьте добры)
Воспитатель:
Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
- Так что нужно человеку добрые слова или дела? (слова и дела)
Стихи детей:
— Добрый день! — тебе сказали,
— Добрый день! — ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Нам желают «Доброго пути!»
— Будет легче ехать и идти.
— Здравствуйте! — ты скажешь человеку,
— Здравствуйте! — он скажет нам в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно,
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад,
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат.
Упражнение «Шкатулка добрых дел и добрых советов»
- Ребята, сейчас я вам покажу шкатулку. Это шкатулка непростая. В ней с давних времён хранятся добрые дела. Давайте откроем шкатулку и узнаем, какие добрые дела для нас сохранили предыдущие поколения. (ребята выходят по-очереди к доске и зачитывают карточки)
- помогать всем людям.
- любить только себя.
- беречь природу.
- защищать малышей.
- всегда говорить «спасибо» за заботу.
- всегда говорить только правду.
- всегда слушаться взрослых.
- Но что случилось? Все ли здесь дела добрые? (нет) Да, шкатулка добрых дел засорилась делами совсем немилосердными . Ребята, мы должны помочь шкатулке и убрать из неё недобрые дела, т.е.немилосердные дела.(дети рвут карточки с плохими делами)
- Все остальные советы правильные, им нужно следовать каждый день нашей жизни. Принимаем добрые советы? Будем по ним жить? Обещаете?( ответы)
- Молодцы! Вы совершили ещё одно доброе дело. Шкатулка спасена. Теперь она сможет познакомить других мальчиков и девочек с добрыми делами и советами , т.е. милосердными.
- Наступило время для подведения итога.
Вопросы для итога:
- С каким новым словом вы сегодня познакомились?(ответы детей).
- Что оно означает? (ответы детей ).
- Кому может понадобиться ваша помощь? (ответы детей)
Воспитатель:
- Девочки из нашего класса помогают первоклассницам заправлять кровати, мальчики помогают девочкам приносить воду во время дежурства. Ребята с удовольствием помогают нам с Оксаной Петровной. Помощь каждого из вас необходима каждый день. Будьте внимательными, не проходите мимо. Спешите делать добрые дела и о вас будет идти добрая слава. Мальчишки и девчонки, идите всегда лишь дорогою добра!...
Песня «Дорогою добра» (исполняют учащиеся класса)
Воспитатель:
На память о нашей встрече примите закладки для книг с главным пожеланием на сегодня и навсегда: «Спешите делать добрые дела!»